Капитан-директор Глава 7
До Казани всё ж успели добраться "яко посуху", постоянно ледохода опасаясь. Но перерыв в движении и так требовался. Хотя бы по причине того, что боярин Шереметьев слово своё сдержал, и не только по мере оставленных мною сравнительно скромных средств лесозаготовку организовал, но и сам в предприятие изрядно вложился. Совмещая административный ресурс с финансовым. Разумеется, тем самым становился боярин держателем акций ОАО "Восток - дело тонкое" (Ост - ис бизнес стрём"), зарегистрированной в Амстердаме, причем помимо его денежного вклада, вклад "деловой", в лучших русских традициях, так же в акциях выразился. Дабы другим обладателям сундуков и кубышек, а так же "нужникам" ПОВАДНО БЫЛО!
Припоминаю, что через три десятка лет "Орёл" обошёлся казне в без рубля четыре двойки -2221 целковый. Но это было после "медного" бунта и денежных реформ, сведших "стоимость" рубля к 63 копейкам (прям как "деревянный" к баксу). К тому же заложенный в будущем по решению Думы фрегат превосходил планируемую нами шхуну раза в полтора. Так что нынче настраивался ограничиться бюджетом ориентировочно "в штуку на штуку". Деньги для нашей семьи терпимые, но если она настроена делать бизнес в России - не обойтись без "сильных" людей. Да и чем их ефимки хуже чем гульдены и флорины какого-либо европейского бюргера?
Тот же толмач Иван Юшков, с которым за интересную нашу совместную дорогу подружился, получив свой гонорар - аж 300 гульденов, попросил на эту сумму ему акции СП реализовать. Пока красиво напечатанных билетов я не имел, но моя расписка его устроила (с обязательством обменять её в дальнейшем на полиграфическое изделие). Ну а коня под седлом, да кинжал с прочей справой, он и помимо "оклада" с добычи отдуванил. Так что отбыл к месту основной службы (в Приказ), как только земля подсохла, весьма и собой, и жизнью довольный.
Под лесопилку выделили место у реки Казанка, с перспективой возведения на ней плотинки, а само Адмиралтейство замыслено оказалось чуть ниже - в месте её впадения в Волгу. Более чем на полвека опережая всё то же, возведённое по воле Петра, и на несколько веков самое популярное судно СССР - хоть смешную, но недорогую "Казанку"(с буллями). Пока рубили барак повместительней (хоть с прежней "бездонной" крутой сравнения никакого), да под запруду мастеров подбирал, спустился с "верха" первый караван новой навигации. И, разумеется, именно на нём привез Рихард и гатер ленточный (со всеми прибамбасами), и дизель-генератор (в Виндаве так от "услуг" локомобиля и не отказались) и даже с тонну оригинального "ещё ТОГО" дизтоплива. Хотя и из оставленной в Казани Прохором белой нефти, тонны с три я также от нечего делать насамоварил. Но это уже на самый крайняк, хотя говорят в войну, её без перегонки сразу в баки танков заливали, и те успевали даже поездить до гибели.
Из массы новостей, что привёз мастер также, главной оказалась та, что я повторно стал папой, на этот раз наследником одарённый. Марта с помощью Эриковой голландки, и с детьми справляется, и даже успевает бизнес успешно вести. Ведь именно её энергией и умом и шхуну первую (по моему "завету" МАРТОЙ названную) построили. Теперь то и Рихард такую по памяти смастерит, а вот "с листа" глупостей бы наделал. Следом заложили на верфи уже "совместный с принцем" фрегат. Тут история отдельная, и как-нибудь на досуге мне её поведают.
Дом наш (пятиэтажный с весьма приличной башней) также достраивается. Но зная Марту, убеждён, что под наше проживание отведено там будет несколько комнат под крышей. Остальное же займёт какой-либо банк или бизнес-центр.
Про привезённую Эриком пушнину вовсе отдельная песня. Разумеется, совместно с московским дьяком тут же свезли князю Радзивилу (по сути, нашему соседу, но в то же время герою Смоленской войны и соподписанту Поляновского мира.) чек на 1.36 тонн серебра "на предъявителя в Амстердамском банке". Литовский магнат вручил удивлённому европейским сервисом московиту расписку, что сумму получил сполна и претензий к Великому Князю Московскому не имеет. А уж как он с Варшавой дуван делить будет - уже его дело.
Пушнина же только тем, что до моря целой дошла, уже в цене удвоилась. Марте этой прибавочной стоимости мало показалось - ведь после выделки шкурки опять вдвое дорожают. А если их уже в изделии продавать, то та же "соседская" шляхта очень шапки "с соболиной опушкой" уважала, и любые деньги за такие не жалела. Рентабельность тогда и за тысячу процентов может перевалить. Вот и задачка для первоклассника из Интернета "как из 20 тысяч сделать два миллиона".
Разумеется, прежде всего, в этом деле ум требуется. Но к нему и руки изрядно приложить надобно, а вот с ними-то как раз загвоздка. На дворе во всю рабовладение процветает, несмотря на принятое в Курляндии Магдебургское право. Города его не все оптом получали, а должны были "заслужить", даже порой лишались за какое либо прегрешение. Вот "столица" Радзивиллов - Биржи, получила его в 1589 году, а Динабург - в 1583. Виндава так же этого права удостоилась, и каждый проживший в городе год и один день переставал быть беглым. Так что теоретически на приток трудовых резервов надежда имелась, но выжить за этот год было нелегко. Все ремесленники, торговцы и даже аптекари жёстко "сидели" по цехам и гильдиям, и пробиться в них было не просто. Объединения по могуществу дворянам не уступали, и когда Ливония "уходила под руку Речи" (весьма к евреям благоволившей), то немецкие "цеховики" изначально наложили табу на ведение иудеями торговли, откуп налогов и пошлин и т.д. .
Отрегулированная политика цехов, гарантируя отсутствие конкуренции для её членов, тормозила какую либо отрасль, если требовалось её ускоренное развитие. С судостроением помогла нам личная протекция принца, и кадровый голод тут кое-как удалось разрешить. Но вот "шкурное дело" было уже частной инициативой нашей фамилии и отстёгивать кровно заработанные за крышевание, Марте не хотелось. На счастье, помогли особенности Остзейского края. Недалеко от Виндавы (то есть окружённая Курляндией) находилась "территория иной юрисдикции" - Пилтенский епископат. Подчинённый ранее Датской короне, а потом проданный лично Польскому королю. И вот в этом "заповеднике", жившем по польским законам, где "убить жида равно, что убить шляхтича", открывались пути обхода цеховых ограничений герцогства. Марта самолично явилась на тамошний кагал и предложила публике поиметь гешефт от переработки имеющейся у неё пушнины.
Зная свою "железную фрау", даже воображения не напрягая, догадался, что торговались "как жиды, за каждый шейкель". Но в искусстве переговоров между профессионалами, проигрывает не тот, кто менее красноречив, а тот, кому нужно больше. Отхватить же госзаказ таких объемов Пилтенским евреям ну очень хотелось. А то вдруг в том же Динабурге или Биржах кагалы попокладистей окажутся? И тогда гешефт достался другим! Своё же ведь и с того самого гонористого шляхтича содрать возможно, соболью иль бобровую шапку ему втридорога продав. Жаль, конечно, что не удаётся с этой упёртой немкой, вкусняшку "чистой" торговли от "нечистой" выделки отделить. Но только евреи ради выгоды способны добровольно любую вонь терпеть и дело делать при этом качественно.
Мне же качественно требовалось за тысячу вёрст свою часть семейного бизнеса налаживать. Ленточную пилораму развернули споро, и соляры не щадя распустили на брус и доску заготовленный намедни дуб. Потом из образовавшегося не гниющего горбыля и частично делового пиловочника соорудили на речке запруду с мельничным колесом и, подсоединив к нему генератор, вновь поставили дизелёк на консервацию.
Для дальнейшей производственной деятельности Рихарду более инженер (в моём лице) не требовался, и Главный распорядитель работ Казанского Адмиралтейства (в его лице) милостиво отпустил меня на воссоединение с семейством, попутно загрузив отпускника "дембельским аккордом" - разрешением массы "проблемок" (железо, парусина, канаты и т.д.). До столичной Москвы добрался благополучно и без приключений с попутным торговым караваном. Неожиданно вновь оказался во дворец приглашён, а "поклониться царю" в этот раз нечем оказывалось. Хорошо хоть, что казанские медник да стеклодув по моим эскизам вполне приличную керосиновую лампу "летучая мышь" сотворили. Отрывая от сердца осветительный прибор, понёс его, да бурдюк с горючкой царю в подарок.
Лишним подношение, разумеется, не было, но в этот раз обойтись и без него было возможно. Нужен был я сам. Ибо "моему" толмачу - Ване Юшкову, по прибытии в Приказ, спрос учинили о всех перипетиях пути. И выводы сделали, государю доведя. Положительные! А правильнее сказать - капитан я фартовый, с головой дружащий и трудностей не страшащийся. Ну и некоторыми ништяками к тому же обладающий. А с таким и подружиться потеснее не грех, да и к советам его в этот раз прислушаться повнимательней.
Запираться было глупо, ибо "не ври царю", сидело во мне со времён просмотра культового "Иван Васильевича...". Да и не вредно было на этой части затеваемого нового "Шёлкового пути" государственное покровительство заиметь. Про преференции, полученные голштинцами я, разумеется, знал. Как знал и то, что из сырой сосны они уже в Нижнем во всю галеру рубят. Знал из книжки и печальную судьбу "Фредерика", да и всей затеянной курфюстом компании. Весь пар ушёл в свисток (хоть и было того немало). Потому о конкурентах отзывался достойно и с уважением - о мёртвых (в скором будущем) либо хорошо, либо ничего. Своё "благородство" прикрывая правилами честной конкуренции и прочей подобной лабуды.
Сознавшись, что в компаньонах имею так же и российских подданных, добавил, что и весь плавсостав только из русских набирать намерен, а в последствии и русских корабелов взрастить.
Обнаглев, даже государю в бизнесе поучаствовать предложив.
Торг и в этом случае у нас получился очень долгий, "за каждый шекель", с аргументацией и мАтивированием. Но гр. Романов М.Ф. в итоге становился держателем солидного пакета акций затеваемого ОАО. Флот которого состоять будет из дюжины судов класса река-море, сработанных не "на скорую руку" и не "из того, что было". Плавсостав, хоть и состоять будет на содержании компании, но числиться станет государевым морским служивым людом, как собственно и сам флот - то же государевым(с соответствующим флагом и гюйсом).
"Обрадовал" царя я тем, что "вода" является только частью логистической цепочки, и "Рижскому шоссе" внимания потребуется уделить не меньше. Очистив округу от шпыней и прочего криминального элемента. Создав условия для образования сервисных пунктов для пополнения сил гуж. Транспорта (постоялых дворов, хотя бы через каждые пятьдесят верст). Ну и самое сладкое - помимо основных фондов, потребуются вложения и в оборотные средства, не уступающие предыдущим.
На счастье, свежий ясак из Сибири подошёл, так что предложено и в этот раз мне было мехами долю получить. Выделив рухляди ещё на 10 тысяч целковых. Вопросы "по мелочи" - железо, канаты и т.п. решались теперь автоматически.
Свидетельство о публикации №214061900126