Фиолетовый цвет

                ФИОЛЕТОВЫЙ  ЦВЕТ

     Я не люблю фиолетовый цвет! Не синий цвет, не голубой, не чёрный, а именно фиолетовый. Эта нелюбовь как давний упрёк тянется через всю жизнь из далёкого моего детства, с первых дней пребывания меня в школе. Фиолетовый цвет – это цвет школьных чернил.
     Нынешнему поколению школьников и на ум бы не пришло, сколько слёз было пролито детьми довоенных и особенно послевоенных лет. Это теперь, подойдёшь к витрине магазина и – вот они шариковые ручки, всех цветов, на любой кошелёк, простенькие ученические ручки и толстые, что и пальцами не обхватишь. К тому же за прилавком услужливый продавец – только плати. А мы, в те далёкие годы, чего только ни пережили, да ни перевидали в «годы счастливого босоногого детства». Ведь, казалось бы, эка невидаль – школьные чернила! Но где ж их было взять?
     Куда там, об авторучках мы и не мечтали. Нам казалось, что не пишем мы гусиным пером – это уже хорошо. В школе, в сельсовете, на почте - люди писали скрипучими перьями, макали в чернильницы-непроливайки и носили эти треклятые чернильницы в мешочках, специально для них сшитых или крючком вывязанных из катушечных ниток «десятый номер». Чего уж там, и этих ниток было не достать, а чернила в сельской местности порой вставали неразрешимой проблемой. Всякого рода чинуши разошлют по школам обязательные требования, дескать – фиолетовый цвет чернил для глаза приятен. Вот и извольте исполнять. В сельмаге, где продают соль, мыло, спички да слипшиеся конфеты-подушечки, на твою просьбу продавщица посмотрит изумлёнными глазами, как на привереду, а потом ещё и поганым словцом угостит под общий смех охочих до новостей зевак. С тем и придёшь домой, а домашнее задание чем-то написать надо.
     Мама, «от темна до темна» на ферме. До чернил ли ей? Бабушка смекнула своим крестьянским умом, решила те чернила из ягод бузины сварить. В своё время она конопляную пряжу так красила. Долго она в консервной банке ягоды варила, потом через тряпочку процедила. Чернила остывают, а я радуюсь: теперь мне тех чернил надолго хватит. Но вышло всё наоборот. Цвет был подходящий и писать было легко, вот только бумаге такие чернила почему-то не понравились. Написанные буковки расползались и становились наподобие фиолетовой изморози. Каких только упрёков и колких слов мне пришлось выслушать от своей учительницы, под общий смех моих одноклассников. Тут уже на хорошую оценку надежды не было…
     Отец мой где-то раздобыл химический карандаш, расколол его, грифель истолок и из этого порошка сварил чернила. Эти чернила тоже слегка расплывались, но отец вставил в мою ручку новое перо, которое тоненько писало. Но тут новая беда меня подкараулила. На уроках письма существовало такое понятие, как – краснописание.  Нужно было не только грамотно  написать, но ещё и буковки выписывать: где тоньше, а где толще. Я опять получила выволочку от своей учительницы. Опять заплаканная домой пришла. Одно радовало: не только у меня были такого рода проблемы. Другие родители, в состоянии крайнего возмущения, шли в школу и, не очень-то подбирая слова, выражали своё возмущение. Женщины у колодца чуть было за волосы не оттаскали учительницу. Дескать, мы наработаемся в поле под палящим солнцем и в любую погоду, на ферме от тяжёлой работы руки надрываем, а она проучительствует (баклушничает)  в тепле, ручки землёй и навозом не запачкав, ещё и изгаляться над нашими детьми вздумала, а заодно и над родителями. Неладно тебе в классе сидеть, бери тяпку в руки и иди в поле, на свеклу. Там свою прыть и сноровку покажи, а мы посмотрим – на что ты годишься. Там, на своём хребте почувствуешь, как этот трудодень зарабатывается!..
     Не знаю, где учительница, после такого крутого разговора с односельчанами у колодца, чернильную таблетку раздобыла, в пол-литровой бутылке её развела и потом в наши чернильницы чернила подливала. А поскольку мы те чернильницы-непроливайки носили домой, то и на нашей одежде красовались фиолетовые пятна, на столе и даже на подушке… Как ни берегись, а пальцы всё равно в чернилах. От пальцев – нос, страницы в книгах и в тетрадях, а за это обязательно следовали упрёки, подзатыльники и прочие ребячьи «прелести».
     Уже в десятом классе мама купила мне авторучку и к ней пузырёк со специальными чернилами. Но тут подстерегала другая проблема. Пока в соседнее село через поле дойдёшь, чернила в ручке замёрзнут. Дуешь-дуешь на ручку, чернила оттают, но станут бледненькими. Написанное в тетрадке едва-едва видно. Учителя с плохим зрением свои претензии предъявляют…
     Одним словом – было за что невзлюбить фиолетовый цвет. Благо, что в природе этот цвет встречается не так часто. Не зря злословы, когда им надо сказать: «Мне на это наплевать», обычно говорят – «глубоко-фиолетово». Может на глубине и преобладает кажущийся фиолетовый цвет, не знаю, на глубину нырять не приходилось, а вот в безлунную ночь фиолетовость неба многие видели.
     Э-эх, как я ни избегаю этот неприятный для меня цвет, а всё ж фиолетовые ирисы, наши, сибирские – люблю. И астрочки тоже в букете хорошо смотрятся. У дельфиниума фиолетовые цветочки с белой сердцевинкой, ни о чём таком не подозревая, радуются солнышку. У большой мухи спинка фиолетовым цветом отливает. Да и чернила, куда ж от них деться, несут людям добрую весть.
     Все цвета хороши, лишь бы люди смотрели на них счастливыми глазами. Глядишь, за улыбками и грустные воспоминания поблекнут. Но совсем забывать всё-таки не следует. Жизнь – это карусель, которая по кругу ходит. А у цивилизации, как у айсберга, только верхняя часть белая. То, что спрятано в глубине – потом аукнется.

                2014 г.
 


Рецензии
Анна!
Как же я Вас понимаю!
Более того, изо всех цветов я более всего не люблю фиолетовый.
Вдовий цвет...
А на самом деле - он просто не всем к лицу. (Или надоел на лице и на руках с самого детства?) :)

Всех Вам цветов радуги! Красоты и яркости!

Вера Редькина   01.09.2016 16:24     Заявить о нарушении
Спасибо большое, дорогой мой человек! Жизнь мучит, но жизнь и учит познавать мир и любить его таким, каким он создан Творцом...
На моей странице много сказок, рассказов, размышлений и зарисовок о природе. Теперь работаю над собранными мною пословицами. Я их называю - народный университет. Будет время - почитайте.
Всего Вам самого доброго! Спасибо, что Вы у меня есть!

Анна Боднарук   01.09.2016 23:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.