17 июня 1953 года

Раза два в неделю посещаю я  « Берёзку» - « русский» магазин в  Шверине. Мой путь в магазин проходит мимо самого западного  в  Европе  и самого последнего в Германии памятника Ленину. О мытарствах  памятника я уже рассказывал.
 
Так вот.  Иду я вчера, 17 –го июня, в магазин и вижу: к ноге Владимира Ильича, на уровне ботинка красной тесёмкой привязана картонка, на которой написано:

CLARA ZETKIN                UBER!                и ниже, другим почерком: Lenin...sein Name ein SYMBOL der Hoffnung und Befreiung,wo immer es Ausgebeutete und Unterdruckte gibt.
       Сие переводится как: «Клара Цеткин – выше »( превыше).
«Ленин… его имя является символом надежды и освобождения там, где есть эксплуатируемые и угнетённые…» Читаю я эти, до слёз знакомые, строки; мимо проходят  молодые немцы и втолковывают мне, что  писал это, наверняка, бывший сотрудник штази.  Меня так заинтересовала «акция», что дома  сразу полез в Интернет. И вот что я узнал.

Прошло 25 лет с момента падения берлинской Стены. А в Шверине не утихает  дискуссия  о судьбе памятника.  29 лет бронзовая фигура Ленина,  отлитая эстонским скульптором,  стоит на людном перекрёстке.  Стоит, широко расставив ноги.  Как шутит  Frankfurter Rundschau, издалека его можно принять за  Кристиано Роналдо. Итак,  памятник последний. Его собратья в  бывшей ГДР или переплавлены, или хранятся  в запасниках музеев.

17 июня, с.г. 30 граждан- жертв режима бывшей ГДР, во главе с правозащитником – теологом  А. Бауерсфельдом  решили « укутать», укрыть голову памятника. Обербургомистр Шверина сначала не разрешила проводить эту акцию, мотивируя  решение опасностью для памятника и исполнителей процедуры « укутывания», но после решения административного суда согласилась . Меньше суток простоял Ленин с покрывалом на голове.  Сегодня он уже в порядке и его бронзовая фигура сверкает на солнце…  Так в Шверине отметили годовщину восстания 1953 года.


.17 июня- День памяти народного  ( рабочего) восстания 1953 года, памяти жертв режима.

Утром 17 июня  1953 года в Берлине началась всеобщая забастовка.  В центр Восточного Берлина  двинулась  колонна сталеваров. Между 11 и 11.30 была остановлена работа метро и городской электрички, чтобы воспрепятствовать быстрому прибытию многочисленных демонстрантов с окраин в центр. К полудню численность забастовщиков в городе достигла 150 000 человек. Демонстранты требовали отставки правительства, отставки профсоюзного руководства, проведения свободных выборов, допуска к выборам западных партий, воссоединения Германии. Большую популярность приобрели лозунги, направленные против руководителей ГДР Ульбрихта, Пика и Гротеволя: «Бородка, брюхо и очки — это не воля народа!» (на немецком языке он звучал в рифму) и «Козлобородый должен уйти!». Произошли столкновения и потасовки с полицейскими и ответственными работниками СЕПГ.
Волнения перекинулись на всю Восточную Германию. В индустриальных центрах стихийно возникли забастовочные комитеты и советы рабочих, бравшие в свои руки власть на фабриках и заводах.
На 15-м пленуме СЕПГ 26 июля 1953 года Отто Гротеволь сообщил, что демонстрации и забастовки состоялись в 272 населённых пунктах из 10 000. В 1991 году на основе материалов министерства внутренних дел ГДР это число было исправлено на 373. Спустя ещё четыре года историки насчитали 563 населённых пункта, где происходили волнения. Согласно последним исследованиям, демонстрации и забастовки состоялись в не менее чем 701 населённом пункте ГДР. Официальные власти ГДР оценили число участников движения протеста в 300 тысяч. По уточненным данным, в демонстрациях по всей стране участвовали около миллиона человек .
В ночь с 16 на 17 июня Вальтер Ульбрихт, Отто Гротеволь и министр госбезопасности Вильгельм Цайссер встретились в Карлсхорсте с Верховным комиссаром Владимиром Семёновым и командующим  советскими войсками Андреем Гречко, чтобы обсудить и подготовить возможное применение сил полиции и армии. Оно было предусмотрено только для Берлина.
Гротеволь записал результат договоренностей: «Советские войска в готовности. Перед введением в действие согласование с Политбюро. По возможности полиция — только в крайнем случае войска».
. В ночь на 17 июня два полка 1-й механизированной дивизии и батальон 105-го полка министерства внутренних дел СССР были переброшены  на подкрепление 12-й танковой дивизии, в места её дислокации. Во многих других советских гарнизонах также была объявлена повышенная боевая готовность.
. В 11 часов 45 минут Семёнов объявил немецким товарищам, что Москва потребовала ввести чрезвычайное положение.
Около полудня против людей  были брошены советские танки
Чрезвычайное положение было введено в более 167 районах из 217. В 14 часов по радио было зачитано заявление премьер-министра Отто Гротеволя: «Мероприятия правительства Германской Демократической Республики по улучшению положения народа были отмечены фашистскими и другими реакционными элементами в Западном Берлине провокациями и тяжелыми нарушениями порядка в демократическом секторе Берлина. Эти провокации должны осложнить установление единства Германии. Повод для оставления работы строителями в Берлине отпал после вчерашнего решения по вопросу о нормах. Волнения, которые после этого имели место, являются делом провокаторов и фашистских агентов зарубежных держав и их помощников из немецких капиталистических монополий. Эти силы недовольны демократической властью в Германской Демократической Республике, организующей улучшение положения населения. Правительство призывает население:
1. Поддержать мероприятия по немедленному восстановлению порядка в городе и создать условия для нормальной и спокойной работы на предприятиях.
2. Виновные в беспорядках будут привлечены к ответственности и строго наказаны. Призываем рабочих и всех честных граждан схватить провокаторов и передать их государственным органам.
3. Необходимо, чтобы рабочие и техническая интеллигенция в сотрудничестве с органами власти сами предприняли необходимые меры по восстановлению нормального рабочего процесса.
Днем 17 июня в Берлин позвонил Лаврентий Берия с возмущённым вопросом: «Почему Семёнов жалеет патроны?» Он потребовал от Верховного комиссара быстрого и жёсткого наведения порядка. По воспоминаниям Семёнова, приказ Берии расстрелять двенадцать зачинщиков он лично заменил распоряжением «стрелять поверх голов демонстрантов».       ( 26 июня Л. Берия был арестован)
Всего в подавлении волнений участвовали 16 дивизий, из них только в Берлине три дивизии с 600 танками. Вечером 17 июня в городе действовали около 20 000 советских солдат и 15 000 служащих казарменной полиции[6
Уже 24 июня в Берлине был организован митинг молодёжи в поддержку политики СЕПГ.
25 июня советские оккупационные власти объявили о прекращении действия чрезвычайного положения в ГДР, кроме Берлина, Магдебурга, Галле, Потсдама, Гёрлица, Дессау, Мерзебурга, Биттерфельда, Котбуса, Дрездена, Лейпцига, Геры и Йены. 29 июня чрезвычайное положение было отменено в Дрездене, Котбусе и Потсдаме
По уточненным данным Центра исторических исследований в Потсдаме, число жертв, подтвержденных источниками, составляет 55 человек, из них четыре женщины.
В отчете верховного комиссара Семёнова в Москву сообщалось, что к 5 ноября 1953 года судами ГДР были осуждены 1240 «участников провокаций», среди которых были 138 бывших членов нацистских организаций и 23 жителя Западного Берлина. До конца января это число увеличилось до 1526 осуждённых: 2 были приговорены к смерти, 3 — к пожизненному заключению, 13 — на сроки 10 — 15 лет, 99 — на сроки 5 —10 лет, 994 — на сроки 1—5 лет и 546 на сроки до одного года.
В «Советской исторической энциклопедии» события 17 июня 1953 года в ГДР характеризовались следующим образом:
Строительство социализма в ГДР осуществлялось в обстановке ожесточенной классовой борьбы. Империалистические страны широко использовали в качестве плацдарма для проведения подрывной работы Западный Берлин. Враждебные элементы, опираясь на поддержку Западной Германии, США и других империалистических стран, попытались использовать трудности социалистического строительства для реставрации капиталистических порядков в ГДР. С этой целью 17 июня 1953 года был спровоцирован фашистский путч. В результате энергичного отпора населения, прежде всего рабочего класса, и помощи Советской Армии этот путч был успешно ликвидирован.
(   Использован материал из ВИКИПЕДИИ  « События 17 июня 1953 года в ГДР» ).


Рецензии
Уважаемый Юрий Моисеевич! Это был один из первых "майданов" в социалистическом лагере. Затем была Венгрия в 1956 году. Затем - Чехия 1968. А осенью 1989 г. - второй "майдан" в ГДР. Тут уж я была свидетельницей в Дрездене и в Берлине... Оплаченные провокаторы делают своё черное дело. Дошла очередь и до Украины.
...но всё-таки весело у вас в Шверине! Такого ещё нигде не было: накрыли голову Ленину!
Один баварец скупил все снесенные памятники Владимира Ильича и выставил их на своей усадьбе. Это факт. К сожалению, адрес забыла. Какой- то маленький городок.

Жарикова Эмма Семёновна   20.02.2015 00:50     Заявить о нарушении
Спасибо, про баварца не знал.

Юрий Бровер   19.02.2015 11:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.