Гл. 5. Ночная запись концерта для Сталина

Гл.5. Ночная запись концерта для Сталина.

        Без помощи всесильного НКВД решить возникшую вдруг проблему было, разумеется, невозможно.
На панический звонок из Радиокомитета дежурный по тайному ведомству офицер обещал помочь. И вскоре ночными улицами столицы понеслись по конкретным адресам зловещие арестантские воронки.
Собрать в эту пору музыкантов оркестра, оказалось делом непростым. Часть из них сразу после концерта разъехалась по другим городам. Пришлось собирать, кого попало, и к полуночи смогли собрать музыкантов, способных играть в едином оркестре.
Разумеется, послали «воронок» и за Марией Юдиной.
Резкий стук в дверь не оставлял сомнений, кто и зачем пришёл к знаменитой пианистке в столь поздний час.
Суровые люди в штатском попросили пианистку проехать с ними, не объясняя цели этой ночной поездки. Да они и сами вряд ли знали её конкретную цель. Для них это была привычная работа: поднять среди ночи перепуганного человека и отвезти, куда приказано.
Пианистка тоже была уверена, что это арест, за которым последуют допросы, как водится, с пристрастием, а затем тюрьма, Соловки или просто… расстрел…
К сожалению, весь этот кошмар был уже столь привычным и почти естественным для той суровой эпохи, что каждый человек внутренне был готов к такому скорбному финалу своей жизни.
Но привезли её не на Лубянку, а в Радиокомитет. Провели в концертную студию, мимо растерянных и перепуганных музыкантов, прямо к роялю, за которым она сегодня уже играла.
Дежурный по Радиокомитету объяснил ей ситуацию.
Оказывается, Сталин лично звонил руководителю комитета и срочно заказал для себя пластинку с концертом Моцарта. В девять утра пластинка должна быть у него на столе.
Но у музыкантов был полный разброд. Они никак не могли настроить инструменты и сыграться. Истеричный дирижёр и вовсе упал в обморок.
        Привезли другого, но и тот оказался от страха неработоспособным: на нервной почве у него двоилось в глазах, нот разобрать не мог, а наизусть партию не знал.
        Послали за третьим.
        Своим спокойствием и собранностью, Мария Вениаминовна Юдина помогала прийти в себя музыкантам, помогала настроиться на рабочий лад и начать запись первой части концерта.
Оркестр и солистка постепенно обретали сыгранность, и работа по записи пластинки пошла на лад.
Третьим дирижёром оказался Александр Васильевич Гаук, с которым они сегодня днём уже играли 23-й концерт Моцарта. Взаимопонимание у солистки и дирижёра было великолепное. С оркестром опытный Гаук тоже быстро нашёл чуткие нити взаимопонимания.
        И творческая работа закипела.
Не всё, разумеется, шло гладко, некоторые места приходилось проигрывать по два, пять и даже более раз, чтобы получилась чистая и чёткая запись.
Но, тем не менее, пластинку записали довольно быстро. По крайней мере, гораздо быстрее, чем можно было ожидать по первоначальному разброду и несыгранности музыкантов.     
        Во многом, столь успешной работе способствовала вдохновенная игра солистки Марии Вениаминовны Юдиной. Она поняла, что должна максимально использовать предоставленный ей уникальный шанс высказать музыкальным языком вождю-тирану всё, что она о нём думает.
        И не просто обличить, но пробудить в холодном, стальном сердце Сталина-диктатора глубинную покаянную вину перед миллионами людей, загубленных по его приказу, перемолотых железными зубами дракона террора, призванного революцией и Сталиным из преисподней.
        Она поняла, что уже вечерним исполнением этого концерта Моцарта, что-то затронула глубокое и заповедное в обычно далёком от сентиментальности сердце тирана. И если он заказал пластинку, значит, ощущает потребность снова и снова омываться в этом таинственном музыкальном роднике
        И поэтому она должна сыграть на таком уровне, чтобы потребность в покаянном омовении его сердца через музыку возникала у Сталина снова и снова.
        Пианистка играла, а из глаз её текли слёзы великого сострадания не только к миллионным жертвам, но и к их палачу, железное сердце которого разбудила и растопила музыка Моцарта в её вдохновенном исполнении.

Продолжение следует.


Рецензии