Не жаль пути пройденного Строительство узкоколейки

СТРОИТЕЛЬСТВО  УЗКОКОЛЕЙКИ

Вторая половина 1930-х годов заметна для села Зайково развитием промышленных предприятий. Работал в полную мощность пенькозавод, для колхозов это было благом. Сдавая сырье, колхоз получал «живые» деньги, которых у него больше негде было взять. Но высокие планы хлебосдачи не позволяли увеличивать конопляный клин. Районный элеватор работал круглые сутки. На подводах из всех окрестных колхозов везли зерно, выполняли государственные планы. Сами колхозники, выращивающие этот хлеб, видели его мало.

 Создавались артели по выделке овчин и шились  солдатские полушубки. Работавшие там швеи получали твердую зарплату, а не трудодни, как в колхозах. Рядом с железнодорожным вокзалом организован был промкомбинат, где нашли рабочие места мастера-мебельщики. Из-за нежелания вступать в колхозы несколько семей были высланы. Женщины, не захотевшие вступать в колхоз, принимались обрабатывать лыко на мочало  или устраивались в пищепром выпекать пряники и разводить морс на фруктовую воду. Большое количество рабочих рук потребовалось на строительство узкоколейки для создаваемого леспромхоза.

Иван Иванович Щербак-инженер-строитель организовывал строительство узкоколейки. Сам следил за ходом работ, подбирал и обучал рабочих. Много людей приехало из разных мест, появились новые фамилии, разные национальности. В глаза бросались и переселенцы, прибывшие не по доброй воле. Строились бараки, где размещались целыми семьями. За короткое время был построен целый поселок УЖД.
 
После возвращения с действительной военной службы Андрей с Ульяной получили автомашины-полуторки и начали работать на строительстве узкоколейки. На прокладке путей работали бригады под присмотром милиционеров. В оборудованные под столовую бараки, подвозили обеды для высланных «пленных». А  называли их все так, по причине, что в их разговоре проскальзывало много непонятных слов. Может это были поляки или украинцы с особым наречием.

С двумя симпатичными молодыми мужиками, которые помогали в погрузке и разгрузке материалов для прокладывания узкоколейки, они даже подружились. Двое ссыльных с фамилиями Гончарук и Доменюк просили переслать письма. Делалось это тайно от надзирателей. Не по сезону одетые в сермяжки серо-зеленого цвета, в бахилах на деревянных подошвах они вызывали жалость и сочувствие. Отказать им было невозможно. Находили возможность и подкидывали им кое-что из теплой одежды и сходной обувки.

Леспромхоз начал работать уже в полную силу. Поставили на рельсы маленькие паровозики, поступали трактора, но многое делалось под дружное «раз, два, взяли!» И основное – это руки человека с пилой, топором, веревками и слегами. По узкоколейке пошли паровозики с заготовленным лесом с нижних складов 109-го,110-го лесоучастков, Чернушки, Вязовки, Бичура на лесобиржу для переработки и отгрузки на нужды страны.

Работа спорилась, молодость и трудолюбие помогали забыть черные дни. Хотелось работать, радоваться жизни. Разработанная в леспромхозе система оплаты обеспечивала неплохой заработок.  В свободное время общими усилиями с братом сумели себе купить, перевезти и поставить, неподалеку от родительского, большой крестовой дом, но жить в нем стали Иван с  Софьей. А сами они радовались рождению в конце января 1938 года маленькой Римы Андреевны.


Рецензии
Так и записали в свидетельстве о рождении - Рима. Как у нее сложилась судьба- моя ровесница.

Такую узкоколейку построили и в моем вятском поселке. Паровозики прибыли, по основной железной дороге много раньше. И стояли бесхозно на станции. И пацаны открутили на металлолом много железок, из цветных металлов. Я, вроде, не грешил, мама моя была строгая!

Феликс Россохин   30.03.2015 18:28     Заявить о нарушении
Столько общего обнаруживается в судьбах абсолютно разных людей на необъятных российских просторах!
Моя сестра Рима-умница. Она ВРАЧ - педиатр от Бога. Теперь уже не работает, но для многих -первый медэксперт.

Альбина Билык   31.03.2015 05:46   Заявить о нарушении