Глава 10. Другая сторона Луны. Афганский котел

Глава 10. Другая сторона Луны. Афганский котел.
Начало здесь: http://www.proza.ru/2014/06/13/1793

         Оставим на время наших молодых героев повествования и перейдем к иной реальности в афганском сумрачном мире. Большинство российских обывателей имеют устойчивые стереотипы об Афганистане, навязанные нам "родными" СМИ. Многие из нас привыкли разделять жизнь в неведомой стране на несколько стандартных «файлов»:
  - Афган, как исторический факт локальной войны Советской империи с "бедными аборигенами" гор в 20-ом веке;
  - Афганистан, как символ дикости 21-го столетия в лице "отмороженных" талибов и бесконечного потока наркоты в "цивилизованные" государства Европы, СНГ, Америки;
  - ИРА - то место, где рассыпаются в пух и прах дешевые лозунги о "силе подлинной демократии", "общечеловеческих ценностях", которые, якобы можно легко привнести в "отсталую" страну на острие штыков вместе со жвачкой, порножурналами и сотней спутниковых каналов западного ТВ.
    Но по сути дела, культура, менталитет, традиции древнего афганского народа продолжают оставаться для нас тайной за семью печатями.
   Окунувшись в столичную экзотику сегодняшнего Кабула, многие иностранцы наивно считают, что это и есть ВЕСЬ Афганистан, с его проблемами, противоречиями, национально-племенным противостоянием. Стандартное заблуждение. Оно моментально рассеивается, когда гости страны отправляются "за границу" столичного мира. Уже через двести-триста километров по дороге в направлении Джелалабада, Баграма или Бамайана путешественник, словно на машине времени, все дальше и дальше переносится в темные эпохи прошедших столетий.
   Ему кажется, что он когда-то изучал в теории окружающий мир древностей, видел картинки местности в школьных или университетских учебниках истории средних веков. Вроде бы, они должны остаться навсегда в "прошлой" жизни. Но на самом деле, афганский феномен "консервации" общественных отношений и тысячелетнего уклада, никуда не делся. Он, словно вызов европейской цивилизации, глобализации, проявляется на каждом шагу, не бросаясь в глаза, но держится нерушимо, почти не подвергаясь воздействию извне.
  - Может быть, это и есть основа философии движения Талибан, стремящегося не допустить размывания-разложения сложившихся основ патриархального афганского социума? - спросит иной продвинутый читатель.
    НЕ ЗНАЮ. Автор ни в коей мере не претендует на истину, а тем более, глубокие знания истории, традиций, обычаев Афганистана. Но, каждый день в общении с разными социальными слоями, по крупицам собираешь разрозненную мозаику из деталей быта, культуры, менталитета аборигенов. ОЧЕНЬ ДАЛЕКО мне до завершения целостной картинки. Она субъективна, фрагментарна, дискуссионна  по своей сути.
  - Наверное, талибы с патриархальными идеями выступают на противоположенном полюсе борьбы, повседневной службы наших героев? Именно их представители будут вести свою игру на встречном курсе? - снова предвижу ваши вопросы.
    Действительно, за десять лет американской оккупации Афганистана накопились тысячи ярких примеров противостояния двух цивилизаций (западной и восточной) на древней земле. Как правило, с трагичной развязкой, разрушениями, потерями и трупами. Примитивно будет давать им оценку на уровне "плохо-хорошо", бесконечно рассуждая о том, кто прав, а кто виноват.
      Но все же,  актуально посмотреть, вычислить инициаторов насилия в стране. Почему на одного убитого боевика или военнослужащего иностранного оккупационного контингента приходится по десятку, а то и больше, погибших мирных жителей? Почему за прошедший период нет никаких подвижек в лучшую сторону?
     На этой десятилетней войне аборигены оказались зажатыми с двух сторон. С одной, их регулярно, причем сотнями, уничтожают американцы. Не потому, что они такие кровожадные, нет. Просто агентурная работа в стране у коалиционных сил так и не поставлена на профессиональном уровне для получения необходимой, а главное, правдивой информации. В качестве примера можно привести неоднократные бомбежки с воздуха свадебных кортежей афганцев, когда погибало сразу по несколько десятков гостей. Почему?
   Представьте себе, приходит в ближайший полевой лагерь натовцев информатор из местных жителей. Сообщает военным о якобы намечающихся передвижениях талибов в округе. Называет дату, время, количество "боевиков", транспорт. Получает за свои "разведданные" вознаграждение в денежном эквиваленте. Все довольны.
   На следующий день вместо колонны с талибами натовцы с помощью самолетов - беспилотников хладнокровно расстреливают свадебный кортеж. "Казачок" оказался засланным, информация о талибах заведомо ложной, никем не проверенной. Что это было? Сведение счетов одного горного клана с другим или отлично спланированная провокация противника, направленная на разжигание ненависти афганцев к оккупантам? Вряд ли,  кто  узнает когда-то всю правду.
   Вожди движения Талибан проводят достаточно последовательную политику по выдавливанию коалиционных войск со своей территории. В результате таких усилий радикальное исламское движение контролируют порядка 90-95% всей площади Афганистана. Достигается данная цель довольно жестокими методами, так как безжалостно уничтожаются и свои соплеменники, замеченные в симпатиях, а тем более, в службе на стороне оккупантов. В том же Кандагаре, оплоте талибов, не проходит суток без страшных находок, типа обезглавленного трупа на задворках города. В прошлой жизни он сотрудничал с натовцами, за что и поплатился.
   Опускаясь до секретных переговоров с представителями Талибана, американцы совместно с союзниками по НАТО, фактически, признают личную беспомощность, неспособность подавить сопротивление противника, несмотря на всю мощь и техническое превосходство.

Продолжение следует.http://www.proza.ru/2014/06/19/521


Рецензии