О глазах

 О ГЛАЗАХ

                Цель вечная движенья миров вселенной- мы.
                В глазу рассудка ясном зрачок мгновенный- мы.
                Похож на яркий перстень летящий круг миров.
                На перстне этом быстром узор нетленный- мы.
                Омар Хайям (1048-1122)

Разве возможно словами охватить мир мыслей и чувств, отраженных в глазах?  А всю заключенную в них Вселенную?
Вы часто смотрите в свои глаза? А в глаза других? Пытались ли описать их? Думаете, что это удел лишь поэтов?
Поэты и прозаики породили такое обилие описаний глаз и их выражений, передающих состояние их обладателя, что возникли уже целые энциклопедии эпитетов, геометрических и цветовых характеристик, крылатых выражений, пословиц и поговорок, стихов, песен и романсов о глазах.
Но как и Вселенная, глаза- неисчерпаемы. Любое произведение искусства оказывается бессильным в попытках исчерпывающе раскрыть тайну глаз. Живопись схватывает лишь одно мгновение, но и его она исчерпать «до дна» бессильна.
Представьте, что вы не видите находящегося в Третьяковской галерее портрета очаровательной Александры Петровны Струйской  (1754-1840), выполненного художником Федором Степановичем Рокотовым (1735?-1808), но читаете навеянное им  очень лиричное  стихотворение Николая Заболоцкого (1903-1958) «Портрет»:
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
          Ты помнишь, как из тьмы былого,
           Едва закутана в атлас,
           С портрета Рокотова снова
           Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза- как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза- как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
           Соединенье двух загадок,
           Полувосторг, полуиспуг,
           Безумной нежности припадок,
           Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
Сможете ли вы после этого «увидеть» глаза этой женщины? Каков ваш ответ?
Будете ли вы спорить с утверждением, что глаза- самая выразительная часть человеческого лица? Видимо поэтому они вдохновили такое большое количество деятелей искусства на творчество.
У всех народов с древнейших времен о глазах создано огромное количество мифов, легенд, сказок, поверий и примет. Глазам приписывают таинственную и магическую силу.
Одноглазые циклопы, стоглазый (по другим авторам- тысячеглазый) Аргос- герой древнегреческих мифов, а в китайской мифологии- Шижоу- зрячая плоть - существо сплошь покрытое глазами; смертоносные глаза Горгоны-Медузы, превращающие людей в камни… Нет предела человеческим фантазиям и воображению. Там, где глаз оказывается бессильным, человек многократно увеличивает его возможности с помощью оптических инструментов: орбитальный телескоп Хаббл позволил увидеть галактики, удаленные от земли на 13 миллиардов световых лет, а нанотехнологии- проникнуть в микромир молекул и клеток.
Снежный ком- бесконечная цепочка взаимосвязанных областей знания и исследований, художественных образов и фантазий порождена стремлением «объять необъятное» явление под именем ГЛАЗ:  офтальмология, иридодиагностика, Вселенское око, Всевидящее око, тонкие миры, третий (и другие) глаз, идеалы красоты, телекинез, видения в состоянии клинической смерти, искусственный глаз, «эффект Розы Кулешовой», «лучистое человечество» Циолковского, Единое Плотина, Энерго-информационное поле Вселенной, электронные оболочки Ильи Сельвинского, Сознательное и Бессознательное, Миры и Антимиры…
Вся Вселенная- это огромный живой организм, непрерывно развивающийся и изменяющийся. Каждая точка Вселенной не только взаимосвязана с другими, но и «видит» их многочисленными энерго-информационными связями-«глазами». А человеческий глаз- это всего лишь частный случай эволюции этих всеохватывающих связей. Глаз отражает не только расположенное в его окрестностях, но и всю Вселенную.
Тайны зрения неисчерпаемы. Заглянуть в эти тайны- значит заглянуть в тайны Мироздания. Истоки зрения- в истоках Вселенной. Что возникло раньше: зрение или Вселенная? Вы удивлены такой постановкой вопроса? Поразмышляйте об этом…
              Юрий Жданов       08.11.2011


Рецензии