Как развивать ребёнка с РАС без стресса. Краткий э

Предисловие

«Человечек дождя» вошел в мою жизнь, но не безудержным ливнем печали и слез. Этот маленький человечек, как смерч, возникнувший из ниоткуда, поделил все на до и после. Он как реактив, как катализатор, как лакмус, мгновенно и совершенно четко выявил все фальшивое и настоящее, черное и белое.
И это — мой сын. Мой сын — аутист.
Было поначалу очень тяжело услышать этот диагноз. Наши врачи вообще любят дискредитировать необычных деток в глазах родителей. Им много проще вместо реальной помощи, начать причитать, жалеть родителей, ставя крест и на ребенке и на будущем семьи.
Но необычный ребенок — это не смертный приговор. Ребенок с аутизмом — это целый мир тайн, которые мы, родители, пусть и в одиночку, можем и должны открывать. И поверьте, радость этих открытий не сравнима ни с чем.
Аутизм лучше рассматривать родителю не с позиции сухой и безликой психиатрии, а с точки зрения необычного родителя волшебного ребенка.
Психиатрия нам говорит, что аутизм - это психическое заболевание, которое характеризуется определенной симптоматикой. А для родителя, аутизм ребенка — это маленький лабиринт с множеством закрытых дверок и ключиков.
Итак, представив этот лабиринт, я решила найти все дверцы, подобрать к ним ключики и непременно открыть ими двери. Я понимала, что это архисложно, но возвращаться назад нельзя. Понимала и то, что в этом лабиринте блуждать мне одной.
Никто из родственников: муж, родители, бабушка, - не слышали моих просьб и наставлений, как же обращаться с маленьким чудом.

И вот я стояла у самого начала лабиринта. Мысли путались, информация превращалась в запутанный клубок пустых слов и терминов, а в душе была паника и страх. Страх, что я не справлюсь.

Аутизм — это особое состояние человека и особое восприятие им действительности. Если смотреть шире, то каждый из нас слышит звуки и видит любой предмет, любое действие,  воспринимает любое чувство сугубо индивидуально. Аутисты также видят мир под своим особым углом, причем у каждого дождливого человечка этот угол свой. А поэтому, чтобы понять их, нам обычным людям нужно долго подстраиваться под них. Но время идет...

ГЛАВА 1. Понять ребенка

А как сделать так, чтобы понять аутёнка в короткие сроки?
Это достаточно просто, если вы понаблюдаете за Вашим ребенком со стороны. Понаблюдаете так, как Вы смотрите телевизор: безучастно для малыша. Свои наблюдения нужно записывать, чтобы не пропустить нечто мизерное, но очень важное.
Первое, что нужно сделать, - это  разделить день на функциональные отрезки времени: пробуждение, прием пищи, моменты самообслуживания, прогулка, посещение какого-либо места или заведения, занятия, игры, свободное время. Для каждого периода нужно будет отмечать все, что вы видите и слышите.
Приведу пример.
Функциональный отрезок времени (периоды)
Прогулка:
1. выход на улицу. Позитивные проявления. Негативные проявления: ребенок не берет за руку, выбегает, не отзывается на свое имя.
2.прогулка на детской площадке. Позитивные проявления: интересуется качелями, может долго кататься, интересуется песком, отбирает игрушки у детей*. Негативные проявления: бросается песком вверх, в стороны.
3. пешая прогулка по улицам. Позитивные проявления: обращает внимание на животных, тянет в магазины**. Негативные проявления: ребенок не дает руку, не выполняет инструкции, падает на землю, кричит, начинается истерика.
4.возвращение домой. Позитивные проявления: дома быстро успокаивается. Негативные проявления: истерика. Кричит, отказывается идти. На руках у взрослого бьется в истерике, выворачивается.
* в данном случае отнимание игрушек у детей стоит
рассматривать, как элементарное взаимодействие ребенка с детьми.
** постоянное посещение магазина на первых парах — это хороший способ социализации ребенка.
Подобные таблицы нужно будет составлять с некоторой периодичностью на каждый функциональный отрезок времени, так как отношение ребенка к одному и тому же предмету или действию может меняться.
Итак, Вы составили подобные таблицы. Теперь необходимо проанализировать свои записи и выделить четыре пункта:
1. ребенок негативно относится к чему-либо;
2. ребенок не реагирует на что-либо;
3. ребенку нравится что-либо;
4. ребенок зацикливается на чем-то.
Из этих четырех позиций для работы с малышом Вам потребуются только две последние. Иногда родителям трудно определить приоритеты аутиста, особенно, если ребенок не обладает способностью объясняться словесно или при помощи жестов, карточек PECS.  На начальном пути родители просто не подозревают о наличии таких подходов к адаптации своих детей.

ГЛАВА 2. С чего начать работать?

Конечно, проще работать на основе предпочтений ребенка. Но случается так, что их просто может не быть, а малыш все время посвящает себя стереотипиям и самостимуляции. Как же его вырвать из этого порочного круга?
Ответ лежит не поверхности. Погрузиться в его стереотипию или самостимуляцию. Это позволит ребенку воспринять Вас, как часть себя самого. Вы сразу беспрепятственно войдете в его среду. Копируйте поведение ребенка.
Приведу пример. Ребенок кружится вокруг своей оси продолжительные периоды времени, не замечая ничего. Вариантов работы с этим состоянием достаточно много. Первый — кружиться рядом, не трогая ребенка. Второй — кружиться вместе с ребенком, взявшись за руки или плечи, т. е. водить хоровод. При этом могут быть важными и темп и направление вращения. Третий — вращать своими руками ребенка вокруг его оси.
Следующий случай стереотипий, на мой взгляд, самый сложный. И с этой стереотипией сталкивается большинство родителей. Назову ее «зависание в телевизоре». Это могут быть мультики, реклама, клипы и прочее. Но и здесь есть лазейки. Прежде всего, копирование поведения героев мультика или рекламы и т. п. Второе, на что можно обратить внимание — это звуки, мелодии. Надо только определить, что так зомбирует ребенка. Можно напевать мелодии, произносить с похожей интонацией фразы в момент просматривания того или иного видеоряда.
До ребенка можно дотрагиваться, поглаживать или манипулировать его телом.
Также можно использовать изображения любимых персонажей или картинки из мультфильмов в качестве различных игр. Таких как мемориада, разрезные картинки, паззлы, лото, домино, и т. д. Все эти пособия можно делать своими руками.
Таким образом, стереотипии и самостимуляции могут стать отправной точкой для приучения ребенка к занятиям или поспособствовать налаживанию контакта родителей с малышом.

Проще дело обстоит, если у ребенка есть приоритеты. Работать можно с любимой игрушкой, любимой вещью, продуктом питания и т. д.
АВА-терапия использует приоритеты аутиста, как подкрепление. Но сводить все к дрессуре ребенка не хочется. Для любого родителя важно, чтобы ребенок и без подкрепления хотел заниматься. Ведь даже здоровый ребенок при наличии материального или иного подкрепления, но без желания, усваивает намного меньше, чем будучи движимым внутренним стимулом, а именно интересом.
Итак, следующий принципиальный момент в работе с аутёнком — это объединение подкреплений (элемент АВА-терапии) и интересов ребенка. Не стоит заставлять ребенка собирать пирамидку, если она или это действие ему не нравятся. Нужно искать предметы и игры, которые будут благосклонны приняты малышом.
Некоторые очень подвижные - «спортсмены». Другие в противоположность им спокойные, создается впечатление, что они медитируют, смотря в одну точку. Назовем их «медитаторами». А есть дети с конкретными предпочтениями в играх, например, только машинки, только зверушки или даже только что-то определенного цвета или формы.
Работа с данной позиции строится должна именно на специфических предпочтениях ребенка.
«Спортсменам» подойдут игры с мячом, от самых простых, как катание и перебрасывание из рук в руки, до сложных, интерактивных и контактных игр, как вышибалы, «Али-Баба» и т. п. Кроме того хорошо использовать речевые подвижные и хороводные игры*. Можно организовать полосы препятствий из мебели и игрушек. Собирать из разбросанных по комнате деталей конструкторов здания и фигуры. Заметьте, что ребенок во всех этих играх максимально подвижен. Естественно, любое действие должно быть прокомментировано максимально четко, всесторонне, но лаконично.
Что касается «медетаторов», то им комфортнее начинать занятия в их «гнездышке», т. е. Там, где ребенок проводит преобладающее количество времени. Это может быть какой-то угол, диван, ковер, под столом и т. п. Вы перемещаетесь за ребенком и там разворачиваете свое поле деятельности. Таким детям подойдут спокойные игры: любые дидактические, рисование, ручной труд, лепка, развивающие занятия с природным и бросовым материалами на развитие мелкой моторики рук. Не стоит их заставлять прыгать, бегать и катать мяч, если ребенок боится или испытывает дискомфорт. Придет время, когда и эти игры будут введены в список регулярных упражнений аутёнка.
Если говорить о конкретных предпочтениях, то стоит применять ролевые игры. Например, в любимую машинку можно посадить кого-либо и покатать; машина может быстро ехать по дороге, а может медленно; может вести какой-то груз для какой-то цели -  можно разыгрывать любые ситуации из жизни. 
Если это цветовые предпочтения, то первыми представлениями могут быть цвета предметов. Естественно начинать стоит с предпочитаемого цвета. Все комментируем. Учим существительные, прилагательные и даже математические понятия такие, как большой и маленький, много и 1. Кроме того подойдут ролевые игры.
Бывают еще дети «музыканты». Они любят любые предметы и игрушки издающие звуки: металлофоны, пианино, барабаны, погремушки и т. д. Следовательно, любое занятие нужно строить на издающих звуки предметах, развивать слух ребенка, в последствие это позволит ребенку иметь хороший фонематический слух. Этому будут способствовать дидактические музыкальные игры: «что звучит», повторение ритма, построение мелодии и т. п., знакомство с предметами и понятиями. Здесь подойдет любая домашняя утварь (от ложки до люстры), любой природный материал (от воды до песка, который тоже издает звук при пересыпании). И здесь не забываем комментировать.

Глава 3. Обучение?

Следующий вопрос, с которым сталкиваются родители, - обучение на дому (самостоятельное) или с помощью дефектологов, логопедов и других специалистов.
Идеальный вариант каждый должен найти для себя сам. Привлечение третьих лиц заметно облегчает работу мамы, но не заменяет ежедневных занятий с ней. В чем же облегчение? Это разгрузка моральная, психическая. Ошибка многих мам — ставить далеко идущую, неадекватную данной ситуации цель. Тем самым, выводя себя из равновесия.
Если и ставится цель, то она не должна быть глобальной (вроде «Мой ребенок должен заговорить через 2 месяца или год» и т. п.), а должна быть конкретной и адекватной («учим звук “А”/ “Z”/ “S”»).
Не надо никогда устанавливать сроки, т. к. это будет разочаровывать Вас. К тому же темп освоения материала может меняться на протяжении всего периода реабилитации.
О целях поговорили. Теперь стоит коснуться задач. Они так же должны быть конкретными и сверх адекватными. Если ребенок не берет в руки игрушки, нельзя и думать о задаче обыграть ситуацию с помощью этих игрушек. Задача может быть сформулирована следующим образом: «Обратить внимание на какую-то конкретную игрушку» и т. д.
Естественно, что психологический и психический комфорт родителя в процессе обучения важен (во избежание срывов на ребенка), но не менее важно состояние ребенка-аутиста. Честно говоря, я не сторонник жестких методов «перелома» таких деток. Ведь время, затраченное на обретение каких-либо навыков и умений данным способом, одно и то же, что и гуманными мягкими методами.
Итак, вклиниваясь в мир ребенка помните: 1) «В чужой монастырь со своим уставом не ходят» (не ломайте своими амбициями )психику ребенка). 2) «Не навреди» (действуйте деликатно, обдуманно, постепенно, поэтапно, бережно). 3) «Делу время — потехе час» (в прямом смысле успех в обучении равно пропорционален часам, проведенным за занятиями). 4) «У семи нянек дитя без глаза» (не старайтесь попасть к 10 — 20 дефектологам или другим специалистам, в различные секции. Все должно быть в меру. Затраты времени на езду по городу колоссальные. Вы это время теряете. Нужно определиться со специалистом как можно скорее и общаться именно с ним одним. Вы должны открыться ему и выработать совместную стратегию по развитию Вашего ребенка.

Глава 4. Некоторые аспекты занятий с аутистами

Как известно, аутистов крайне трудно обучать тем навыкам и умениям, которые не нужны самому аутисту. То, в чём ребенок нуждается, он осваивает очень быстро, будто по волшебству, самостоятельно.
Здесь и вопрос, здесь и ответ.
Главная задача родителя — сделать так, чтобы навык, которому хотят научить аутёнка, был необходим особенному малышу. Он должен чувствовать потребность в этом навыке. Например, зачем аутёнку говорить, если его и так понимают или делают все за него, и, вследствие, у него нет никаких потребностей. И опять необходимо вспомнить приоритеты ребенка для того, чтобы на их основе можно было бы построить занятия.
Приведу пример. Ребенок проявляет неподдельный интерес к машинке желтого цвета. Это — повод научить ребенка манипулировать игрушкой (возить машинку, приговаривая «би-би», «вжик-вжик», или в упрощенном варианте «I»). Конечно, ребенок может не с первого раза повторять манипуляции и звуки, но это произойдет.
Кроме того, можно выучит желтый цвет. Для этого подбираются другие игрушки аналогичного цвета, и они под комментарии взрослого успешно выстраиваются аутёнком в ряд. Затем можно усложнять этот процесс: игрушки одного цвета прячутся в коробку или мешок, и ребенок вынимает их. Следующим этапом будет сортировка: ставятся две ёмкости (в нашем случае желтого и любого другого отличного цвета, например, красного). Ребенок вынимает из коробки/ мешка только желтые игрушки, он должен сложить их в желтую ёмкость. Всё комментируем. Но пока не вводим понятие другого цвета.
Во время этого занятия можно  также отрабатывать социальный навык — взаимодействие. По простому назовем «Ты и я». Ребенок учится попеременно с Вами вынимать игрушки, ждать, когда Вы выполните действие.
Итак, одна желтая машинка и первичный этап, а сколько навыков и знаний: 1) цвета; 2) звуки; 3) манипуляция с предметом; 4) взаимодействие с людьми.
Кроме того, ее (машинку) можно использовать для развития мелкой моторики. Бывает так, что ребенок боится пальчиками трогать крупы/ песок. Насыпав тонким слоем крупу или песок в поднос, и одновременно предложив картинку с изображением машины, едущей по песку (песок/ манка/ пшено), по снегу (рис) по дороге (греча), приступаем к катанию машинки. Позже можно своими пальцами  нарисовать дорогу, а затем и пальцами ребенка. Только не забывайте комментировать.
В общем, фантазируйте, обыгрывайте любой предмет.


Рецензии
надо Жене дать почитать Анна педагог логопед корректор, и старший сын 13 лет у нас с признаками аутизма.

Смородиновый Морс   24.10.2021 14:56     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.