Точка опоры

Точка опоры

 Физику в седьмом классе у нас вёл Анатолий Ефимович. Или не Ефимович... Не помню. Помню, высокий, худой, интеллигентный, в сером классическом костюме и белой рубашке. Очки в металлической оправе.
 Когда он сердился, металлическая оправа раскалялась прямо на глазах. И он, глядя в упор на провинившегося, говорил: “Шягом марьшь из клясса”.

 Назрела олимпиада по физике. И отправил наш учитель на неё тех, кто умел посчитать скорость, зная время и расстояние.

 И пришли мы, избранные, на консультацию перед олимпиадой. А проводил консультацию Евгений Михайлович, наш лучший физик. Про него говорили, что он никому пятёрок не ставит, аргументируя это тем, что сам физику на пять не знает. Внешне и голосом он был похож на Аркадия Райкина и любил его цитировать.

 И вот консультация. Нарисовал Евгений Михайлович на доске большой круг, а на нём сверху совсем маленький кружок и спрашивает:
 - Если толкнуть маленький шарик, то когда он оторвётся от поверхности большого? Докуда он будет катиться по поверхности?
 «Сразу же оторвётся и полетит в сторону, - подумала я. – Но это в жизни. А в задаче как?»

 И вызывает меня Евгений Михайлович, и просит рассказать, что я думаю по этому вопросу.
 - Шарик будет катиться до тех пор, пока под ним будет опора…
 - Это про какую опору ты рассказываешь? – язвительно спросил Евгений Михайлович, - уж не про ту ли точку опоры,  с помощью которой Архимед собирался мир перевернуть?
 «Издевается», - подумала я, и, приняв позу партизана на допросе, не стала отвечать ни на этот вопрос, ни на последующие.
 -Ну, садись, - сказал Евгений Михайлович и вызвал Риту из класса «В», в котором сам вёл физику.

 Вышла Рита к доске и стала рисовать вокруг шарика множество векторов действующих на шарик сил. И написала формулу. И стала всё рассказывать.
  И глядя и слушая Риту, я почувствовала себя питекантропом рядом с цивилизованной Ритой.


Рецензии