Сексуальная психотерапия

Статья написана примерно в конце 90-х, публикую со всеми вычерками, сделанными рукой автора.

Б.С. Роговой               
             Сексуальная психотерапия
               
                Тезисы

   Мы будем называть «сексуальной психотерапией» использование сексуальных методик для психотерапевтических целей, в отличие от «психосексуальной терапии», имеющей целью лечение сексуальных дисфункций психотерапевтическими средствами.
   Возможность сексуальной психотерапии отчётливо вырисовывается в свете выдающихся успехов психодинамической терапии Бруно Беттельхейма, обеспечивающего своих пациентов /детей и подростков/ «обильным удовлетворением всех или почти всех их потребностей».
   Психотерапия для взрослых, последовательно использующая принципы максимального удовлетворения потребностей, вряд ли может обойтись без такого мощного источника гратификации, как секс.
   Сексуальная психотерапия уже успешно опробована некоторыми психотерапевтами и сексологами /Д.Купер, Ж.Леле, А.Хупер и др./. этим первым попытками необходимо придать систематичность и теоретически их обосновать.
   Согласно новой психологической теории, предложенной российским психологом Ф.Е.Василюком, психическая жизнь личности протекает /одновременно или последовательно/в четырёх жизненных мирах, соответственно организованных на основе принципов удовольствия, реальности /соотв. Активности, требуемой принципом реальности/, ценностей и творчества /соотв. свободы/. Между этими принципами могут возникать серьёзные конфликты.
   Эффективная психотерапия должна учитывать все вышеуказанные принципы, избегая возникновения таких конфликтов и разрешая их, где они уже налицо.
   Исходя из данных положений, можно наметить некоторые общие подходы, которые необходимы для успешной сексуальной психотерапии.
   Введение в качестве терапевтического агента интенсивных сексуальных эмоций требует также их /одновременного или последовательного/ затормаживания, чтобы в какой-то степени отсечь информационно- энергетические связи сексуальных эмоций с психическими комплексами, активно участвующими в создании и поддержании патопсихической симптоматики, против которой борется сексуальная психотерапия.
   Необходима активность клиента, чтобы противодействовать избыточной регрессии, которая может быть вызвана сексуальной гратификацией. /Мы предполагаем, что читателю известны психоаналитические представления о связи сексуальности с регрессией/.
   Желательно введение в терапию альтруистической активности и самоограничения сексуальных удовольствий, для того, чтобы поддерживать ценностный характер переживаний.
   Регуляция со стороны психотерапевта должна по возможности быстрее заменяться саморегуляцией, а последняя должна постепенно ориентироваться на максимальную спонтанность. Это,  однако, уже не та спонтанность, что была до начала терапии, а обеспечивающая более гармоничное проявление «принципа удовольствия» в связи с другими жизненными принципами.
   В сексуальной психотерапии  большее значение, чем те или иные специально сексуальные техники, имеет правильный характер человеческих отношений между партнёрами. Первостепенную роль должны играть открытые К. Роджерсом факторы эффективности психотерапевтических контактов: конгруентность /открытость, полное принятие клиента, эмпатия/.
   Роль профессионального психотерапевта и профессиональных массажистов может быть сведена к минимуму. По существу, речь идёт о том, чтобы внести ортопсихологическую коррекцию в негармоничные сексуальные отношения, возникающие естественным путём, а также, прежде всего, вызвать к жизни такие отношения, если их нет налицо.
   Чрезвычайно важным моментом является обеспечение надёжности гратификации. Затормаживание гратификации – это лишь временный этап, за ним должна следовать и ему может предшествовать в жизни клиента интенсивная сексуальная гратификация.
   С возникновением избыточной привязанности к сексуальному партнёру легче всего бороться путём увеличения количества партнёров для одного клиента.
   Агрессию, как исходящую от клиента, так и направленную на него, следует максимально ограничивать, за исключением случаев, когда она имеет чисто игровой характер и не препятствует этической и эстетической сублимации сексуальных проявлений. Сублимированная «конструктивная агрессия» /термин Г.Аммона/ должна проявляться в целесообразной активности.
   Сексуальная психотерапия может начинаться на вербальном и визуальном уровнях, в том числе с использованием средств эротического искусства. /Эротическое искусство принципиально отличается от порнографии, в которой отсутствует эстетическая сублимация/.
   По- видимому, основными методиками сексуальной психотерапии могут служить чувственный массаж / с исключением прикосновений к гениталиям/ и собственно  эротический массаж /с включением таковых/.
   Чувственный массаж может не иметь непосредственной целью достижение сексуальной гратификации. Однако, при сексуальной привлекательности партнёра, сексуальные эмоции неизбежно вводятся в игру, хотя и менее осознанно и целенаправленно. Поэтому, чувственный массаж с привлекательным  сексуальным партнёром следует включить в диапазон методик сексуальной психотерапии. (В нашем разграничении «чувственного» и «собственно эротического» массажа мы следуем, в основном, за А.Хупер. однако, А.Хупер уделяет меньше внимания сексуальным обертонам чувственного массажа. А.Хупер уделяет больше внимания «тактическому голоду», чем сексуальной гратификации. Однако, и в том и в другом случае мы имеем дело с либидным катексисом, и именно либидный катексис позволяет надеяться на положитенльные результаты использования сексуальных методик для психотерапии несексуальной целенаправленности).
   Чувственный массаж может быть предварительным этапом обучения собственно эротическому массажу.  Во многих случаях, вероятно, для целей сексуальной психотерапии будет достаточно одного только чувственного массажа.
   Могут быть эффективны и другие сексуальные методики, кроме массажа, как то: объятия с неподвижностью /ср. индийскую  «майтхуну»/; подстраивание к дыханию друг друга; «карецца» / соответственно «внутренняя ласка» Ж.Леле/, т.е. коитус без эякуляции; даосисткие и тантристкие техники.
   Оставив в стороне цели психосексуальной терапии, в которой могут использоваться /с определенными модификациями/ те же и другие методики, попытаемся наметить диапазон психопатологии, в пределах которого предполагаемые методики могут найти применение.
   Это, прежде всего, расстройства гратификации:  с одной стороны, агедонизм, с другой же поиски избыточной гратификации по ложным путям.
   Естественно на первом месте встаёт депрессия, особенно в переходном возрасте, при наличии проблем сексуальной адаптации. Такого рода проблемы могут оказаться тесно связанными с суицидальными настроениями.
   Далее, это наркомания, алкоголизм и проституция, это шизофрения с её частым агедонизмом, наконец, это деструктивная агрессивность, часто связанная с, бросающейся в глаза, активностью «внутреннего саботажника» /термин У. Р. Д. Фербенкса/: путь преступника может вести его от одного срока заключения к другому, без каких-либо попыток изменить жизненные установки, вредные не только для других людей, но и для самого преступника.
   Во всех этих типах психопатологии налицо расстройства не только в сфере «принципа удовольствия», но и других, более «высоко лежащих» жизненных принципов, что и делает принципиально желательным использование предлагаемой нами диалектической психотерапии.
   При этом мы хотели бы подчеркнуть, что сексуальные методики не должны, как правило, использоваться изолированно, а непременно в комплексе ряда психотерапевтических мероприятий, направленных на изменение личности клиента во всём его индивидуальном своеобразии. Методики, имеющие целью изменение общего психического «фона жизнедеятельности», к каковым в данном контексте относится сексуальная психотерапия, следует сочетать с методиками, ориентированными нак определённые симптомы.
   Включение нами в рассматриваемый диапазон психопатологии деструктивной агрессии, наркомании, алкоголизма и проституции представляет уже переход от психотерапии к ортопсихологии.
   Перспективы в этом направлении следующим образом характеризуются английским сексотерапевтом А.Хупер, которая пишет о массаже, включая сексуальный массаж:
«Если, как мы можем видеть, правильно осуществляемые прикосновения могут помочь аутистическим детям и детям с повреждённым мозгом, делать чудеса с шизофрениками и позволять вновь адаптироваться дезадаптированным подростками, то отсюда логически должно следовать, что достаточное количество прикосновений для всех нас превратило бы мир в более счастливое место».
(Практическое опробование сексуальной психотерапии поможет установить, осуществимы ли эти «большие ожидания».)- вычеркнуто автором.   
А.Хупер уделяет больше внимания «тактическому голоду», чем сексуальной гратификации. Однако, и в том и в другом случае мы имеем дело с либидным катексисом, и именно либидный катексис позволяет надеяться на положительные результаты использования сексуальных методик для психотерапии несексуальной целенаправленности.
Кон.90-х


Рецензии