3. Князь серый волк
***
Иллюстрация: Памятник Всеславу Чародею. Полоцк, Беларусь.
Установлен в 2007 г. Скульптор Александр Прохоров.
***
НЕМИГА. 03.03.1067. ВСЕСЛАВ ЧАРОДЕЙ. 1068.
«В си же времена бысть знаменье на западе, звезда превелика, лучъ имущи акы кровавы, въсходящи с вечера по заходе солнечнемь и пребысть за 7 дний. Се же проявляше не на добро, посемь бо быша усобице многы и нашествие поганыхъ на Русьскую землю, си бо звезда бе акы кровава, проявляющи крови пролитье».
Лаврентьевская летопись, 1066 год. Предположительно, речь идет о комете Галлея.
Сначала Ярославичам удавалось действовать совместно, организовав своеобразный триумвират правителей, но затем единство осталось в прошлом. И понеслось…
Последующие годы прошли под знаком борьбы троих сыновей Ярослава и затем его внуков, из которых самыми сильными и талантливыми были двое – Владимир Мономах, старший сын Всеволода, и Олег Черниговский, младший сын Святослава… и все это при чрезвычайно заинтересованном участии многочисленных братьев и прочих родственников, разумеется, в том числе и зарубежных.
Слово о полку Игореве: «Были века Трояна, минули годы Ярославовы, были и войны Олеговы, Олега Святославича. Тот ведь Олег мечом раздоры ковал и стрелы по земле сеял. … Тогда при Олеге Гориславиче засевалось и прорастало усобицами, гибло достояние Даждьбожьих внуков, в княжеских распрях век людской сокращался. Тогда на Русской земле редко пахари покрикивали, но часто вороны граяли, трупы между собой деля, а галки по – своему лопотали, собираясь лететь на поживу».
Вдумаемся, вслушаемся, это голос столетий, это обличение зла, дошедшее из прошлого: « … в княжихъ крамолахъ веци человекомь скратишась. … часто врани граяхуть, трупиа себе деляче…»
Ярослав Мудрый умер 20 февраля 1054 года. Мир на Руси держался до 1066 года, то есть 12 лет после смерти великого князя. Первым, кто начал бряцать боевым оружием, оказался его внук Ростислав, сын старшего Ярославича - Владимира, скончавшегося еще до смерти отца. Ростислав решил, что злостно обделен дядьями при разделе семейного достояния (то есть Руси)… и, в общем, это так и было… поэтому счел себя вправе развязать войну. Он отвоевал себе Тмутаракань, а там уж немного позднее его отравили греки.
В 1067 году 3 марта произошло сражение на речке Немиге, где войска еще одного смутьяна, куда более опасного, Всеслава Брячиславича Полоцкого (известного как Всеслав Вещий, Всеслав Чародей… князь - серый волк… «а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше»), уже благополучно ограбившего Великий Новгород (колокола с Новгородской Софии он отвез к своей Софии Полоцкой) и сходившего в прибыльный поход на Новгородок (Новогрудок), были разгромлены объединенными ратями всех трех Ярославичей, причем немного позднее (10 июля 1067 года) Всеслава с двумя сыновьями под предлогом переговоров заманили в ловушку, близ Орши, и они попали в плен, в киевскую тюрьму (поруб).
В те времена тюрьмы были страшные… само слово «тюрьма», кстати говоря, не русское, тюркское, означает закрытое, запретное место – отсюда же «терем»… Русская тюрьма называлась «поруб», поруб описывают таким образом – это небольшое отдельно стоящее здание, холодный бревенчатый сруб, без окон и дверей, возведенный вокруг человека… и чтобы этого человека освободить из него, надо было его оттуда «вырубить»… («и тогда, послав, повеле над ним поруб розъимати»)… В порубе устраивалось только одно маленькое оконце, в которое заключенному давали еду – если, конечно, не принималось радикальное решение уморить его голодом.
Еще, конечно, в качестве камеры заключения использовались ямы, закрытые сверху деревянным настилом, и погреба - то есть та же яма, только с крышей, с деревянными или каменными стенами, естественно, без окон и дверей, причем ее основным предназначением (помимо содержания в ней узников) было вообще-то хранение съестных припасов, для чего ее и возводили. Такой погреб мог находиться во дворе, отельным строением. Еще один вариант – погреб располагался под зданием или же тюрьма находилась в невысоком деревянном подклете (нижний этаж здания, деревянного или каменного).
Князь Всеслав сидел именно в порубе. И сидел долго – больше года. Можно представить себе, как он выглядел и в каком был состоянии, когда киевляне «иссекли» его из поруба и поставили княжить на «злат» престол…
Поскольку его тюремщики голодом его уморить во время не догадались, то потом дружинники советовали князю Изяславу Ярославичу подозвать заточенного к оконцу его тюрьмы и убить… но сему сбыться было не судьба…
Так что ж там случилось, на Немиге? Кстати, междоусобная брань произошла на том месте, где стоит столица современной Беларуси – Минск… тогда город назывался Менск, и он стал жертвой братоубийственной войны - Ярославич взяли его штурмом и сожгли, не пощадив «ни челядина, ни скотину»… «исекоша муже, а жены и дети възяша на щит»…
После разгрома несчастного Минска Ярославичи встретились с войском Всеслава, вот тут на речке Немиге произошла битва… В Слове о полку Игореве об этом сказано так: «На Немизе снопы стелютъ головами, молотятъ чепи харалужными, на тоце животъ кладутъ, веютъ душу от тела. Немизе кровави брезе не бологомъ бяхуть посеяни, посеяни костьми рускихъ сыновъ». Немизы кровавые берега засеяны костьми русских сынов…
А затем в следующем, 1068 году, и это весьма логично, то есть очень вовремя воспользовавшись слабостью соседей, бивших друг друга, не щадя живота, на Киевщину пришли половцы с ханом Шаруканом и разгромили Ярославичей (Альта, сентябрь 1068 года).
Обстановка сложилась отчаянная. Киевляне, намеревавшиеся защищать свой город, и их только что разбитый в пух и прах великий князь Изяслав не поняли друг друга (он не выдал горожанам оружия, которого они требовали, побоялся), в результате чего вспыхнуло народное восстание, закончившееся для Изяслава низложением, а для его пленника, Всеслава Полоцкого, неожиданным восходом к высотам власти. Горожане вытащили его из поруба, где он провел уже полтора года, размышляя о своей плачевной судьбе и не видя в ней никакого просвета, и сделали великим князем Киевским… 15 сентября 1068 года… «и дотчеся стружиемъ злата стола киевскаго»…
В результате половцы все же были побеждены и отброшены, как предполагают, именно благодаря Всеславу, который сумел быстро организовать военную помощь Киеву, а Изяслав бежал в Польшу и привел оттуда ляхов. Тут белорусскому чародею, просидевшему на великом Киевском столе 7 месяцев (по апрель 1069 года) приспело самое время обернуться волком, туром, птицей или кем там еще он умел прикидываться (не даром о нем было сказано, мол, колдовская была душа и не в едином теле обитала), и все это затем, чтобы тем вернее удариться в бега.
Он в самом деле бежал, даже не попытавшись воевать с Изяславом, впрочем, кажется, вполне традиционным общераспространенным способом, не прибегая при этом к колдовству («вборзе о дву конь», например), некоторое время бродяжничал, а затем сумел вернуть себе свой наследственный Полоцк и засел в нем…
В Слове о полку Игореве приводится приговор Всеславу от певца Бояна, может быть, повторявший людскую молву и вынесенный еще при его жизни: «Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда божиа не минути!» Это очень емкая фраза, смысл которой неоднозначен.
Таким образом можно понять, что современники осуждали Всеслава за нарушение «правды», то есть закона, согласно которому он должен был быть верным подданным старшего в роду Киевского князя, и за развязанную им братоубийственную захватническую войну… «отвори ворота Новугороду, расшибе славу Ярославову»…
Тут есть одна вещь, которую следует иметь в виду – если бы Всеслав победил, отношение современников и историков к нему могло бы быть другим. Победителей не судят, как известно. Ни Владимир Креститель, ни Ярослав Мудрый не отличались безупречностью и прошли к верховной власти по крови и по головам.
Став великим князем, Всеслав вполне мог проявить себя великим государем… сделал бы что-нибудь исторически-хорошее для всея Руси… ведь потенциал у него явно для этого имелся… недаром современные белорусские националисты заявляют, что мы не все знаем о Всеславе, что история, дескать, была подчищена с целью умалить и принизить могущество и роль Западной Руси, ныне Беларуси, в общей истории древне-русского государства, что Полоцкая летопись не погибла в огне пожара 1812 года, а подверглась умышленному уничтожению, благо выдался благоприятный случай… все эти выкладки очень натянуты и критику держат плохо, и все же тут есть некоторый смысл, который состоит в том, что в те давние годы Полоцкая династия имела шанс на успех… но не вышло… Всеслав Чародей только ввязался в крупную игру и проиграл… и проиграл закономерно, поставив себя против всех, слишком понадеявшись на себя… а проигрыш никому и никогда не прощался, проигравший всегда платит по общему счету.
Однако в приговоре Слова есть и другой подтекст, он апеллирует к особенным, сверхъестественным знаниям и способностям этого рожденного, если верить легенде, с помощью волхования человека и, безусловно (а как могло быть иначе), использовавшего их для достижения своих далеко идущих целей.
Одна из современных версий предполагает, что Всеслав, христианский князь, строивший христианские храмы, втайне оставался язычником, это и была его вторая сущность, о которой говорят предания. Его поразительная удача, возведение на великокняжеский Киевский престол, которой обернулось его поражение, приведшее его в тюрьму, в самом деле похожа на какое-то чудо…
В периоды нестабильности, социальных и политических потрясений, люди особенно склонны верить, что без помощи сверхъестественных сил одолеть в тяжелой борьбе своих врагов человеку невозможно. Отсюда два варианта: обратиться к темным силам – колдовским или к светлым силам – божественным. Третий вариант – уповать на собственные силы – вероятно, казался (и кажется иной раз до сих пор) слишком прост (или, напротив, слишком сложен?). В старину в чистом виде не рассматривался, это было не принято.
В связи с вышесказанным (согласно первому варианту, апеллирующему к особой пользе особых оккультных знаний) совсем недаром к мудрецам-магам, хранителям древних тайн, обращались (и, что интересно, как говорят, обращаются даже сегодня) политические и военные лидеры, поскольку подобного рода помощь, т.е. обряды и заклинания, решают все там, где непосвященным кажется, будто побеждали (и побеждают, собственно) ум и мужество, подпитанные высшими этическими ценностями человечества, к которым относятся любовь, справедливость, добро… нет, оказывается, всего этого смехотворно мало, без волшбы дело с места не сдвинется, волшба лежит в основе всех громких побед и свершений… Собственно, так можно выбить меч из рук еще до битвы, лишив воина, даже защищающего правое дело, веры в возможность победы.
Слово о полку Игореве, написанное автором-христианином, рассматривает проблему с другой позиции: нельзя поддаваться на происки скорого на «всякие лести» лукавого врага рода человеческого. Об этом в старинном произведении сказано весьма прозрачно: «Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда божиа не минути!» А ведь этот самый «хытр» как раз колдун и есть. Между тем Божий суд, высшая правда и справедливость, конечно же, существуют, сила на их стороне, и чем же не свидетельство тому, казалось бы, необъяснимый крах Всеслава, не сумевшего зацепиться в Киеве и бесславно бежавшего прочь, даже не попытавшись защищаться.
Так вот оно что, одной волшбы-то как раз было ой как недостаточно для того, чтобы воодушевить киевлян, недавно словно в дурмане следовавших за ним, для того, чтобы они пролили свою кровь, защищая узурпатора престола… мало того – даже память о его вокняжении, даже через много десятилетий вызвала в Киеве такой ужас и негодование, что это стоило жизни другому претенденту на престол. Отсюда мораль: тем, кто верит, что неправда не приведет к погибели, а черная магия всегда победит, стоит вспомнить судьбу Всеслава-Чародея – и «хытрого, и гораздого»…
НЕЖАТИНА НИВА. 1078. ВСЕВОЛОД I ЯРОСЛАВИЧ. 1078 – 1093.
С устранением угрозы со стороны Всеслава Полоцкого ситуация на Руси стабилизировалась, но не надолго.
В 1073 году младшие Ярославичи, Всеволод и Святослав, объединившись, согнали своего старшего брата Изяслава с киевского княжения. Инициатором выступал Святослав… кстати, это именно он в 1067 году присоветовал братьям обманом завлечь в плен Всеслава Полоцкого… такого рода поступки были как раз в его духе… Изяслав поспешно отбыл куда-то в западные пределы… снова в Польшу? он ведь был женат на польской королевне Гертруде, дочери короля Мешко II Ламберта... а Святослав узурпировал великий киевский стол: «не по закону седша на столе томь яко отца си, брата старейшего прогнаша…»
С толком используя полученную власть и богатство, Святослав построил великолепный Успенский собор в Киево-Печерском монастыре и Борисоглебскую церковь в Вышгороде под Киевом, но греха тем не отмолил и через три года скончался. У князя была опухоль, которую попытались удалить путем хирургического вмешательства, но результатом операции стала смерть. Великим князем Киевским вновь сделался вернувшийся на Русь Изяслав Ярославич, заключивший союз с братом Всеволодом. У них имелись для того объединительные мотивы, - вместе они развязали длительную войну с племянниками-Святославичами за Черниговщину. Война шла с переменным успехом и стала кровавым наследством, которое получила после смерти обоих Ярославичей русская земля. А в летописи вписались новые известия о новых братоубийственных кровавых битвах… Нежатина Нива, 1078 год…
Молодой князь Олег Святославич, утвердившийся к тому времени в Тмутаракани, привел добывать свою отчину, Чернигов, половцев… это было своего рода «ноу-хау» того времени… с тех пор к помощи степняков, будь то половцы, а затем сменившие их татары (вообще-то враги, которые, однако, могли также превращаться в союзников), - к этому отвратительному, предательскому способу улаживания своих внутренних конфликтов русские князья прибегали неоднократно… «Тот ведь Олег мечом раздоры ковал и стрелы по земле сеял»…
Князь Олег на Нежатиной Ниве был разбит и ушел обратно в Тмутаракань, его союзник и родственник князь Борис погиб… «Бориса же Вячеславлича слава на судъ приведе»… здесь имеется ввиду все тот же божий суд, последняя инстанция решения всех земных дел всех известных грешников… и самого великого князя Киевского Изяслава I Ярославича смертельно ранили во время битвы, хотя он в ней непосредственно не участвовал – убийцей был кто-то из русских, возможно, подосланный Олегом, он подъехал к великому князю и ударил его копьем в плечо… «зелену паполому постла ему за обиду Олгову, храбра и млада князя… Святополк повез бережно отца своего междю угорьскими иноходьцы ко святей Софии къ Киеву»…
После смерти Изяслава великое киевское княжение унаследовал Всеволод I Ярославич.
(2012 г.)
*********
Продолжение: http://www.proza.ru/2014/06/17/1480
Содержание сборника: http://www.proza.ru/2014/06/17/1550
Свидетельство о публикации №214061701471