Деревянная симфония мастера

Мастерство к художнику приходит не сразу. Это каждодневный, кропотливый труд, вечное стремление к совершенству, чтобы явить нечто новое, показать или раскрыть необыкновенную красоту этого мира. И если на свет рождается Мастер, то наш мир становится чуточку лучше, гармоничнее и светлее.
В галерее «Окно» Центра культуры и искусства «Верх- Исетский» экспонируется  коллекция «Деревянная симфония» Красноперова Игоря Михайловича. Ему, мастеру золотые руки, повезло: он сумел найти себя, свой стиль и подход к привычному и вместе с тем странному материалу – дереву.
Дерево, без преувеличения, можно назвать мистическим существом. Оно постоянно ведет диалог с  Солнцем, питаясь светом и даруя нам кислород. В деревнях на зиму заготавливают дрова, чтобы топить печь и поддерживать тепло в доме. Заботливые хозяева «вяжут» березовые  веники, а кто-то и хвойные, липовые, дубовые (в зависимости от места жительства), чтобы  с радостью попариться в русской баньке после трудовой недели. Ну, а кто не любит березовый сок, который собирают по весне?! Из дерева делают бумагу, мебель, карандаши, корабельные мачты в старину,  а для модниц – вискозу. Кстати,  великолепную  и практичную  ткань в жаркий летний день. 
Дерево – это наш верный друг. Вы только подумайте, сколько человек может укрыться в знойный полдень под раскидистым дубом или тополем? Из дерева испокон веков на Руси строили избы со ставнями да резными наличниками.  А иной умелец- искусник мог не только лавки, табуретки да стол смастерить, но и комод с горкой, не считая кухонной утвари: ложек, чашек.   Ну, а фруктовые деревья на юге делятся своими сочными, спелыми плодами: персиками, яблоками, грушами.
Игорь Михайлович  Красноперов уловил внутреннюю  суть березы, ивы  и сосны, деревьев растущих в изобилии  в России, на Урале. Он почувствовал их гибкость, мягкость и податливость. Благодаря этим свойствам создаются плавные, пластичные и тягучие формы, радующие глаз.
Работы  больше скажут  сами за себя.  Его «Куница» - красивое, грациозное животное. Ее тонкое длинное туловище изогнуто и подвижно, точно она приготовилась к прыжку, высматривая добычу.  Ощущается поразительная иллюзия движения – ты веришь и не веришь своим глазам; настолько достоверно передана ловкость и быстрота, даже стремительность движений.
Создается впечатление, что автор подолгу изучал не только жизнь этих животных в природе, но и анатомию и морфологию, как когда-то  все  великие скульпторы и художники эпохи Возрождения не жалели времени на работу в «анатомичке».
Созерцая его произведения, прикасаешься к богатому внутреннему миру мастера.  Художественные образы, запечатленные его душой из разных сказок, былин, преданий и рассказов, обретают зрительные и осязаемые формы. Очень хочется подойти и дотронуться, погладить его скульптуры. Их поверхность мягкая, бархатистая, любовно доведенная до совершенства.
Возможно, мастер сначала  должен влюбиться в свою работу. Как говорил Микеланджело: «Услышать в глыбе мрамора шепот и выпустить на свет ангела».
Игорь Михайлович долго и упорно ходил по лесам и торфяникам, ища свою тему, сюжет, вдохновение. Это сродни волшебству, когда из необработанного куска дерева сперва появляется грива (из капов сосны), а потом и гордый лев, а рядом собачка. – Композиция «Лев и собачка».
Ему удалось своими работами рассказать о странствиях своей души, муках и радостях творчества, поэзии и прозе нашей жизни.
- Когда я работал с деревом, я забывал обо всем другом, - улыбается Игорь Михайлович. – Я погружался все глубже в процесс созидания. Я даже не могу сказать: был ли я счастлив. Просто я не мог иначе. Это мое любимое занятие. Наверно, я счастлив, когда зрители радостно «хлопают» глазами;  и улыбки появляются на их удивленных лицах. Просто я учился мастерству на хороших примерах. Меня вдохновлял опыт Степана Эрьзя. И,  если мои «деревяшечки» кому-то доставили удовольствие, то значит, - я не зря вкладывал в них свою душу.
У Игоря Красноперова  прекрасное чувство юмора, и некоторые его произведения вызывают не только восхищение, но и улыбку. Например, работа «Частица черта в нас», где дама смотрится в зеркало, а чертенок подглядывает за ней. Композиция выполнена технически блестяще, образно, концептуально. «Лиса-плутовка» изогнула спину и чего-то выжидает…»Ну, заяц, погоди!» создана на сюжет любимого всеми детьми мультфильма. 
Или скульптура «Кошка-фифа». Вы только посмотрите, как она важно подняла хвост, выпрямила  спинку, точно  королевская  особа. Надменно держит свою чудную головку, чуть-чуть прижмурила зеленые с поволокой глаза и свысока смотрит на зрителей, словно говоря: «Вот я какая! Умница и красавица». Это  все образы,  знакомые нам с детства и поэтому удивительно притягательные и влюбчивые.
  Как сказано в книге «Гуань Инь-цзы»: «Следуй формам вещей вокруг тебя».  И Игорь Михайлович не уставал учиться у Природы. Его композиция «Материнство» словно совмещает две мелодии,  как бы создавая целую полифонию не звуков, а ощущений.  С  одной стороны – это природные естественные  формы, с другой -  страстное желание воплотить в одном изгибе, линии гармонию, красоту, вечную заботу и трепетную  любовь  матери и дитя. Все живое в природе: будь то человек или наши братья меньшие ( «другие народы», как любовно и оригинально называл их Генри Бестон , писатель и натуралист ) пока оно не повзрослело, «тянется» к матери, единственной осязаемой опоре. А перед нашим взором предстает  лосенок- такое нежное, трепетное дитя. На еще негнущихся ножках он прижался к матери: теплой, ласковой,  сильной, доброй, а главное – надежной защитнице. Невольно прослеживается аналогия  с Мадоннами, начиная  с Леонардо да Винчи,  мастера эпохи итальянского Возрождения до Петрова- Водкина.       
Работы Игоря Красноперова  можно разглядывать часами, пытаясь отгадать загадку бытия, человека, дерева, корня, листа, семечка. И вместе с мастером наслаждаться гениальностью простых форм и вещей.
Скульптуры «Любопытство», «Тревога», «Стремление» вызывают неподдельный интерес. Оказывается,  можно говорить без слов, одним поворотом головы, ломаной линией, неожиданным изгибом, цветом и образностью.
Изумительно хороша и замечательна композиция «Таланты и поклонники». Королевский пудель и балерина. Он стоит на коленях в немом восторге, а дама в пачке танцует «Па-де-де».
На открытии присутствовали коллеги-художники, которые обычно очень строго судят собратьев по искусству. А здесь – будто они отдали дань преданности и самоотверженности мастера делу всей его жизни.
Так Виктор Иванов, вице-президент ассоциации «Деревянная Русь» признался:  «Выставка получилась на очень высоком уровне. Игорь Красноперов проявил смелость, профессионализм, творческий подход к решению трудных технических задач».
Геннадий Чехомов, известный екатеринбургский педагог и скульптор, заметил: «Мастеру удалось раскрыть свойства материалов; работы отличает оригинальное исполнение, по-современному, эксклюзивность. Он смог избежать подражанья, которое закрывает художника от самого себя».
А мастер батика Елена Буркова сказала: «Произведения божественно просты и элегантны. Они отражают красоту души мастера».
Главное, что выставка растрогала зрительские сердца, никого не оставив равнодушным.
Игорь Красноперов создал своими добрыми руками целую деревянную симфонию, целый мир, в котором живут различные персонажи и герои. И нам приятно было «гостить» в этом оазисе красоты и совершенства, где чувствуется дыхание леса, журчанье ручьев, пение птиц.
Мастеру в следующем году исполняется 70 лет(!). А выглядит он потрясающе молодо. Наверное,  жизнь в гармонии с Природой и своим предназначением делает человека здоровым и счастливым. Хотя быть собой – это самое трудное. Для этого надо услышать Зов Судьбы, доверившись  мудрости Провидения, и отправиться нехожеными тропами к своему Монблану. Самое главное в жизни – понять,  что каждый может быть велик на своем месте. А значит - делай, что должно,  и будь что будет.

Мы желаем  мастеру вдохновения и творческих сил. И будем с нетерпением ожидать новых, самобытных,  оригинальных работ, дарующих радость и улыбки зрителей.


Рецензии