Письма к madame... о методе. Письмо девятнадцатое

     Madame! Но какова цель познания?.. И какова цель жизни?.. Я не буду околичить в своих ответах на эти вопросы…
     Мне кажется, что главная цель любой человеческой жизни – это обретенье полной уверенности в том, что вы обеспечили после вашей смерти не только достойное погребенье вашего бренного праха, но и тщательный уход за вашей могилой. Подумайте на досуге о египетских пирамидах и сарматских курганах, ведь такие сооруженья – это самое бесхитростное подтвержденье моей идеи...
     А проще говоря, цель человеческой жизни – это запечатленье своей личности в памяти отдалённого потомства… Никакой иной цели, по-моему, нет…
     Я знаю, что вы сейчас ощутили надсадное разочарованье… Но если вы сумеете обуздать это крайне неприятное чувство, то вы поймёте, насколько эта цель достойна ваших упорных устремлений достигнуть её… Вспомните о мириадах человеческих особей, которые такую цель достигнуть не сумели…
     И тогда власть над людьми, богатство, здоровье и любовь женщин перестанут быть для вас самоцелью, но приобретут они свойство необходимых вам орудий для того, чтобы достигнуть… Но, чего именно достигнуть, каждый решает для себя сам…
     Но и та главная жизненная цель, о которой я здесь написал, – это всего лишь та видимая цель, которую нам в земной жизни дано постигнуть…
     А я теперь определённо знаю только одно: всё, к чему жадно и самозабвенно мы стремимся, – осознанно или бессознательно, – является не более чем средством…
     Но даже пониманье этого даёт власть...   


Рецензии