Загадка лузирского человека

Почти шестьдесят лет назад заключенные тюрьмы на холме Лузира, близ границы Уганды Кампалы, рыли траншеи под фундамент для строительства подсобных помещений. Кирка одного из них одного из них неожиданно ударилась о твердый предмет -скульптурное изображение человеческой головы. Находка оказалась частью керамической фигуры. Рядом раскопали фрагменты туловища и конечностей... Строители отказались работать на этом месте: многие уверяли, что найденная скульптура предвещает несчастье.
Странной оказалась голова фигуры: выдающийся вперед подбородок, длинный нос, прическа, удивительно напоминающая судейский парик, и подобие подушечки на макушке.
Приглашенный в Лузиру английский археолог Е. Уэйлэнд отказался комментировать находку. Он сказал, что не может найти сравнений ни с одной известной культурой в Африке. Его слова повторил сотрудник Британского музея, к которому попало изображение загадочного «судьи». А известный исследователь Уганды Томас Скотт заявил, что не знает аналогов этой фигуры в мире.
Шли годы, но «лузирский человек» продолжал хранить свою тайну, давая ученым пищу для размышлений. Профессор Лванга-Луньиго недавно высказал предположение о том, что эта фигура могла быть частью доселе неизвестного культа жителей побережья озера Виктория. Но хотя в приозерном районе и рас¬положены некоторые из самых важных в традиционной религии мест поклонения, проведенные исследования никак не прояснили происхождения статуи. А у мест¬ного племени баганда изображения чело¬века практически отсутствуют.
Угандийский историк Майкл Нсимби полагает, что фигурка попала в Лузиру с побережья Ин¬дийского океана. Есть люди, которые высказы вают осторожную догадку, что голова могла изображать пришельца из других миров.
Но Уэйлэнд обнаружил в месте на¬ходки «лузирского человека» множе¬ство черепков гончарных изделий. Некоторым черепкам, по мнению ученого, столько же лет, сколько и статуе - пять-шесть веков. Но ученые обратили внима¬ние на сходство этих черепков с осколками глиняной посуды, найденны¬ми в начале XX века в другом загадочном месте -
Бигго-бья-Мугеньи, или в переводе форт Мугеньи, - это развалины древних укреплений на южном берегу реки Катонги в западной части Уганды. До сих пор сохранились кольца глубоких - до пяти метров - траншей, пробитых в сплошной скальной породе. Общая их протяженность составляет шесть километров. Как гласят легенды, Мугеньи был одним из мест обитания бачвези - загадочного племени, которое удивляло местных жителей своими знаниями и способностя¬ми. Они делали вещи, как говорят африканцы, которые не мог сделать ни один человек. Они с легкостью пролетали над озерами, забирались на отвесные скалы. Они лечили все болезни. Они сообщали вести о событиях, которые происходили очень далеко.
Бачвези оставили после себя постройки, развалины которых сохранились до сегодняшнего дня. После внезапного исчезновения бачвези археологи обнару¬жили   странные предметы, которые по времени относились к эпохе   существования Бигго-бья-Муге¬ньи, но по внешнему виду совершенно не соответствовали тем изделиям, что изготав¬ливали племена, насе¬ляющие Уганду.
Первое упоминание о Бигго (так сокращен¬но назовем это место) появилось в «Оффиши-эл газетт» - издании протектората Уганда -15 мая 1909 года. В за¬метке говорилось, что жители связывают происхождение форта со сверхъестественными силами. По существующей и доныне традиции растущие там деревья и кусты считаются священными: тот, кто осмелится их срубить, по¬гибнет. Ни один местный житель не прой¬дет мимо этого места ночью или во вре¬мя дождя. Вблизи развалин уже давно никто не живет.

Первые раскопки Бигго проводились в начале 20-х годов XX века. Тогда-то и на¬шли осколки гончарных изделий, которые были отправлены в Британский музей. Неподалеку научные экспедиции обнаружили остатки ирригационных построек, которые, судя по всему, возводились весьма квалифицированными строителя¬ми. Уэйлэнд сравнил их с остатками ирригационных сооружений на острове Шри-Ланка, возраст которых превышает две тысячи лет.
Но самая интересная находка была сделана в 30-х годах. Пожилая крестьян-ка полола огород и наткнулась на глиняный предмет цилиндрической формы. Она отнесла его деревенскому вождю, а тот переправил в Национальный музей. Размером цилиндр был невелик: четырнадцать сантиметров высотой и восемь в диаметре. Его глиняная поверхность усеяна выпуклостями и отверстиями. Кем из¬готовлен этот предмет и для какой цели - не известно до сих пор.
Тайна плотно окутывает и так называемые норы Валумбе на холме Танда, километрах в семидесяти от форта Мугеньи. На языке луганда «валумбе» означает смерть. Легенда гласит, что однажды бог неба Гулу рассердился на Ва¬лумбе и прогнал его на землю. А вдогон¬ку послал своего брата Каикузи, чтобы тот убил неугодного. Спускаясь, Валумбе обнаружил погоню. Тогда он решил скрыться от Каикузи и стал... нырять в землю. Нырнет - Каикузи за ним. А Валумбе по¬является из-под земли уже в другом месте. Так и не догнал его Каикузи, так и осталась смерть с людьми.
После той сумасшедшей «гонки» на холме Танда появилось множество отвер¬стий - больше двухсот. Сейчас густые за¬росли покрывают этот холм, и без про¬водника можно запросто провалиться под землю. Отверстия располагаются одно за другим в определенном порядке. Все они имеют примерно полтора метра в диаметре. Глубина разная - от трех до семидесяти метров. Вырыты в скальной породе и уходят перпендикулярно вниз. Такие же «дыры» были найдены и в других районах Уганды. Их возраст не определен, хотя местные ученые предполагают, что они существуют «очень давно».
По форме «норы смерти» напоминают горнорудные шахты. Но что могли искать здесь древние племена? Лишь в нескольких холмах, где обнаружены подобные отверстия. Имеются намеки на полезные ископаемые. Причем в очень незначительных количествах. Кроме того, как могли пройти десятки метров скальной породы , имеющие в своем распоряжении лишь примитивные орудия тру¬да?
Так существует ли связь отверстий с развалинами Бигго и связаны ли те, в свою очередь, с лузирским человеком» или с таинственными бачвези? Пока на эти вопросы вразумительных ответов нет. Но ученые не ставят крест на своих поисках.
ще в 1934 году Е. Уэйлэнд высказал предположение, что существовала связь между Бигго-бья-Мугеньи и развалинами... Великого Зимбабве - го¬рода-крепости, находящегося на терри¬тории нынешнего Зимбабве. Он сравнил план угандийских построек (а «лузирский человек», напомним, найден около столи¬цы Уганды) с зимбабвийскими, и оказалось, что у них много общего: та же полу¬круглая или полуэллиптическая ограда небольших дворов, прилепленных к стенам централь¬ной постройки, те же методы возве¬дения стен. Значит, был какой-то один архитектор! Более того, Уэйлэнд обнаружил в пятнадцати километрах от Бигго местечко под назва-нием Сембабулве.
- Так Сембабулве - это же Зимбабве, иначе быть не может, так похоже! - вос¬кликнул исследователь. - Ключ к загадке - «лузирский человек» - скрывается здесь, а заодно и к загадке Древней Родезии: где она находилась все-таки?
Оптимизм ученого мог быть и не со¬всем оправданным. Но в ходе последую¬щих раскопок в Бигго-бья-Мугеньи нашли черепки гончарных изделий, очень похо¬жих на остатки утвари, найденной в Ве¬ликом Зимбабве. И самое поразительное: в развалинах Великого Зимбабве обнаружили цилиндр, подобный тому, что нашли в Бигго! Более того, аналогичный цилиндр до этого был найден при раскоп¬ках на... Кипре! Его сравнила с угандийс¬кой находкой известная исследователь¬ница культуры Зимбабве Г. Катон-Томп-сон. Очень похожи!
Зимбабве - Уганда - Кипр... Была ли когда-нибудь связь между ними? И откуда взялся «лузирский человек»? Ответа пока нет. Африка хранит много тайн, но неохотно с ними расстается...
2001 год
Галина Остякова,
Слава  ОРЛОВ


Рецензии