Незваный гость

Такси долго и медленно кружило по Подолу. Мокрый, скользкий снег не позволял ехать быстрее. Наконец водитель свернул в узкую, тёмную улочку, подъехал к трёхэтажному старому зданию и остановил машину. Я расплатился, взял сумку и направился к подъезду. Подойдя к входной двери, потянул за ручку. Мне повезло: дверь оказалась не запертой. Поднялся по удобной и не крутой лестнице и на третьем этаже подошёл к входной двери квартиры номер десять. Проверив фамилию на двери, нажал на кнопку звонка. За дверью не было слышно ни звука. «Может быть, у них испортился звонок», - подумал я и несколько раз сильно постучал кулаком в дверь. Потом опять позвонил. И ничего.
Неожиданно дверь распахнулась. Молодой мужчина лет тридцати шести, в трусах и майке, удивлённо, но спокойно смотрел на меня.
«Здравствуйте, - сказал я и, не услышав ответа, добавил, - я от дяди Менделя и тёти Розы из Житомира».
Всё тот же удивлённый взгляд серо-голубых глаз и рассеянная улыбка на лице.
И вдруг я вспомнил, ведь в Житомире меня предупредили, что их племянник и его жена – глухонемые! Их дети говорят и слышат, а они глухонемые. Наверное, и звонок у них не звенит, а включает какую-то мигающую лампочку.
Быстро вытащил из сумки блокнот и авторучку и написал: «Я от дяди Менделя и тёти Розы из Житомира».
Лицо хозяина квартиры несколько оживилось. Он подвинулся и широким жестом пригласил меня войти. Пройдя через небольшую прихожую, я вошёл в гостиную. Хозяин, закрыв дверь, вошёл за мной.
Несмотря на то, что гостиная была довольно большая, с высокими, дохрущёвскими потолками, в ней было довольно жарко. В центре гостиной стоял большой раздвижной стол, застеленный синей скатертью, и шесть стульев. На столе стояла небольшая пустая ваза, пепельница и тетрадь.
Подойдя к столу, мужчина открыл тетрадь, достал из кармана карандаш и написал: «Не шуми – дети спят. И кто ты?»
Я написал в ответ: «Меня зовут Шурик, приехал пару часов назад из Житомира. Моя жена дальняя родственница твоей мамы и тёти Розы. Её мама, моя тёща, их внучатая племянница. А ты, наверное, Петя».
 Хозяин квартиры взял у меня тетрадь и написал: «Да, меня зовут Петя, а жену мою зовут Тамара, но она сегодня во вторую смену и придёт около двенадцати ночи. А как зовут твою тёщу?»
Началась активная переписка. Я написал: «Её зовут Энна Калика, в девичестве Славуцкая. Мы живём в Кишинёве».
- А что ты делаешь здесь в Киеве? Когда и зачем ты ездил в Житомир?
- В Житомире я был по работе, и в Киев приехал пару часов назад. Так как мой поезд отправляется на Кишинёв только завтра днём, а в Киевских гостиницах нет свободных мест, я по совету твоей тёти Розы приехал переночевать к Вам. Надеюсь, Вы не будете против.
- Против родственников мы, конечно же, ничего не имеем! Но я так и не понял, кем ты нам приходишься. Я знаю, что у мамы есть родственники в Одессе, а про родных из Кишинёва никогда не слышал.
- И я до вчерашнего вечера не подозревал о Вашем существовании, а родственников из Одессы тоже знаю хорошо! Мы с женой даже ездили к ним в гости, когда отдыхали на Чёрном море.
Петя почему-то нахмурился, но потом неожиданно оживился и, попросив меня знаками обождать, вышел в одну из спален. Через пару минут он вернулся с большим и толстым фотоальбомом в руках, и наша переписка возобновилась с новой силой.
«Покажи мне свою тёщу», - написал Петя и, открыв альбом на первой странице, подвинул его ко мне.
На меня с фотографий смотрели совершенно не знакомые мне лица.
Я начал листать альбом. Пару раз наткнулся на тётю Розу и дядю Менделя из Житомира и, указав на них, написал их имена в тетради. На одном из листов была наклеена большая групповая фотография, снятая в знакомом мне Одесском дворе тёти Или и дяди Яши. Пролистав альбом до конца и не найдя в нём ни одной фотографии моей тёщи, я вернулся к той фотографии. Выписывая для Пети в тетради имена, я стал указывать на знакомых мне людей:
- Это тётя Иля и её дочери Лена, Клава и Белочка. А это их отец, дядя Яша. Он стоит возле твоих дяди и тёти из Житомира. А эта девушка моя жена. Эта фотография сделана ещё до нашей свадьбы и, потому меня на ней нет.
- А где же всё-таки твоя тёща? – недоверчиво глядя на меня, опять написал Петя.
Я не знал, что ответить Пете, но боясь потерять его доверие и оказаться ночью на улицах Киева, принялся усердно разглядывать фотографию. В правом углу на ней было большое ветвистое дерево и я, набравшись наглости, написал: «Видишь это дерево? Я думаю, что моя тёща стоит за ним».
Ответом мне была лишь кривая, натянутая улыбка на Петином лице. Мне стало жарко, да и в доме было чересчур натоплено. Я снял меховую шапку и шарф и положил их на стол. Снять пальто без разрешения хозяина я не решился.
Старинные часы пробили одиннадцать раз и умолкли.
«Петина жена Тамара вернётся домой только через час, да и она меня не знает. Что же делать?!» Мысли лихорадочно носились в голове и вдруг мой взгляд упал на угол шахматной доски, выглядывающей из-за большого чемодана, стоявшего на высоком шкафу.
Вновь взяв в руки тетрадь и ручку, я торопливо написал:
- Петя, ты играешь в шахматы?
- Да, а ты? - машинально ответил он.
- Конечно, - отписал я, - давай сыграем партию.
- Ну, давай, - обрадовался Петя, - но знай, я играю хорошо, у меня третий разряд.
Боясь его спугнуть, я не стал ему рассказывать, что у меня первый разряд и пару лет тому назад даже стал чемпионом своего города (мой главный соперник неожиданно заболел).
Петя уже снял со шкафа шахматы, высыпал из них все фигуры на стол и стал их расставлять на шахматной доске.
Мне выпало играть первую партию белыми, и я пошёл E2-E4.
После того как Петя ответил E7-E5, я решил сыграть не очень распространённый королевский гамбит, который любил и знал очень хорошо. F2-F4.
Игра началась. Петя играл серьёзно, но азартно. Ему не хватало выдержки и расчета.
Очень скоро он проиграл и сразу же написал: «Давай ещё одну». Я согласно кивнул в ответ. Видно было, что он меня зауважал.
На этот раз игра развивалась намного медленнее. Петя подолгу думал, проверяя каждый свой ход, но всё-таки попал в тяжёлую ситуацию.
Вдруг я услышал звук поворота ключа в замке, и в комнату вошла Тамара. Пройдя два шага, она остановилась в недоумении. Её глазам представилась сюрреалистическая картина: Петя в майке и трусах, стоя коленями на стуле и опираясь подбородком на согнутую в локте левую руку, держал правую руку над доской с фигурами, ещё не решив, какую из них двинуть. Напротив него, весь потный и растрепанный, в тяжёлом драповом пальто, стоял я, сложив на груди руки в ожидании Петиного хода.
Тамара подошла к столу и дотронулась до Петиного плеча. Он поднял голову, и началось быстрое, обоюдное жестикулирование.
Через пару минут они о чём-то «договорились». Тамара взяла ручку и написала: «Раз тебя послала к нам тётя Роза, значит, она знала что делает. Снимай пальто и пошли на кухню чай пить».
Я быстро поднялся, но Петя жестом меня остановил и написал: «А как же партия?».   Я написал в ответ: «Предлагаю ничью». По широкой, во весь рот улыбке, было ясно, что он согласен. И мы пошли пить чай. После чаепития с вкусными бутербродами,  Тамара постелила мне на диванчике в гостиной и ушла с Петей в спальню.
Я с радостью разделся, залез под одеяло и моментально уснул.
Проснувшись около десяти часов утра, я обнаружил, что кроме меня в доме нет никого. Подойдя к столу, около которого на стуле лежала моя одежда, я увидал, написанную большими буквами записку:
 «Доброе утро, Шурик. Петя ушёл на работу, я иду отвести детей в школу, а потом у меня есть много дел в городе. Приду поздно. Завтрак на столе в кухне, ключ от входной двери там же.  Когда уйдёшь, не забудь положить его под половичёк у двери. Счастливой тебе дороги и передавай от нас привет всем родным, Тамара».
                _ _ _

С тех пор прошло уже более сорока лет, но больше мне с ними так и не пришлось встретиться. Где они и что с ними я не знаю, но чувство благодарности и глубокое уважение к Тамаре, которая своей женской мудростью и интуицией за пару минут разрешила все наши проблемы, осталось в моей душе до сих пор.


Рецензии
Интересно и трогательно!
Прочитал на одном дыхании!

Альберт Аскаль   19.06.2014 09:41     Заявить о нарушении