ЧАСЫ

У меня хранится семейная реликвия – золотые часы-луковица, фирмы «Лонжин». На часах дата – 1900 год, куча медалей под крышкой , а на крышке – вензель, две буквы ВЗ. Часы принадлежали моему прадеду Василию Зубковскому. Он был священник. Прадед служил в церкви посёлка Волонтёровка, Донецкой губернии. В 1919 году, в разгар гражданской войны, в посёлок пришла банда. На чёрном знамени была нарисована волчья голова. Бандиты взяли заложников – старосту, учителя и священника (моего прадеда), и стали требовать выкуп. Денег собрать не удалось. И тогда бандиты порубали шашками заложников на глазах жён и детей. Моему деду было тогда 14 лет. Он остался старшим мужчиной в семье и пошёл батрачить. Когда прадеда уводили из дома, ему удалось из-под рясы достать часы и спрятать их под скатерть. Часы сохранились, и мой дед пронёс их через несколько войн, через всю жизнь, и до самой смерти берёг их. После смерти деда, часы достались моему любимому дядюшке Василию, в обход моего отца, старшего сына в семье. Так завещал дед, да и вензеля на крышке часов совпадали. Дядя, Василий, хранил их до смерти, правда, иногда по бедности закладывал в ломбард, рискуя их потерять. Я сам несколько раз выкупал их из ломбарда. Дядя спивался, и перед смертью отдал часы на сохранение мне. В очень тяжелом для меня, да и для всей станы 98-ом годе, дядя погиб. Он пьяный упал в своей квартире, ударился головой об тумбочку и несколько дней лежал без сознания (дядя жил один). Когда дверь взломали, дядя был ещё жив, но через несколько дней умер, после операции, уже в больнице. Я тогда только-только выписался из больницы, и мне никто не сказал о смерти дяди. На похоронах я не был. Когда моя жена пришла с похорон, она сказала мне: «У меня для тебя две новости, хорошая и плохая. Хорошая – золотые прадедовские часы, которые ты хранишь – теперь твои. А о плохой новости можешь сам догадаться». У меня есть сын и есть внук. Есть кому передать семейную реликвию…

Стих.

ЧАСЫ
В. З.
Зарубили прадеда бандиты.
Уходя, часы под скатерть спрятал.
Створки их из золота отлиты,
И мерещатся на злате пятна…
Много ль счастья принесло наследство?
Хорошо ли ты живёшь, Василий?
Нам от крови никуда не деться,
Помнят дедов сироты России.

P.S. Я, как поэт, горжусь звучной строчкой – «сироты России». Я спрашивал у своих друзей-поэтов – встречается ли она у кого-либо. Все говорят, что это моё изобретение.


Рецензии