О любви к Родине - работа над ошибками

Когда-то в юности у нас был любимый театр - Театр Юного Зрителя. Мы ходили туда каждый вечер, это были звездные времена Ленинградского ТЮЗа. Мы застали его под управлением  Корогодского, уже на излете. Я ща намеренно брендую то, что для нас брендом не было, а было чистой любовью!

 И там тогда ставили спектакль" Работа над ошибками" Полякова. И уже не Корогодский. И была встреча с автором. И мы тоже там были. И многие умные дети говорили много умного. И я тогда тоже была чуть старше, чем ребенок, и что-то тогда хотела сказать, но не сказала, забыла. А сейчас скажу. Потому что помню с тех пор, что не сказала:

 Спектакль, вообще произведение, было написано ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ. Про школу, про детей, про учителей, от имени учителя..., но для взрослых. А поставлено в ДЕТСКОМ театре.

 Это была ошибка. В этом была какая-то бестактность. Получилось, что взрослые артисты сплетничают с детской аудиторией про учителей. Как если бы Зоя Васильевна обсуждала с детьми на уроке литературы костюм математички Марьи Ивановны. Поэтому поговорим, как взрослые люди с взрослыми людьми.

Конечно, дети читают взрослые книжки. Я сама была ребенок, вечно читавший взрослые книжки. Но я всегда понимала, что я немножечко подглядываю за взрослыми. В этом чтении всегда была субординация. В любую тему человек входит, как дилетант, и, стало быть, младший товарищ. У него еще нет мнения. Он пока слушает. Это «время собирать камни».

И ему в это время не следует знать содержимое корзины с мусором или грязным бельем авторов.

 Он собирает, пока не скопится критическая масса: разных мнений, противоположных, близких, отличных в деталях, внешне схожих, и абсолютно разных в сути. Какие-то - ему понравятся еще в процессе, какие-то - уже в процессе не понравятся. И вот в какой-то момент он вдруг обнаруживает, что у него есть мнение. И он не любит Розанова. А любит Бердяева. Вот такой маленький человек! уже! не любит Розанова, а любит Бердяева! Смеет и может!

Но говоря так, я имею в виду совершенно чистый мозг ребенка. Без рекламы колы, без боевиков, кошмаров на улице вязов, без порнухи, новостей, без «кто не скаче, тот москаль». Но таких не бывает. Практически. У каждого поколения свои засеры ( и засоры) в голове. От этого - вечное противостояние отцов и детей.

Порой поколение просто не понимает собственного разврата. Порой очень нужно, чтобы следующее поколение осознало ошибки отцов. Но не для того, чтобы истерически обвинять. Нет там никакой вины. А чтобы спрямить линию, чтобы дальше расти, как нация.

 Можно рассказать этим новым людям, какими тараканами были набиты наши мозги. Тогда в этом просвете мелькнет то, что должно было бы быть, без искажений, внесенных реалиями времени. Не будем обсуждать нашу бедность, и идеологическую забитость, как общие места. Набросаем штрихами: жвачка по три рубля пластик! запрещенный «Ди Папл»! джинсы из-под полы! унизительные триады "квартира - машина - дача", и "ковры - хрустали - стенки".

  Мое поколение было не в пример образованнее нынешнего! Мое поколение читало. В метро мое поколение читало Кафку, Камю, Сартра, Верлена, Бодлера, Сашу Соколова. Венечку Ерофеева. Татьяну Толстую. Тогда была мода. Модно было быть начитанным. Это не значит, что материал был лучше, дети умнее, разговоры интереснее. Начитанность была такой андеграундной направленности. Это был тренд. Сейчас Луи Витон, а тогда Поль Верлен. Ну, чтобы было понятно нечитавшим: Россию затопила литература слюны, спермы и блевотины.

 И, кроме того, на нас вывалили все, что писали "в стол" два поколения советских диссидентов. Как бы открывая правду о родине, которую скрывали проклятые коммунисты! Такая идеологическая революция! Такой Ветер Перемен. Еще ничего не было в школьной программе: ни Гумилева, ни Ахматовой, ни Мандельштама, ни Булгакова, ни Пастернака, ни Набокова, ни Цветаевой. Сахаров, другой Гумилев, Солженицын, Бердяев. Фрейд, Ницше. Аксенов, Довлатов. Всех их, как бы, не было. И тогда их любили (ну, или делали вид), и читали под партами, и на лекциях. Все это было так ново, так ошеломляюще!Так дерзко! Так модно! "Три товарища не читали? его шас вся Москва читает!"

 Ну, опять же для нечитавших: вся эта новая литература была пронизана пафосом – «наша родина - лживая сука!», «наш строй – отстой, то ли дело у них!», и, «я - смелый, потому что я - против!»

А теперь я вам открою секрет, который всем открываю, с тех про, как сама открыла его в книжке ЗИНОВЬЕВА «РУССКАЯ ТРАГЕДИЯ».Все это была идеологическая война! Все говорят про холодную войну, но никто не уточняет, в чем там суть.

В двух словах это выглядит так: Русских нельзя сломать в бою. Они собираются в кулак, и становятся непобедимы. Нужна лисья стратегия, коварная и хитрая: власть - купить, интеллигенцию - развратить, пролетариат - споить. И они сами разрушат свой такой опасный строй!

Ну, и скажите, где они ошиблись? Мы послушно отработали все тезисы. Коррупция, водка, джинса и порнуха! Ну, и где теперь тот опасный социализм? Все прошло, как по писаному.

Так работает ИДЕОЛОГИЯ

Мое поколение обработали при помощи нетленных произведений искусства! Достаточно было просто сместить акценты. Иногда сместить акценты – значит оболгать.

А ведь большинство из тех, кого мы читали в метро, по-настоящему любили родину, болели за нее, молились, воевали! И их произведения – гордость нашей литературы, и вообще нации. Они жили в стране, драматично развивающейся, преодолевающей кризис за кризисом, пережившей слом вековых устоев, смену политических систем, целый ряд революций. В стране, утонувшей в крови и ненависти, пережившей гражданскую войну, ее последствия. Они все были детьми своего времени. Делили с ним его правду, его предубеждения, его агрессию, его разврат, его страхи, его пафос, его традиции, его любовь к родине, или ненависть к ней. Они писали, как жили – правдиво! Их искусство – не лозунги! Оно шире, больше, глубже, сложнее, больнее, трагичнее, мучительнее, чем простые «за» и «против».

Для того, чтобы воспринимать их произведения адекватно, нужно самому уже сформироваться как личность. Начитать, ну хоть что-то. Ну, хотя бы сколько-то. Чтобы хоть немного слух заточился, вкус к слову появился, чтобы хоть иносказания отличать от лозунгов. Чтобы было из чего мнение составлять!

  Мы, когда были еще совсем молодые, как-то весь вечер посвятили обсуждению темы: возможно ли внедрить мысль "будь лоялен к правительству" целому народу. Орали, спорили, обзывались, верили - не верили. Тогда были модными разговоры о технологиях психо-лингвистических воздействий. Все говорили, никто не верил. Мы обсуждали. Даже не подозревая о том, что сами являемся уже продуктами этой обработки. Пионеры! Оптимисты! Солнечные идеалисты! Наивные реформаторы! Прекраснодушные мечтатели!

Но! Если мы были людьми, испорченными социализмом, поколения, пришедшие за нами - это поколения, испорченные его отсутствием: родным - брезгуют, загранице - завидуют, «родина - сука!», « строй – отстой!», и, «я - смелый, потому что я - против!»  Хотя сейчас уже только совсем ленивому и глупому непонятно - нечему там завидовать! сейчас нечему, и раньше было нечему! Есть чему поучиться, это – да! Вот только куда теперь с этой брезгливостью, как преодолеть этот дух "слепого рабского, пустого, подражанья"? Как быть с этой андеграундной, снобистской психологией:

"... И ко мне приходят люди с чемоданами портвейна,
 и проводят время жизни за сравнительным анализом вина...
 А потом они уходят, и только лучшие друзья
 и очарованные дамы остаются с Ивановым до утра-а,
А потом приходит утро, все прокурено и серо,
подтверждая прежний тезис, что сегодня тот же день что был вчера-а"

Вот эстетика моего поколения. Объясните, чем это лучше чем, «любовь, комсомол и весна!», или «наш паровоз вперед летит»? Поколение непонятной национальности: и русские плохие, и заграничные - не получились.

 Это я - детям,  для сравнения,  если они подсматривают. С моего поколения пример брать не стоит! Берите пример с революционной России! С пассионарных поколений! С подвижника Сергия Радонежского, Александра Невского, с Петра Великого, с Ленина, со строителей БАМа, с целинников, с Путина. Я сама беру пример с советских фильмов, например, "Я шагаю по Москве". Не вдаваясь в правдивость нарисованных образов. В этом есть оптимизм. В этом есть единение народа. В этом есть достоинство, гордость за страну, братство, доверие, здоровое соперничество, любовь, сложность, тонкость, красота, чистота, юмор.

Так должно быть!

 И если Новые Люди России захотят – так будет!

 ВАЖНО, чтобы они захотели!


Рецензии
Пардон, не понял.
То есть Гумилев.....Довлатов - это орудия идеологической войны?

и не преувеличивайте - насчет развалить. Оно само развалилось, время пришло.

Гр-Гр   19.06.2014 22:50     Заявить о нарушении
Ну, конечно, не будьте ребенком! Конечно, орудия! При том, что я их люблю всех, не меньше вашего! Они слишком велики, глубоки и многоплановы, чтобы у идеологов того лагеря не возникло соблазна их извратить. А это так просто! Достаточно сместить акценты!

И на счет развалить. Это не мое мнение. Это Зиновьев. Я только открываю его секрет.

Почитайте. Судя по комментам, вам важно составить собственное мнение. Он вам понравится!

Елена Агалакова   21.06.2014 02:24   Заявить о нарушении
Если Вы про "Русскую трагедию", то это просто набор банальностей...

Гр-Гр   21.06.2014 15:25   Заявить о нарушении
Это не мнение, но я не настаиваю.

Елена Агалакова   21.06.2014 15:32   Заявить о нарушении
Хорошо. Вы можете сказать, о чем эта книга? Ведь любую книгу можно резюмировать несколькими фразами

Гр-Гр   21.06.2014 15:39   Заявить о нарушении
Вообще, я не обязана, тем более, что я уже рассказала, как раз в двух словах. Но я скажу. В этой книге нет ни одного общего места. Там все отлично от общепринятого. Общепринято, что страна развалилась сама. А он говорит, что ее развалили. Общепринято что диссиденты - молодцы. А у него(при том, что он сам из диссидентов, и много лет жил на Западе, стряпая в год по антисоветской книжке) отношение к диссидентам совсем не однозначное. Общепринято что социалистический строй был печальным, да нет, вопиющим недоразумением, а у него - социализм - это неудачное воплощение коммунизма в реальность. И он находит много успехов, в этом неудачном воплощении. Он смотрит, как человек, видевший обе стороны мира тогда, когда мы жили на одной - социалистической.

Еще он правдивый и чуткий художник,и очень смелый гражданин. Потому что не каждый писатель решится отказаться от всего своего наследия и публично признать его ошибкой, даже если поймет, на чью мельницу льет воду своим творчеством! А он смог! И теперь фиг найдешь его "Зияющие высоты". А когда-то в университете мы проходили их как образец блестящего стеба над Совком - тонкого ума, хорошего вкуса, безупречного стиля. Я отчиталась?

Елена Агалакова   22.06.2014 01:21   Заявить о нарушении
не обязаны - так что спасибо

Насчет общепринято. Кака раз сейчас нам взялись объяснять сверху, что не сама развалилась, что развалили. И что это трагедия.
Конечно трагедия. И падение Римской империи, римского мира - еще какая трагедия.И гибель Византии. И так далее. Особенно для тех, кто это падение переживал. Кто спорит. Кстати, и в гибели Рима находили виноватых. И в падении второго рейха Гитлер винил предателей. Всегда можно найти, кого обвинить.

Только страна наша развалилась вовсе не от диссидентов (хотя к ним я отношусь с уважением просто потому, что они поступали в соответствие со своей совестью), а от ужасной неэффективности и тотальной лжи. Какие-то люди немного замедлили это падение, какие-то - немного ускорили, не более того.
Ну а мы все, для кого это так или иначе трагедия, хотим увидеть виноватых - так уж человек устроен.

Да, социализм советского образца был недоразумением. Но много миллионов людей жили в этом недоразумении и создавали что-то хорошее и даже великое в своей и общей жизни - и это вовсе не заслуга этого недоразумения.

У Вас чудесная фраза есть - "на чью мельницу льет воду своим творчеством". Хорошая советская фраза, правда? Мы ее много раз в советских газетах читали. Подумайте, разве творчество льет воду на какую-то мельницу? Оно либо творчество, либо полная фигня. Ну и если фигня - тогда, конечно, может делать что угодно. А если творчество - то просто возвышает человека, дает ему возможность задуматься и понять в себе что-то такое, что он раньше не понимал.

А, кстати, в нашей стране и теперь есть и неэффективность, и ложь. Так что...

Гр-Гр   22.06.2014 12:22   Заявить о нарушении
Ну, вот, это уже мнение. Теперь, если за нами подсматривают дети, у них будет возможность, выслушать обоих и выбрать, что им ближе. Я не хочу с вами спорить. Я понимаю, против кого ваша страсть. И знаю, против кого моя. Я не идеализирую теперешнее состояние страны. И понимаю, что и я - в тренде. Но я буду лепить "Пионерскую Зорьку" - потому что это моя страсть - за! У меня - дети, и будут внуки. Такой мой выбор.

Елена Агалакова   22.06.2014 17:31   Заявить о нарушении
Что-то я не понял, причем тут дети?
И страсти "против" у меня лично никакой нет. Есть просто понимание и все тут.
И мои дети, надеюсь, смогут понимать, а не думать в тренде.

Гр-Гр   22.06.2014 17:57   Заявить о нарушении
То есть вы не в тренде? А-а.

Елена Агалакова   23.06.2014 21:33   Заявить о нарушении
понятия не имею. Не слежу за трендами

Гр-Гр   23.06.2014 22:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.