Последний романтик

Бывают встречи, оставляющие сквозной след в душе как перфорация на бумаге. Бывают люди, от встречи с которыми может появиться новая дорога в жизни, или вдруг судьба предложит неожиданный поворот.

Звучит банально.
Да, конечно. Всё это давно кем-то сказано и растиражировано. Слова, они имеют свойство выцветать от частого употребления, теряют изначальную красоту чувств.
Но это когда просто повторяешь чьи-то мысли. Повторяешь, не напрягая собственных чувств. Кто из нас не зубрил к завтрашнему уроку литературы: «Я вас люблю, чего же боле…»

Но вот ведь какая штука, стоит проснуться собственной душе и оказывается, что, даже произнося давно затертые слова и фразы, мы чувствуем всякий раз по-своему, свежо и остро. Как будто ничего такого до нас не существовало. Мы первые.

Вот так и романтики. Они каждый раз открывают мир заново. Они не перестают удивляться тому, что другим кажется банальным. Они лишены циничного прагматизма. Они выкладываются по полной и не прикидывают будущую выгоду и эффективность затрат. Они рвутся в самую кипучесть жизни с лозунгом «Кто, если не я?»

Кажется, в нашем мире уже не осталось таковых. Недавно в одной из телепрограмм, посвященной выпускникам школ, звучала статистика о катастрофическом нежелании молодежи идти в моряки, летчики. И прозвучало сожаление, что повывелись в нынешние времена романтики. Может быть. И видимо на то есть свои причины.

Да только я не об этом.
Я о тех, что встречались в моей жизни. О тех, что открыли мне новые краски в этом неоднозначном мире. В разные годы пересекали эти люди мою тропу, увлекая за собой или просто заставляя задуматься «А туда ли я иду?» И сами они были разные. И совсем не ангелы во плоти. Но было в каждом из них нечто, от чего становится знобяще-радужно и внутри себя и вокруг, и получаешь такой заряд энергии, что просто невозможно оставаться в равнодушной серости бытия, кажется заполненной до отказа сиюминутными делами. Снова появляются силы действовать, и жизнь обретает особый вкус и смысл.

Почему я сегодня об этом? Неожиданный звонок, встреча. И прошлое, оставленное где-то там, в более чем двадцатилетней давности, с улыбкой обняло меня за плечи.

А ведь было предсказано! Вчера за вечерним чаем. Достаю из коробки конфетку с пожеланием. Внутри обертки обещание приятного сюрприза. Улыбаюсь и конечно не верю. Конфетку за щеку и дело с концом. Мало ли, что там написано. Общие слова, не более того.

Сегодня практически с утра звонок. Незнакомый номер. Опять, наверно реклама какого-нибудь банка. Равнодушно прикладываю трубку к уху: «Слушаю. Да, это я»
И вдруг: «Кто?!» - срываюсь на крик. И начинаю сбивчиво торопиться: «Да, конечно! Где? Когда? Я сейчас, я быстро. Боже мой, как я рада вас слышать! Как вы меня нашли? Да, да, да! Замечательно! Хорошо! Я еду! Ага, хорошо! Конечно, давайте так, здесь мне ближе. Я пешком, я быстро!»

Кидаюсь одеваться, впопыхах что-то роняю. Запнулась, бегом из одной комнаты в другую. Хватаю сумку. Зонтик. Взять, не взять? Сегодня дождь обещали. Ай, да ладно, не буду. Если что, куртка с капюшоном, не промокну. Господи, боже мой, тыщу лет не виделись! Может быть, посидим где-то? Или лучше пригласить ко мне? Да я же в полной неготовности к приему гостей! Ну, и что, посидим, хоть чайку попьем.
Время летит, раздумывать не когда. Он уже наверно приехал, ждет. Всё, выбегаю.

Дистанция всего в несколько кварталов, через парк, а там до трамвайного кольца. Пытаюсь шагать как можно быстрее. Сердце стучит. Улыбаюсь. Давненько меня никто на свидания не приглашал. А ведь это особенное. Свидание с Учителем. Именно с Учителем с большой буквы.

Когда-то судьба свела нас в одном педагогическом коллективе. Учитель физики. Из поколения много старше меня. Поколение тех, кто привык выкладываться на все сто, и не за деньги, а по долгу совести. Просто они не могли иначе.
 
Владислав Иванович. Как он запомнился мне. Невысокий, седой, всегда подтянутый, серьезный, в строгом костюме. Даже в те кошмарные 90-е годы, на нем полностью держался образцовый кабинет физики в нашем ПТУ. Практически всё оборудование для лабораторных работ было сделано его руками. Заслуженный учитель, на образцовые уроки которого начальство так любило приводить разные комиссии.

Но сейчас я не об этом.
Помните заезженную фразу о вечном споре физиков и лириков? Так вот в этом физике всегда жил лирик. Что называется, два в одном.
Много ли вы встречали физиков, на уроках которых звучали стихи? И не просто так, для красного словца. Каждое стихотворение подбиралось как поэтическая иллюстрация к тому или иному изучаемому физическому явлению.

Представьте, «Насыщенный пар» и «Полное отражение света» сопровождались строками Бунина:
«Бледнеет ночь… Туманов пелена
В лощинах и лугах становится белее,
Звучнее лес, безжизненней луна,
И серебро росы на окнах холоднее».

А при изучении дисперсии света в канву урока вплетались стихи Тютчева:
«Так неожиданно и ярко
На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!»

Стихи поэтов прошлых веков и современников открывались новыми красками, и звучали, звучали, не где-то там, в обязательной программе по литературе, а здесь, на уроках физики, на учебном предмете из прозаического мира техники. И этот особенный мир для ПТУшек (далеко не всегда любознательных) открывал он, великий учитель, замечательный физик-лирик.

И вот этот самый человек сегодня позвонил мне. Тихий голос из далекого прошлого скромно сообщил, что хочет встретиться, чтобы подарить мне книгу, которую он написал, и в которой есть строчки обо мне, его давней коллеге.
 
Что я почувствовала в этот момент? Всё! Радость, слезы, благодарность.
Целый ворох сюжетов из тех, давних лет, замелькал перед глазами.

Литературный салон, организованный нашим литератором, где мы впервые читали друг другу наши собственные стихи, неожиданно открывая в давно знакомых коллегах совершенно новые качества.
КВН между педагогами и учениками с массой костюмов, сценок и бурными аплодисментами зрителей.
Наши умные беседы в переменку, общие праздники и вечерние посиделки в тесном кругу.
А наши «трудовые подвиги» на ниве просвещения!

Вспомнила, как допоздна засиделась за проверкой тетрадей с коллегой, и заодно соседкой по этажу (кабинеты рядом). Вдруг в темном пустом коридоре раздались шаги. И со словами: «Все уже давно дома, а эти две ненормальные еще тут сидят. Вот я вам поесть принес», - на пороге с бананами в руках появился Владислав Иванович. Наш добрый и строгий физик, по совместительству отец моей коллеги, учительницы химии. Его дом совсем рядом, и он видел, что все окна в учебном корпусе давно погасли, кроме наших. Пришел, поддержать, но после некоторой паузы, добавил: «Ну, всё, теперь марш по домам, а то уже ночь давно».

Сколько всего пронеслось в голове, пока бежала к назначенному месту встречи! Увидела на лавочке знакомую фигуру. Кажется, стал, еще меньше ростом, а голова еще белее. Хотя куда уже белее. Но все так же галантен. Приветствует даму стоя. Улыбаюсь, а слезы сами дрожат на ресницах. Обняла как родного. Да они есть родной. По родству душ. Столько лет работали бок о бок, разве такое забудешь?

И вот такая встреча. Просто лавочка на трамвайной остановке. Смущаясь, достает из пакета книгу, подписывает. Оказывается, он уже не первый день меня ищет. Искал по прежним местам работы. Наездился по городу. Потом через кого-то из бывших коллег раздобыл телефон, позвонил. Посидели, повспоминали. Полистали книгу, посмотрели старые фото – иллюстрации, сколько знакомых лиц! О каждом можно книгу написать.

Отдельно показал странички обо мне. Книга самиздат, в ней больше 400 страниц, это не просто страницы жизни, а целая эпоха. И при этом никакого авторского пафоса.
А сколько вложено сил! Честно выполненная работа учителя привыкшего к тщательно организованному труду.
У него с собой еще целый список бывших коллег, кого он собирается отыскать. И я уверена, найдет. Тех, кто еще живы, конечно.

Увы, сколько не уговаривала, ни в какую не согласился зайти в гости.
Вдруг заторопился, мол де дома уже потеряли, и пошел к трамваю. У дверей пропустил даму вперед, вежливо поблагодарил мужчину средних лет, пропустившего его самого, и, поднявшись по ступенькам, стал с улыбкой махать мне рукой.
Машу в ответ. Трамвай трогается, провожаю его глазами, пока не скрывается из виду.
Держусь изо всех сил, чтобы не разреветься прямо здесь, на остановке.

Милый мой, дорогой человек. Спасибо тебе, учитель, физик с душой романтика. Дай бог тебе здоровья и еще долгих лет.
Спасибо за встречу. Спасибо за уроки. Спасибо за то, что ты есть.

Когда-то молодой коллега назвал меня последним романтиком.
Я вспомнила, как в детстве долго не могла понять фразу «последние новости», ежедневно звучащую из радиоприемника. Казалось странным, откуда же берутся новые и новые сообщения, если уже вчера объявили, что те были последние? Тогда мне объяснили, что в данном случае «последние» не значит, что таких больше не будет, а это просто самые новые, что это вовсе не конец.

Последний романтик.
Да разве бывают последние романтики? Они же всегда и везде первые! Они те самые, что будут врываться даже в самые закрытые двери, врываться и требовать, чтобы в небе снова и снова зажигались звезды. Это им обязательно нужно.
Если есть где-то последний романтик, значит, он просто стоит в очереди за первым, вторым и последующим. И не может он долго оставаться последним.
Я подойду и скажу: «Кто последний? Я за вами».

19.06.2014


Рецензии