Байки из НИИ. Гусь и спектрофлуориметр

Дело было во ВНИИНаучприборе, в оптическом отделе, в начале 70-х. Сектором нашим руководил Владимир Николаевич Каралис. Ну как вам его описать в двух словах? Академик Королев, но рангом пониже и полномочий поменьше. Но его знания и несгибаемая воля сокрушали все преграды.

И вот появляется у нас тема по первому отечественному серийному спектрофлуориметру. Вопросов масса. Оптику приладить некуда - мы тогда были лишь НИИ, не было еще никаких НПО с собственными заводами. А как заказать оптические детали? Для оптических заводов спущен план по валу, мы туда после согласований между Минприбором и Оборонкой попадем года через два...
Меня и брали в отдел для того, чтобы создать оптический участок. Представьте картину маслом: старший техник Вова Репин (Володей все звали Каралиса), пустая комната, стол, стул, телефон, монография Качанова "Технология стекла", подаренная шефом, и 40 000 рублей со счета НИОКРа. "Через четыре года здесь будет... " Какие годы! Через 4, край - 6 месяцев здесь должен крутиться готовый оптический участок!

Ну ладно, подержанные станки (новые - только по плановой разнарядке через Министерство!) удалось добыть на ЛОМО, абразивы, полирит, смолы наклеечные и для полировки - там же. Стекло - по заводам, с ним проще - Изюм, Лыткаринский ЗОС... Первого оптика мне подобрал через кадры сам Каралис. Закрутилось.
Приспособления чертил сам, новые технологии разрабатывал сам. Как все эти знания потом пригодились в жестком свободном плавании 90-х!

Но постепенно участок начал давать продукцию.
И тут - полная засада! Для спектральных приборов нужны прямоугольные, с идеально параллельными стенками, кварцевые кюветы. Не знаю, как сейчас, а тогда технология была только одна - полируются плоские пластины, и из них спекается кювета. Температурный диапазон очень невелик - или не спечется, или потечет. Перекосы, непараллельность... Брак до 90%.
Делали такие кюветы только на ЛОМО, но продавать нам их отказались категорически - товар штучный, распределяется по запросам Академии наук СССР: "И не подходите, и не просите, только через промгруппу ЦК".
А что такое спектрофлуориметр без кювет, в которые разливаются пробы?
Правильно, нерабочая железяка...

Но тут шеф выясняет, что только что в Гусь Хрустальном открыли Завод особо чистого кварцевого стекла (сегодня ООО Технокварц). И быстренько ставит задачу:
- Командировочные получаешь на неделю, надо будет еще - телеграфируй, но пока не подпишешь с ними договор на поставку кювет - в Ленинград не возвращайся!

Спорить с шефом невозможно, получаю документы и деньги, беру чертежи, покупаю в сувенирном ларьке всякую питерскую мелочь - значки, карманные календари (ах, как их тогда коллекционировали!), добавляю россыпью конфет фабрики Крупской - и в дорогу!

До Гуся добирался с приключениями: убедил нашу главбусю, что естественный путь в Гусь Хрустальный - через областной центр, Владимир (хотя быстрее был подскок автобусом с какой-то занюханной платформы на краю области). Но кто же в двадцать лет откажется побывать в городе, где сохранились домонгольские храмы и фрески Рублева! Расписание составлено так, чтобы поезд во Владимир приходил рано утром, а местный уходил на Гусь вечером этих же суток. Весь день - на осмотр храмов и музеев!
Потом добрался я до Гуся, и уже поутру направился на завод. Новехонькие, еще попахивающие краской, цеха, доброжелательно настроенные специалисты, хорошенькие молоденькие секретарши. Ну, с руководством серьезных проблем не было, а вот умница главный технолог, как я и думал с самого начала, заподозрил подвох, и просил время подумать. Я уже выяснил у секретарш, что есть у главного одна невеликая слабость, прощаемая руководством: мастерство, как говорят некоторые, не пропьешь!

Сижу в гостинице день, другой, третий, закупаю стеклянные сувениры в местных магазинах... И вот он - долгожданный звонок: сегодня главный не вышел на работу! Я двигаюсь на завод и начинаю маленькую бучу:
- Я у вас почти неделю сижу, вы с одной сборкой вопрос решить не можете! Есть шанс встать на один уровень с ЛОМО! - ну и дальше по известной схеме про Нью-Васюки...

Срочно собирается консилиум: директор, главый инженер, начальник цеха, его заместитель... Не хватает гл. технолога. Ну, не останавливать же переговоры из-за него! В результате подписывается наш проект договора о поставке. С одной стороны подписи всей верхушки завода, со стороны ВНИИНаучприбора договор подписывает другая высокая сторона: старший техник Вова Репин. Печати, регистрация в канцелярии.

Девушки из канцелярии по телефону бронируют места в поездах так, что у меня есть еще один полный день во Владимире. Но теперь я сразу добираюсь до владимирского экскурсионного бюро и отправляюсь на автобусную экскурсию в Суздаль. Подернувшаяся зеленой дымкой первой листвы Мещера с ее весенними разливами, внезапно открывающийся простор Ополья, незабываемые синие в звездах купола суздальских церквей...

Вечером, уже без сил, падаю в поезд на Москву. Прибываю в столицу следующими сутками. Отбыть надо в те же сутки, но у меня в запасе весь день: Третьяковка, Кремль, вечером - успеть на балет Большого во Дворце съездов...

И надо было видеть лицо возмущенного моим приездом Каралиса, когда на его рычание: "Ну и где наши кюветы, почему ты тут, а не там?" я предъявил ему готовые экземпляры договора, на которых оставалось только добавить подписи наших руководителей и проставить печати.

Вот так: приятное с полезным. Главное - заранее наметить и просчитать маршрут, и даже самая сложная командировка станет удовольствием.


Рецензии