Микеланджело Антониони. Ночь. 1961
Многочисленные авторские проекты интеллектуального киноклуба SAPAROV посвящены эстетике и художественному миру великих кинорежиссеров ХХ века: Акира КУРОСАВА, Ингмара БЕРГМАНА, Луиса БУНЮЭЛЯ, Микеланджело АНТОНИОНИ, Сергея ПАРАДЖАНОВА, Карла ДРЕЙЕРА, Жана-Люка ГОДАРА, Фрица ЛАНГА, Пьера Паоло ПАЗОЛИНИ, Сатъяджита РЕЯ, Стэнли КУБРИКА, Сергея ЭЙЗЕНШТЕЙНА и других.
Татьяна Алексеева
Микеланджело АНТОНИОНИ. НОЧЬ. 1961г. Главный приз Берлинского МКФ«Золотой медведь», приз «Давид ди Донателло»
В главных ролях: Марчелло МАСТРОЯННИ, Жанна МОРО, Моника ВИТТИ, Бернхард ВИККИ
Под чудотворным, нежным звоном
Игральных слов стою опять.
Полудремотное существованье —
Вот, что осталось от меня.
Так сумасшедший собирает,
Осколки, камешки, сучки,
Переменясь, располагает
И слушает остатки чувств.
И каждый камешек напоминает
Ему — то тихий говор хат,
То громкие палаты дожей,
Быть может, первую любовь
Средь петербургских улиц шумных
Когда вдруг вымирал проспект,
И он с подругой многогульной
Который раз свой совершал пробег,
Обеспокоен смутным страхом,
Рассветом, детством и луной.
Но снова ночь благоухает,
Янтарным дымом полон Крым,
Фонтаны бьют и музыка пылает,
И нереиды легкие резвятся перед ним.
Константин ВАГИНОВ Октябрь 1924
«НОЧЬ» - изысканно красивая и неожиданная лента великого АНТОНИОНИ, не перестающая удивлять своей лаконичностью и выразительностью.
Действие в фильме начинается вечером одного дня и заканчивается ранним утром другого. И можно только восхищаться тем, что режиссеру удалось, воспроизводя ограниченный отрезок времени, добиться такой эмоциональной насыщенности и символичности, которые соответствуют целой эпохе человеческой цивилизации.
«НОЧЬ" Микеланджело АНТОНИОНИ - второй фильм из его прославленной тетралогии, сумевшей с неведомой дотоле проникновенностью и магической осязаемостью передать мироощущение человека, обреченного на духовную разобщенность.
Начинается картина с того, что главный герой, модный писатель Джованни (его играет Марчелло МАСТРОЯННИ) со своей женой Лидией (Жанна МОРО) навещают в клинике своего безнадежно больного друга Томмазо. Нелишним будет упомянуть, что Томмазо играет знаменитый Бернхард ВИККИ, который был, между прочим, не актером, а кинорежиссером, потрясшим российскую публику своим антивоенным фильмом «Мост».
Пересказывать сюжет картины дело безнадежное. Режиссер изъясняется не словами, а часто абсолютно бессловесными состояниями своих героев.
Жанна МОРО, приезжавшая в Питер, призналась, что никогда ей не приходилось сниматься в кино столь мучительно трудно.
«НОЧЬ» была снята практически за десяток ночей. АНТОНИОНИ требовал от актеров только одного – абсолютной достоверности физического существования в кадре. Но при этом сама-то изображаемая ситуация была, в сущности, фантасмагорией.
Любимица АНТОНИОНИ – Моника ВИТТИ, сыгравшая в этой кинокартине дочь промышленника Гирардини, неожиданно предстает жгучей брюнеткой с уклончивым и непостижимым характером…
«НОЧЬ» - фильм -ноктюрн, мелодия которого одновременно незабываема и неуловима…
Мирсаид САПАРОВ. 2003г.
Слепые блуждают ночью.
Ночью намного проще
перейти через площадь.
Слепые живут наощупь,
трогая мир руками,
не зная света и тени
и ощущая камни:
из камня делают стены.
За ними живут мужчины.
Женщины. Дети. Деньги.
Поэтому несокрушимые
лучше обойти стены.
А музыка -- в них упрется.
Музыку поглотят камни.
И музыка умрет в них,
захватанная руками.
Плохо умирать ночью.
Плохо умирать наощупь.
Так, значит, слепым -- проще...
Иосиф БРОДСКИЙ 1961г.
Итак сверкает «НОЧЬ»!
Внезапная, озадачивающая, и, увы, до сих пор малоизвестная в России, но, возможно, лучшая кинокартина гениального Микеланджело АНТОНИОНИ.
Завораживающая и будоражащая своей гипнотической красотой поэма о жизни во МРАКЕ НЕЛЮБВИ.
Простая, казалось бы, история оказывается кинометафорой человеческого существования. Недаром именно в антониониевской «НОЧИ» единожды в творчестве изощренного мастера играют легендарные Марчелло МАСТРОЯННИ и Жанна МОРО, в восхитительном ансамбле с неподражаемой Моникой ВИТТИ.
Мирсаид Сапаров. 2014 г.
Наша жизнь - в ночи без света
Путешествие зимой.
В небесах, что тьмой одеты,
Путь прочесть мы тщимся свой.
Песня швейцарских гвардейцев, 1793 г.
Встреча интеллектуального киноклуба SAPAROV, посвященная фильму Микеланджело АНТОНИОНИ "НОЧЬ" состоялась 18 июня 2014 г. в библиотеке им.Б.Лавренева (Санкт-Петербург, наб.р.Карповки, 28). Начало в 18-00.
Свидетельство о публикации №214061600969