Тайны рейха. Мемуары Шелленберга

На днях ночью смотрела по телевизору документальный фильм «Золото инков».
Кто только эти сокровища не искал! В фильме прозвучала версия, что и Гитлер не остался в стороне, поскольку многим в своей жизни интересовался. И, возможно, что и фашистам могло что-то достаться.
Ведь чтобы вооружить такую армию и начать вторую мировую войну, нужны были немалые средства.

И тогда я невольно вновь вспомнила Вальтера Шелленберга. В его мемуарах есть весьма интересная глава, которая называется «Будни секретной службы». Из неё мои читатели узнают, что Гитлер, идя к своей цели, не брезговал ничем.
(Глава дана в сокращении).

***

«Запасы рейха в иностранной валюте и золоте всегда были ограниченными, поэтому секретная служба для удовлетворения своих нужд сравнительно рано начала заниматься подделкой фунтов стерлингов, банкнот и золотых рублей. На изготовление так называемой жиронепроницаемой бумаги, необходимой для подделки английских фунтов, ушло целых два года, в течение которых два бумажных комбината всецело были заняты разработкой технологии. Очень сложную гравировку можно было начать, только установив порядок размещения ста шестидесяти основных отличительных меток. После этого наиболее опытные гравёры Германии, дав соответствующую клятву о неразглашении тайны, приступили к работе в три смены. Профессоры математики при помощи сложных расчётов раскрыли систему нумерации английских банкнот с тем, чтобы наше производство опережало банк Англии на одну –две сотни. Эти фальшивки были столь искусны, что даже самый опытный кассир банка не замечал подделки.

Было решено направить наши бомбардировщики в Англию и вместо смертоносного груза сбросить около тонны фальшивых денег. Страна оказалась бы наводнённой фальшивыми деньгами. Можно себе представить, к чему бы это привело. Правительству пришлось бы изъять из обращения все казначейские билеты, а это, кроме дополнительных расходов, породило бы большие административные затруднения. Население оказалось бы деморализованным и потеряло бы доверие к английскому банку. Этому плану, однако, не суждено было сбыться из-за очень сильной противовоздушной обороны и острой нехватки горючего.

Уверенность в успехе с нашими фальшивками появилась после того, как в конце 1941 года один из наших парней разменял в Швейцарии крупную партию пяти- и десяти фунтовых билетов. Заявив, что он скупил эти банкноты на чёрном рынке, он смело потребовал, чтобы их проверили. Английский банк забраковал лишь около десяти процентов, остальные были признаны настоящими банкнотами английского банка. Это послужило для меня сигналом перейти к их массовому производству. И всё же в оборот эти деньги мы пускали весьма осторожно. Я сам несколько раз оплачивал ими различные сделки за границей, и то только в том случае, когда знал, что имею дело с расчётливым и корыстным бизнесменом. Фальшивые деньги шли также на покупку контрабандного оружия, которое интересовало секретную службу. Повсюду, где действовало движение Сопротивления – в Италии, Греции и Франции – торговля оружием процветала, и нам удавалось заполучить английское и американское оружие за фальшивую валюту. В большинстве случаев мы скупали автоматы и использовали их затем в борьбе против партизан. Кажется смешным, что партизаны продавали нам оружие, которое применялось против них же.

Операция по производству фальшивых денег имела кодовое название «акция Бернгарда». В 1945 году из-за этой операции английский банк был вынужден изъять из обращения старые пятифунтовые банкноты и взамен их выпустить новые».

***

Салон Китти.

«С первых же дней моя работа и мои доклады произвели на Гейдриха хорошее впечатление. По мере того, как развивались наши служебные отношения, я всё больше и больше узнавал его и, наконец, научился с полуслова понимать его намерения. В принципе, он относился ко мне так же, как ко всем остальным подчинённым. Наши отношения напоминали что-то вроде построенной на хитрости и обмане игры кошки с мышкой. Понятно, что Гейдрих всегда играл роль кошки, которая не успокоится до тех пор, пока мышка не окажется в полной её власти.

Однажды в конце рабочего дня он позвонил мне по телефону и голосом, в котором звучали коварные нотки, сказал:

- Сегодня вечером мы встречаемся – в штатском. Где-нибудь пообедаем, а потом погуляем.

За обедом он стал рассказывать непристойные истории, пытался напоить меня, водя от бара к бару. Но я всё время отказывался, ссылаясь на неважное самочувствие. И его план провалился.
В другой раз вечером ему взбрело в голову, что при СД  следовало бы создать заведение, где в обществе обольстительных  красоток могли бы потихоньку «развлекаться» важные гости из других стран. Мол, в такой обстановке самый осторожный дипломат мог бы забыться и выболтать важные сведения. Вскоре я получил приказ Гейдриха учредить подобное «заведение». Его назвали «Салон Китти».

В фешенебельном районе Берлина через подставное лицо был арендован большой дом. Один из лучших архитекторов разработал проект переоборудования и отделки дома, после чего и начались строительные работы. Для подключения сети микрофонов возвели двойные стены. Микрофоны автоматически были подсоединены к магнитофонам, которые могли записать на плёнку любое слово, произнесённое в доме. Аппаратурой управляли три техника из нашего отдела, подписавшие специальную клятву о сохранении тайны. Мнимый владелец дома имел необходимый штат горничных, кельнеров и поваров для обслуживания гостей по высшему разряду.
Теперь предстояло подыскать хозяек салона. Я отказался заниматься этим делом, сказав Гейдриху, что в моём отделе служат опытнейшие женщины-агенты и что я не в состоянии заставить выполнять подобную «работу».

Эту задачу взял на себя один из послушных чиновников Гейдриха, Артур Нэбе, шеф уголовной полиции, много лет проработавший в бригаде по борьбе с пороками. По большим городам Европы он отобрал наиболее опытных и наиболее развитых «дам полусвета». Я с сожалением должен отметить, что довольно много дам из высших слоёв немецкого общества пожелали служить родине именно таким образом.

«Салон Китти» оправдал надежды Гейдриха: от нескольких гостей была добыта исключительно ценная информация, которую Гейдрих с обычной для него хитростью использовал против Риббентропа и его Министерства иностранных дел. Никто, даже сам Риббентроп, не подозревал, кому в действительности принадлежит «Салон Китти». Наиболее крупной рыбой, пойманной в сети салона, оказался итальянский министр иностранных дел граф Чиано, посетивший заведение вместе с другими важными дипломатами.
Сам Гейдрих, конечно, не упускал возможности «лично инспектировать» заведение, но в этих случаях мне приказывалось выключать подслушивающую и записывающую аппаратуру».

***

Должна сказать своим читателям, что на основе этой реальной истории известным режиссёром эротического кино Тинтом Брассом был создан одноимённый фильм.
Фильм «Салон Китти» признан антифашистским и снят в традициях Федерико Феллини и Лукино Висконти. Жанр – драма. Производство: Франция, Италия, Германия (ФРГ) 1975 год.

***

Повод для начала второй мировой войны.

«29 августа 1939 года. Над Берлином гнетущий зной. В полдень позвонил доктор Мельхорн и поинтересовался, свободен ли я вечером. У него, как он сказал, неотложное дело личного характера, и он не считает удобным заходить ко мне на работу. В восемь часов мы встретились в небольшом малоизвестном ресторане. Это было обычное место, где встречались контрразведчики моего отдела, поэтому весь штат – от повара до метрдотеля – был специально подобран и работал на нас.

Я сразу же заметил, что Мельхорн был крайне озадачен и угнетён. Однако я не стал забрасывать его вопросами, а дал ему время собраться с мыслями. Пока мы ели, он молчал, а я терпеливо ждал. После обеда мы поехали через западный район города. В те дни Берлин был прекрасным городом, в расцвете своего могущества и богатства. Яркие красивые витрины магазинов, причудливое сплетение разноцветных огней, бесконечный поток машин, шумные толпы людей – всё это было частью счастливой деловой жизни.

Я уже собирался завести Мельхорна в какой-нибудь бар и подыскивал место для стоянки, когда мой попутчик попросил не останавливаться и ехать дальше.

- Мне нужен свежий воздух, - сказал Мельхорн, - потому лучше выбраться куда-нибудь подальше.

Мы направились к Ванзее, озеру между Берлином и Потсдамом. Там, поставив машину, мы пошли побродить. Вдруг Мельхорн заговорил, но так, словно обращался к самому себе. Время от времени с озера налетал прохладный ветерок и шелестел ветвями старых деревьев. Тишину нарушал лишь голос моего друга. Он говорил быстро, отрывистыми фразами и почти не останавливаясь, чтобы передохнуть.

- Надвигается война. Больше её не оттянуть. Гитлер давно уже всё решил, тебе это должно быть известно. Всё готово. Даже если западные державы или Польша в последнюю минуту запросят мира, даже если вступится Италия, это не изменит главного плана Гитлера. В конечном счёте, это может лишь слегка задержать войну.

Его голос стал ещё взволнованней, когда он заговорил о том, как Гейдрих пригласил его к себе в кабинет и, к его удивлению, показал ему один из секретных приказов Гитлера: по возможности, до 1 сентября надлежит найти абсолютно безукоризненный повод к войне. Повод, который история должна полностью оправдать и в глазах всего мира разоблачить Польшу как агрессора, напавшего на Германию. Поэтому планировалось переодеть наши войска в форму польской армии и напасть на гляйвицкую радиостанцию. Проводить эту операцию Гитлер поручил Гейдриху и адмиралу Канарису, начальнику военной разведки. Однако Канарису приказ настолько не понравился, что он ухитрился отказаться от его исполнения, и Гейдрих остался единственным руководителем операции. Гейдрих поведал Мельхорну подробности плана: польское обмундирование обеспечивает Кейтель через ОКВ – Верховное командование вооружёнными силами.

Я спросил у Мельхорна, где они достанут поляков, чтобы переодеть их в форму.

- Вот, вот, - быстро ответил Мельхорн. – Это самая тонкая часть плана. «Поляками» будут осуждённые из концлагерей. Их вооружат соответствующим оружием польского производства, но большинство, конечно, явится просто «мишенью». Всем заключённым, благополучно выбравшимся из переделки, обещано немедленное освобождение. Но кто поверит такому обещанию?

Мельхорн умолк, потом заговорил снова:

- Гейдрих приказал мне командовать нападением. – Тут он схватил меня за руку. – Что же мне делать? Гейдрих хочет избавиться от меня. Я это знаю. Он хочет моей смерти! Что мне делать?
Я молчал. Что я мог посоветовать? Наконец я ответил:

- Всё это глупо. Тактикой подобного рода нельзя делать мировую историю. Как бы там ни было, вскоре всё выплывет наружу. Где-нибудь, как-нибудь, а всплывёт. Тебе нужно уйти от этого дела. Постарайся найти какой-нибудь предлог. Скажи, что болен… или просто откажись. Что бы ни случилось из-за твоего отказа, итог всё же будет лучшим, чем участие в этом деле.

На другой день для карьеры Мельхорна настало самое тяжёлое время. Он нашёл в себе силы отказаться от участия в операции, ссылаясь на здоровье, которое может помешать ему выполнить задание.

Сперва Гейдрих отказался принять отказ, но не смотря на его угрозы Мельхорн настоял на своём. К счастью, в то время Гейдрих был перегружен работой, ему не захотелось тратить время на разговоры, и он согласился. Но уже через 10 минут отдал распоряжение назначить Мельхорна на трудный и с понижением пост на востоке страны.

В 10 часов утра 1 сентября 1939 года Гитлер обратился с речью к рейхстагу и немецкому народу. Услышав его оправдательные доводы к начавшемуся в то утро вторжению  немецких войск  в Польшу – «многочисленные нападения поляков на немецкую территорию, в частности, нападение регулярных польских войск на радиостанцию в Гляйвице» - я, признаться, не мог поверить своим ушам. Ведь 4 часа назад Гитлер сам приказал начать нападение на Польшу. Так началась вторая мировая война».

***

Источник: Вальтер Шелленберг "Секретная служба Гитлера".
Мемуары начальника управления шпионажа и диверсий службы безопасности СД.
Издательство - Киев 1991г.

***

"Вальтер Шелленберг был энциклопедически образованным человеком. После иезуитского колледжа он окончил университет и, став бакалавром искусствоведения, продолжал совершенствоваться в японском языке, изучал английский, французский и русский. Шелленберг сделал головокружительную карьеру - в тридцать лет возглавил германскую политическую разведку, стал генералом СС (самым молодым в рейхе!)... Оказалось, мой герой был человеком весёлым, элегантно одевался, хорошо разбирался в музыке, живописи, антиквариате. Я и пытался показать его молодым, артистичным, постоянно склонным к иронии - по отношению к коллегам, самому себе и даже - начальству...
Рад, что читатели наконец-то получат возможность прочесть мемуары этого незаурядного человека".

Олег Табаков (сыгравший роль Вальтера Шелленберга в телесериале "Семнадцать мгновений весны").


На фото: фрагмент фильма "Семнадцать мгновений весны".

***

Продолжение мемуаров Вальтера Шелленберга http://proza.ru/2014/06/16/309


Рецензии
Фотка хорошая. Но неужели не нашли подлинного фото Шелленберга?
И еще. У Вас в одном месте указан год 1039 вместо 1939. Исправьте.
В.Л.

Виктор Ламм   17.06.2014 09:46     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Виктор, за отзыв и указание на опечатку. Исправила.
Конечно, найти фото Шелленберга не проблема: или в интернете поискать, или с обложки книги взять. Но Табаков мне показался более симпатичным.
А кто заинтересуется мемуарами, и сами найдут))) С уважением,

Татьяна Гармаш   17.06.2014 20:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.