Микеланджело Антониони. Ночь. 1961

   Филармонический проект "Путешествие на край ночи" (экспликация авторской версии знаменитой ленты Микеланджело АНТОНИОНИ "НОЧЬ") возник в результате многолетних размышлений философа и киноведа, автора капитальных трудов по интермедиальным исследованиям искусства, Мирсаида САПАРОВА.
     Многочисленные авторские проекты интеллектуального киноклуба SAPAROV посвящены эстетике и художественному миру великих кинорежиссеров ХХ века: Акира КУРОСАВА, Ингмара БЕРГМАНА, Луиса БУНЮЭЛЯ, Микеланджело АНТОНИОНИ, Сергея ПАРАДЖАНОВА, Карла ДРЕЙЕРА, Жана-Люка ГОДАРА, Фрица ЛАНГА, Пьера Паоло ПАЗОЛИНИ, Сатъяджита РЕЯ, Стэнли КУБРИКА, Сергея ЭЙЗЕНШТЕЙНА и других.
               
                Татьяна Алексеева

Микеланджело АНТОНИОНИ. НОЧЬ. 1961г. Главный приз Берлинского МКФ«Золотой медведь», приз «Давид ди Донателло»

В главных ролях: Марчелло МАСТРОЯННИ, Жанна МОРО, Моника ВИТТИ, Бернхард ВИККИ





 Под чудотворным, нежным звоном
Игральных слов стою опять.
Полудремотное существованье —
Вот, что осталось от меня.
Так сумасшедший собирает,
Осколки, камешки, сучки,
Переменясь, располагает
И слушает остатки чувств.
И каждый камешек напоминает
Ему — то тихий говор хат,
То громкие палаты дожей,
Быть может, первую любовь
Средь петербургских улиц шумных
Когда вдруг вымирал проспект,
И он с подругой многогульной
Который раз свой совершал пробег,
Обеспокоен смутным страхом,
Рассветом, детством и луной.
Но снова ночь благоухает,
Янтарным дымом полон Крым,
Фонтаны бьют и музыка пылает,
И нереиды легкие резвятся перед ним.

          Константин ВАГИНОВ Октябрь 1924


     «НОЧЬ» - изысканно красивая  и неожиданная лента великого АНТОНИОНИ, не перестающая удивлять своей лаконичностью и выразительностью.
       Действие в фильме начинается вечером одного дня и заканчивается ранним утром другого. И можно только восхищаться тем, что режиссеру удалось, воспроизводя ограниченный отрезок времени, добиться такой эмоциональной насыщенности и символичности, которые соответствуют целой эпохе человеческой цивилизации.
    «НОЧЬ" Микеланджело АНТОНИОНИ -  второй фильм из его прославленной  тетралогии, сумевшей с неведомой дотоле проникновенностью и магической осязаемостью передать мироощущение человека, обреченного на духовную разобщенность.
     Начинается картина с того, что главный герой, модный писатель Джованни (его играет Марчелло МАСТРОЯННИ)  со своей женой Лидией (Жанна МОРО) навещают в клинике своего безнадежно больного друга  Томмазо. Нелишним будет упомянуть, что Томмазо играет  знаменитый Бернхард ВИККИ, который был, между прочим, не актером, а кинорежиссером, потрясшим российскую публику своим антивоенным фильмом «Мост».
      Пересказывать сюжет картины  дело безнадежное. Режиссер изъясняется не словами, а часто абсолютно бессловесными состояниями своих героев.
     Жанна МОРО, приезжавшая в Питер, призналась, что никогда ей не приходилось сниматься в кино столь мучительно трудно.
«НОЧЬ» была снята практически за десяток ночей. АНТОНИОНИ  требовал от актеров только одного – абсолютной достоверности физического существования в кадре. Но при этом сама-то изображаемая ситуация  была, в сущности,  фантасмагорией.
     Любимица АНТОНИОНИ – Моника ВИТТИ, сыгравшая в этой кинокартине дочь промышленника Гирардини, неожиданно предстает жгучей брюнеткой с  уклончивым и непостижимым характером…
     «НОЧЬ» -  фильм -ноктюрн, мелодия которого одновременно незабываема и неуловима…
                Мирсаид САПАРОВ. 2003г.
 

Слепые блуждают ночью.
     Ночью намного проще
 перейти через площадь.

Слепые живут наощупь,
     трогая мир руками,
не зная света и тени
и ощущая камни:
     из камня делают стены.
 За ними живут мужчины.
     Женщины. Дети. Деньги.
Поэтому несокрушимые
лучше обойти стены.
 А музыка -- в них упрется.
Музыку поглотят камни.
     И музыка умрет в них,
 захватанная руками.

 Плохо умирать ночью.
 Плохо умирать наощупь.
 Так, значит, слепым -- проще...
               Иосиф БРОДСКИЙ  1961г.

   
  Итак сверкает  «НОЧЬ»!
  Внезапная, озадачивающая,  и, увы, до сих пор малоизвестная в России, но, возможно, лучшая кинокартина гениального  Микеланджело АНТОНИОНИ.
Завораживающая и будоражащая своей гипнотической красотой  поэма о жизни во МРАКЕ НЕЛЮБВИ.
  Простая, казалось бы, история оказывается кинометафорой человеческого существования. Недаром именно в антониониевской «НОЧИ» единожды в творчестве изощренного мастера играют легендарные Марчелло МАСТРОЯННИ и Жанна МОРО,  в восхитительном ансамбле с неподражаемой Моникой ВИТТИ.
               
                Мирсаид Сапаров. 2014 г.

                Наша жизнь - в ночи без света
                Путешествие зимой.
                В небесах, что тьмой одеты,
                Путь прочесть мы тщимся свой.
                Песня швейцарских гвардейцев, 1793 г.

 Встреча интеллектуального киноклуба SAPAROV, посвященная фильму Микеланджело АНТОНИОНИ "НОЧЬ" состоялась 18 июня 2014 г. в библиотеке им.Б.Лавренева (Санкт-Петербург, наб.р.Карповки, 28). Начало в 18-00.






               


Рецензии