Мост

       «18 октября 1963 года в Советском  Союзе  произведён очередной  запуск  искусственного  спутника  Земли «Космос – 20». На  борту  спутника  установлена  научная  аппаратура, предназначенная  для  продолжения  исследований  космического  пространства  в  соответствии  с  программой, объявленной  ТАСС  16  марта  1962  года…»
       Да,  в  то  время  космическая  тема     будоражила    умы    жителей   всей  планеты, а  обитателей  нашего  небольшого  городка   наряду  с  этим   вдохновляли    еще   и   замечательные  преобразования, происходящие  на  родной  земле.
Вот  что  рассказала  мне   коренная   жительница  посёлка  Судоверфь   В.П.Путилова: 
     -  Место, на  котором  расположилась  Тавда, первыми  заселили  крестьяне  из  деревни  Саитково.  Развитию  города  послужило  лесное  богатство  края.   В  своё  время  о  строительстве  железнодорожного  пути  в  глубинку  задумались  ирбитские  купцы,  потому   что  гужевые  перевозки  грузов  стали  слишком  дорогими.   В  1959  году  началось  строительство  железной  дороги  Тавда – Сотник (Устье- Аха)…
       Станция  Тавда  на  правом  берегу,  станция  Сотник -  неблизкое  левобережье…  «Два  берега  у  одной  реки»  должен  был  соединить  мост. А  пока   он  существовал  на  бумаге  в   виде  проектной  документации  института  «Уралгипротранс»,  люди  с  одного   берега  на  другой  попадали   с  помощью   парома  и  лодок.
-  Мой  отец  Зуев  Пётр  Иванович (основное   место   работы  –  пожарное  депо  на  судоверфи)  подрабатывал  на  перевозе,  -  продолжает  Валентина  Петровна. -  В  семье  -  шестеро  детей,   каждая  копеечка  была  на  счету.  Работа  не  из  лёгких -  вёсельную  лодку    порой   сносило   течением, и  приходилось  прикладывать  немало  усилий,  чтобы  причалить  в  нужном  месте. Помню  ещё  такой  момент,   -  когда  началось  строительство  моста,  некоторые  мостостроевцы  жили  у  нас,  на  левобережье,  в  одном  бараке  с  ремесленниками…
      Согласно  хронике  событий  тех  далёких  созидательных  лет,  первый  поезд  по  железнодорожному  мосту  прошёл  в  1964  году, а  автомобильный  мост  был  сдан  в  эксплуатацию  несколько  позже – в 1966 году.  Уважаемый  читатель, давайте  вместе  пролистаем   страницы  истории…
«Воскресенье(20  октября 1963г. – прим. автора). Раннее  утро. Сегодня  назначено  наступление  на  реку. .. разве  можно  спокойно  отдыхать  в  день, который  ждали  почти  два  года… любопытство: как  же  такая  громадина  весом  в  600  тонн  и  длиною  в  100  метров  перекинется  через  реку…» « …У  главного  технолога  В.С.Чахлова  времени  для  разговора  нет.  Он  постоянно  занят…
-Вы  спрашиваете, чем  отличается  сооружение  этого  моста?.. Обычно  для  перекатки  пролёта  строят  временные  опоры. Мы  отказались  от  такой  затеи  и  решили  соорудить  наплавную  опору  и  с  её  помощью  передвинуть  пролёт. На  этом    сэкономили  более 200  тысяч  рублей… Здесь  вся  трудность  в том,  чтобы  уравнять  скорости  движения  наплавной  опоры  и  самого  пролёта…»
«…старший  инженер  технического  отдела  треста  Р.А.Пугова… объясняет  условные  обозначения  в  рабочем  проекте:
- Это  не  квадратики, а  тридцать  понтонов, соединённых  вместе. – И  далее  о  происходящем   в  действительности  на  реке , -  в  одних  ещё  вода,  в  других – воздух. Сейчас  идёт  откачка  воды  из  понтонов,  чтобы  приподнять  край  пролёта  над  железобетонной  опорой. Как  только  поднимем  её,  начнём  плыть…»
«…Наконец  всё  готово. Подаётся  команда: плыть. И  пролёт  зашевелился. Медленно  пополз  по  каткам… Через  несколько  часов  пролёт  перекинется  через  реку  и  намертво  ляжет  на  железобетонные  опоры…
В. Гончаров»
Это  цитаты  из  передовицы   газеты  «Тавдинский  рабочий»  №126  от 23  октября  1963г. Та же  газета  через  полгода  в №29  от 6  марта  1964 года   писала:
«На  сотни  километров  к  северу  от  нашего  города  раскинулись  леса. Богатства  эти  веками  не  использовались:  не  было  доступа  в  тайгу. Но  вот  три  года  назад  пришли  строители. Упорно,  шаг  за  шагом  прокладывают  они  железнодорожный  путь.  Сегодня  уже  на  семьдесят  первом  километре  делают  водоотводные  канавы,  готовят  трассу… А  на  пятидесяти  четырёх  километрах  уже  уложены  рельсы.
Казалось  бы,  на  участке,  где  железная  дорога  построена,  можно  начать  рабочее  движение  поездов, доставлять  из  Карабашского  леспромхоза  лес,  перебрасывать  туда  продовольствие  и  другие  грузы…  но  такое  движение  не  начато.  И  только  по  одной  причине:  не  готовы  мосты.  Мост  через  реку  Тавду  надо  было  ввести  в  эксплуатацию  в  августе  прошлого  года,  но  с  этой  задачей  коллектив  мостопоезда  447  не  справился. Не  сумел  своевременно  установить  опоры.  А  в  последнее  время  строительство  моста  задерживается  из-за  отсутствия  железнодорожного  пролётного  строения. Начальник  мостопоезда  т. Плюйко  и  секретарь  парторганизации  тов.  Дрозденко  оправдываются, говоря: повинен  Батайский  завод, не поставивший  пролётного  строения…»
Но  уже  в №34  за 18  марта 1964 г. В  «Тавдинском  рабочем» вышла  небольшая  заметка  В.Гончарова «Поезда  идут  через  реку»:
«Отлично  потрудились  в  эти  дни  строители  моста  через  реку  Тавда. Два  железобетонных  блока  они  сумели  установить  за  один  день,  тогда  как  раньше  на  эту  работу  уходило  2-3 дня.  Позавчера  утром  бригады  путейцев   т.т. Бубнова  и  Ласкевич  начали  укладку  путей  и  сделали  их  смычку  на  мосту  в  два  раза  быстрее. В  этот  же  день  вечером  первый  тепловоз  с  вагонами  прошёл  по  мосту  через  реку.  Его  провёл  машинист тов.Разумов».
Человеческая  память  хранит  даты  и  события,  но  если  вам  не  посчастливилось  быть   их  участником,  может  быть,  даже  в  силу  своего  возраста  –  тогда   только  пожелтевшие  страницы  старых  газет   поведают   вам  о  днях, давно  минувших.
«Тавдинская  правда» №127  от  11  сентября  1966г.  Начальник  СМП-29  В.Е. Дитковский:
- Нас  неоднократно  критиковали  за  медленное  строительство. Правильно  критиковали. Сейчас  мы  можем  ответить  читателям, что  все  работы  на  мосту  подходят  к  концу.  Уложен  бетон  на  подъездные  пути,  заканчивается  изготовление  ограждений  от  железнодорожной  ветки. Единственное,  что  нас  сейчас  сдерживает  -  это  отсутствие  кабеля  для  освещения  моста.  В  ближайшие  дни  должны  подъехать  субподрядчики  из  Свердловска.  Как  только  они  уложат  кабель,  мы  сразу  же  приступим  к  асфальтированию  пешеходной  дорожки… Надеюсь, что  денька  через  3-4  движение  через  мост  будет  открыто.
Преподаватель  английского  языка    школы  №7  Жигалкина Т.Н.  вспоминает:
- Строительство  железной  дороги  Тавда  -  Сотник  было  объявлено  ударной  комсомольской  стройкой. (Начальником  комсомольского  штаба  являлся  А.Титаренко.-прим. авт.)  В  связи  с  этим  в  нашей  школе    проходило   соревнование  между  пионерскими  отрядами 4-х, 5-х, 6-х и 7-х классов  по   прокладыванию   символической  железнодорожной  ветки. За  каждое  доброе  дело  отряду  вручалась, опять  же-  символическая,  шпала:  главная  задача  -  проложить  свой  путь  быстрее  других.  Однажды  всем  классом   мы  ходили    на  экскурсию   на   строящийся мост, но  какие-то  незначительные  бытовые  детали    память  воспроизводит  легче, видимо, мы  были  ещё  не  настолько  взрослые, чтобы  осознать  значимость  момента…
…С  тех  пор  прошло  почти  пять  десятков  лет…
      Побывав  в офисе  «Единого  агентства  заказчика»(Желтова Е.А.), я   получила   о  мостовом  переходе  такие  сведения:  фундамент  свайный,  сваи  железобетонные; опоры -  массивные  железобетонные;  пролётные  строения -   железобетонные  преднапряжённые  и  один  пролёт  металлический  со  сквозными  фермами;  проезжая  часть -  железобетонные  сборные  накладные  плиты  с цементобетонным  и  асфальтобетонным  покрытием;  тротуары – один  низовой  на  мосту   и  подходах  к  мосту.
        Не  знаю,  может  быть,  кого-то  заинтересует  подобная  информация, а  меня  волновали  другие  вопросы. О  том,  когда  был  и  был  ли,  вообще,   капитальный  ремонт  моста  история  умалчивает. Железные  конструкции  не  мешало  бы  покрасить,  чтобы  они  меньше подвергались  влиянию  всех  стихий, пришла  пора  позаботиться   и  о  замене  ограждений -  местами  вместо  разбитого  в  автомобильных  авариях  железобетона  ненадёжными  «скрепками»  виднеется  арматура…  Думаю,  продолжать  перечислять  дальше  то,  что  следовало  бы  привести  в  порядок  к   грядущему  юбилею   столь  значимого  для  города   объекта  не  стоит,  соответствующие  службы   сами знают  свои  задачи. Например, в «Едином агентстве   заказчика»  мне    объяснили, что  согласно  муниципальной  целевой  программе «Развитие  транспортной   инфраструктуры  и  повышение  безопасности  движения   на  территории   Тавдинского  городского   округа  на   2012-2014  г.г.»  №1458   предусмотрены   денежные  средства  на  2013  год  на  ремонт  ограждений  моста.  Лиха  беда  начало.  Хочется  надеяться, что   не  настолько  мы  бесхозяйственны  и  равнодушны,  чтобы  то,  что  создавалось  для  нашего  блага, было  нами  же  и  разрушено.
     Созидание -  одна  из  форм  благополучного   существования  человеческого  сообщества.  Вторая  половина  двадцатого  века… Дороги, мосты, леспромхозы, магистрали, новые  города – жизнь  набирала  обороты, вселяя  в  людей  надежду  в  светлое  будущее. О  великих  свершениях,  трудовых  подвигах, научных достижениях, замечательных  людях   писались  песни,  книги,  снимались  кинофильмы.
     Строители  железной  дороги  Тавда – Сотник  тоже   стали  прообразами   героев  романа.   Уральская    писательница    Евгения  Долинова   в   романе   «Радость с  собой, беду  с  собой», вышедшем  в  Свердловске  в 1972  году  и  затем  переизданном  в  Москве,    верна  главному  направлению  своего  творчества  -  теме  труда. Она  часто  бывала  и в  Тавде,  и в  посёлке  Карабашка.   Те, кто  читал  это   произведение,  помнят   посёлок  Кедровый, построенный  в  уральской  тайге  героями  книги  -  строителями-железнодорожниками.   Там  же  развертывается    действие    другого   романа-хроники    свердловской  писательницы   «Иду  к  тебе».  Только  теперь  в  посёлке  живут  уже  не  строители  стальной  магистрали, а  работники  возникшего в этих  таёжных  местах  леспромхоза…  Но  это  уже   совсем   другая  история.
А  я  хочу  обратиться  ко  всем, кто  владеет  информацией:
- Очевидцы, специалисты  и  простые  рабочие, принимавшие  непосредственное  участие  в   строительстве  моста  через  реку  Тавду,  поделитесь   воспоминаниями   о  деталях  и  интересных  моментах     стойки   с  нашими  читателями.  Пожалуйста,    пишите  в  редакцию.  Ваши  рассказы  останутся  на  страницах  газеты  и,  возможно,  когда-нибудь,  десятки  лет  спустя,  они   привлекут  внимание   нового  поколения    тавдинских    краеведов.


Рецензии
Архивы часто под запретом
Иль их в угоду перепишут
Спасибо помните об этом
Пусть краеведы правду ищут
))))))))))))))))))))))))))))
С теплом и нежностью

Ефим Владимиров   20.06.2014 12:58     Заявить о нарушении
Решила собрать в одном месте публ.материалы о малой родине)
Спасибо, Ефим, за поддержку!
Удачи вам в творческом труде!

Светлана Ефимова 2   24.06.2014 12:42   Заявить о нарушении