Мост
Да, в то время космическая тема будоражила умы жителей всей планеты, а обитателей нашего небольшого городка наряду с этим вдохновляли еще и замечательные преобразования, происходящие на родной земле.
Вот что рассказала мне коренная жительница посёлка Судоверфь В.П.Путилова:
- Место, на котором расположилась Тавда, первыми заселили крестьяне из деревни Саитково. Развитию города послужило лесное богатство края. В своё время о строительстве железнодорожного пути в глубинку задумались ирбитские купцы, потому что гужевые перевозки грузов стали слишком дорогими. В 1959 году началось строительство железной дороги Тавда – Сотник (Устье- Аха)…
Станция Тавда на правом берегу, станция Сотник - неблизкое левобережье… «Два берега у одной реки» должен был соединить мост. А пока он существовал на бумаге в виде проектной документации института «Уралгипротранс», люди с одного берега на другой попадали с помощью парома и лодок.
- Мой отец Зуев Пётр Иванович (основное место работы – пожарное депо на судоверфи) подрабатывал на перевозе, - продолжает Валентина Петровна. - В семье - шестеро детей, каждая копеечка была на счету. Работа не из лёгких - вёсельную лодку порой сносило течением, и приходилось прикладывать немало усилий, чтобы причалить в нужном месте. Помню ещё такой момент, - когда началось строительство моста, некоторые мостостроевцы жили у нас, на левобережье, в одном бараке с ремесленниками…
Согласно хронике событий тех далёких созидательных лет, первый поезд по железнодорожному мосту прошёл в 1964 году, а автомобильный мост был сдан в эксплуатацию несколько позже – в 1966 году. Уважаемый читатель, давайте вместе пролистаем страницы истории…
«Воскресенье(20 октября 1963г. – прим. автора). Раннее утро. Сегодня назначено наступление на реку. .. разве можно спокойно отдыхать в день, который ждали почти два года… любопытство: как же такая громадина весом в 600 тонн и длиною в 100 метров перекинется через реку…» « …У главного технолога В.С.Чахлова времени для разговора нет. Он постоянно занят…
-Вы спрашиваете, чем отличается сооружение этого моста?.. Обычно для перекатки пролёта строят временные опоры. Мы отказались от такой затеи и решили соорудить наплавную опору и с её помощью передвинуть пролёт. На этом сэкономили более 200 тысяч рублей… Здесь вся трудность в том, чтобы уравнять скорости движения наплавной опоры и самого пролёта…»
«…старший инженер технического отдела треста Р.А.Пугова… объясняет условные обозначения в рабочем проекте:
- Это не квадратики, а тридцать понтонов, соединённых вместе. – И далее о происходящем в действительности на реке , - в одних ещё вода, в других – воздух. Сейчас идёт откачка воды из понтонов, чтобы приподнять край пролёта над железобетонной опорой. Как только поднимем её, начнём плыть…»
«…Наконец всё готово. Подаётся команда: плыть. И пролёт зашевелился. Медленно пополз по каткам… Через несколько часов пролёт перекинется через реку и намертво ляжет на железобетонные опоры…
В. Гончаров»
Это цитаты из передовицы газеты «Тавдинский рабочий» №126 от 23 октября 1963г. Та же газета через полгода в №29 от 6 марта 1964 года писала:
«На сотни километров к северу от нашего города раскинулись леса. Богатства эти веками не использовались: не было доступа в тайгу. Но вот три года назад пришли строители. Упорно, шаг за шагом прокладывают они железнодорожный путь. Сегодня уже на семьдесят первом километре делают водоотводные канавы, готовят трассу… А на пятидесяти четырёх километрах уже уложены рельсы.
Казалось бы, на участке, где железная дорога построена, можно начать рабочее движение поездов, доставлять из Карабашского леспромхоза лес, перебрасывать туда продовольствие и другие грузы… но такое движение не начато. И только по одной причине: не готовы мосты. Мост через реку Тавду надо было ввести в эксплуатацию в августе прошлого года, но с этой задачей коллектив мостопоезда 447 не справился. Не сумел своевременно установить опоры. А в последнее время строительство моста задерживается из-за отсутствия железнодорожного пролётного строения. Начальник мостопоезда т. Плюйко и секретарь парторганизации тов. Дрозденко оправдываются, говоря: повинен Батайский завод, не поставивший пролётного строения…»
Но уже в №34 за 18 марта 1964 г. В «Тавдинском рабочем» вышла небольшая заметка В.Гончарова «Поезда идут через реку»:
«Отлично потрудились в эти дни строители моста через реку Тавда. Два железобетонных блока они сумели установить за один день, тогда как раньше на эту работу уходило 2-3 дня. Позавчера утром бригады путейцев т.т. Бубнова и Ласкевич начали укладку путей и сделали их смычку на мосту в два раза быстрее. В этот же день вечером первый тепловоз с вагонами прошёл по мосту через реку. Его провёл машинист тов.Разумов».
Человеческая память хранит даты и события, но если вам не посчастливилось быть их участником, может быть, даже в силу своего возраста – тогда только пожелтевшие страницы старых газет поведают вам о днях, давно минувших.
«Тавдинская правда» №127 от 11 сентября 1966г. Начальник СМП-29 В.Е. Дитковский:
- Нас неоднократно критиковали за медленное строительство. Правильно критиковали. Сейчас мы можем ответить читателям, что все работы на мосту подходят к концу. Уложен бетон на подъездные пути, заканчивается изготовление ограждений от железнодорожной ветки. Единственное, что нас сейчас сдерживает - это отсутствие кабеля для освещения моста. В ближайшие дни должны подъехать субподрядчики из Свердловска. Как только они уложат кабель, мы сразу же приступим к асфальтированию пешеходной дорожки… Надеюсь, что денька через 3-4 движение через мост будет открыто.
Преподаватель английского языка школы №7 Жигалкина Т.Н. вспоминает:
- Строительство железной дороги Тавда - Сотник было объявлено ударной комсомольской стройкой. (Начальником комсомольского штаба являлся А.Титаренко.-прим. авт.) В связи с этим в нашей школе проходило соревнование между пионерскими отрядами 4-х, 5-х, 6-х и 7-х классов по прокладыванию символической железнодорожной ветки. За каждое доброе дело отряду вручалась, опять же- символическая, шпала: главная задача - проложить свой путь быстрее других. Однажды всем классом мы ходили на экскурсию на строящийся мост, но какие-то незначительные бытовые детали память воспроизводит легче, видимо, мы были ещё не настолько взрослые, чтобы осознать значимость момента…
…С тех пор прошло почти пять десятков лет…
Побывав в офисе «Единого агентства заказчика»(Желтова Е.А.), я получила о мостовом переходе такие сведения: фундамент свайный, сваи железобетонные; опоры - массивные железобетонные; пролётные строения - железобетонные преднапряжённые и один пролёт металлический со сквозными фермами; проезжая часть - железобетонные сборные накладные плиты с цементобетонным и асфальтобетонным покрытием; тротуары – один низовой на мосту и подходах к мосту.
Не знаю, может быть, кого-то заинтересует подобная информация, а меня волновали другие вопросы. О том, когда был и был ли, вообще, капитальный ремонт моста история умалчивает. Железные конструкции не мешало бы покрасить, чтобы они меньше подвергались влиянию всех стихий, пришла пора позаботиться и о замене ограждений - местами вместо разбитого в автомобильных авариях железобетона ненадёжными «скрепками» виднеется арматура… Думаю, продолжать перечислять дальше то, что следовало бы привести в порядок к грядущему юбилею столь значимого для города объекта не стоит, соответствующие службы сами знают свои задачи. Например, в «Едином агентстве заказчика» мне объяснили, что согласно муниципальной целевой программе «Развитие транспортной инфраструктуры и повышение безопасности движения на территории Тавдинского городского округа на 2012-2014 г.г.» №1458 предусмотрены денежные средства на 2013 год на ремонт ограждений моста. Лиха беда начало. Хочется надеяться, что не настолько мы бесхозяйственны и равнодушны, чтобы то, что создавалось для нашего блага, было нами же и разрушено.
Созидание - одна из форм благополучного существования человеческого сообщества. Вторая половина двадцатого века… Дороги, мосты, леспромхозы, магистрали, новые города – жизнь набирала обороты, вселяя в людей надежду в светлое будущее. О великих свершениях, трудовых подвигах, научных достижениях, замечательных людях писались песни, книги, снимались кинофильмы.
Строители железной дороги Тавда – Сотник тоже стали прообразами героев романа. Уральская писательница Евгения Долинова в романе «Радость с собой, беду с собой», вышедшем в Свердловске в 1972 году и затем переизданном в Москве, верна главному направлению своего творчества - теме труда. Она часто бывала и в Тавде, и в посёлке Карабашка. Те, кто читал это произведение, помнят посёлок Кедровый, построенный в уральской тайге героями книги - строителями-железнодорожниками. Там же развертывается действие другого романа-хроники свердловской писательницы «Иду к тебе». Только теперь в посёлке живут уже не строители стальной магистрали, а работники возникшего в этих таёжных местах леспромхоза… Но это уже совсем другая история.
А я хочу обратиться ко всем, кто владеет информацией:
- Очевидцы, специалисты и простые рабочие, принимавшие непосредственное участие в строительстве моста через реку Тавду, поделитесь воспоминаниями о деталях и интересных моментах стойки с нашими читателями. Пожалуйста, пишите в редакцию. Ваши рассказы останутся на страницах газеты и, возможно, когда-нибудь, десятки лет спустя, они привлекут внимание нового поколения тавдинских краеведов.
Свидетельство о публикации №214061901527
Иль их в угоду перепишут
Спасибо помните об этом
Пусть краеведы правду ищут
))))))))))))))))))))))))))))
С теплом и нежностью
Ефим Владимиров 20.06.2014 12:58 Заявить о нарушении
Спасибо, Ефим, за поддержку!
Удачи вам в творческом труде!
Светлана Ефимова 2 24.06.2014 12:42 Заявить о нарушении