из истории Мельниково - Ряйсяля 3 часть

Но вернёмся  к истории Мельниково:
Во многих источниках я находила, что наш посёлок назвали в честь погибшего здесь воина Никиты Мельникова. Но Ю.П. Свинарёв, который  часто бывал в архивах в Приозерске говорил мне, что он не находил там документы, подтверждающие , что во время войны был некий Никита Мельников, да здесь погибли некоторые люди по фамилии Мельников, но Никиты среди них не было (теперь это не важно). После войны все ненавистные финские названия наскорео торопились переиначивать, и не совсем ...удачно. Например наш посёлок сразу после войны назывался Отрадное, но это название так и не прилипло к нашему посёлку, и в 1948 г. переназвали его в Мельниково, потому что Отрадное уже было и часто путали. Но меня удивляло, как относились первые после военные поселенцы ко всему финскому.  Всё разоряли и крушили, словно они отмщали таким образом «врагу». Когда разравнивали бульдозером могилы и воровали памятники и кресты, то против выступила только одна женщина Еатерина Старкова, которую быстро «заткнули». Её-то заткнули, но Бог всё видит и знает, от Него ничего не скроешь.
Люди, первые поселенцы, вымирали от голода и пьянства. Воровство было в порядке вещей.  Потом в Сталинское время куда-то навсегда исчезали люди. Мы-то знаем куда, а тогда сосед «капал» на соседа и того забирали власти. Были очень бедные все и почти все были голодные, и это притом, что эти места были богатейшими рыбой, дичью, ягодами и грибами. Но пользоваться природой и её богатствами многие, почти все, люди не умели. Наверное, было лень, или  же работали с утра до ночи почти бесплатно на совхоз, т.н. «поднимали послевоенное хозяйство».
 Когда сюда вербовали людей из разных мест, обещали много, но не исполнили, и люди были «в рабстве колхозов». Это я знаю из рассказов моей землячки Ивановой Р.Т. Она была завербованна из Мордовии. Приехала с родителями в семилетнем возрасте и сразу начала работать на поле, в огороде совхоза «за палочку трудодень».Учиться ей было некогда и она была, почти, неграмотная, но добрейший души человек, и очень гостеприимная. Моих земляков здесь было много, но они, почти все, похоронены на финском кладбище, куда хоронили первых поселенцев. Перезахоронили ли их, когда разрушали кладбище? Наверное нет. И кому их было перезахоронивать? На новое кладбище далеко от посёлка к Студённому, свезли только малую толику усопших. 
 А старое «финское» кладбище разравняли бульдозером, все памятники и кресты увезли куда-то солдаты, которых «пригнали» сюда. И потом хотели сделать из кладбища парк, но Господь не дал (я об этом уже писала). Ураган повалил почти все деревья и стоит осиротевшее кладбище и только памятник финнам напоминает, что здесь были когда-то похоронены финны. (Я об этом много писала в своих стихах и раздавала книжечки, которые делала сама, но меня называли ненормальной или же не от мира сего). Однажды, когда строили дом Соколовых, проводя коммуникации, выкопали четыре черепа и кости, явно принадлежащие двум взрослым и двум детям, так , вместо того, чтобы их перезахоронить, выбросили на помойку. Вот так относятся современные живущие здесь люди ко всему Божьему. Но, к счастью, не все.
 2002 году здесь построили православную церковь-часовеньку, которая стоит в центре Мельниково, и сюда ходят некоторые верующие, 10-30 «бабушек в платочках», они-то знают что такое грех и как грозен бывет Господь.
 Правда на христианские праздники Пасха, Рождество и Троица, церквушка полная и люди стоят даже на улице. Многие люди считают себя «верующими» если они пришли церковь и поставили свечку.
 Но, ведь, у Бога нет никаких таких праздников, как "Троица или Рождество", у Бога праздник всегда: в каждый день и в каждый час!
 Но я опять отвлеклась.
 Красавец бывший финский храм, освещённая христианская церковь, стоит  на месте, но в нём теперь дом культуры Мельниково.
 Это была по счёту четвёртая церковь у финнов. Первая лютеранская церковь построена была ещё 1635 году и сгорела она 1656 году. Её или подожгли, или же сгорела во время войны со Шведами.  2-я церковь была построена  1663 году на том же месте, и она действовала более 100 лет. Когда эта церковь обветшала, встал вопрос ремонтировать её или построить новую, решили построить новую.   3-я церковь была построена  1763 г. и была освящена в честь св. Петра. Она была построена из брёвен и сгорела при грозе и молнии в 1910г. И тогда-то все решили, что четвёртую церковь надо построить из камня. 
Наружные стены кирхи(kirkko) строились из красноватого местного гранита , разработки которого велись в Тууласкоски. Внутренние возводились кирпичным. Фундамент опирался на пологую природную скалу,фронтоны отлиты из железобитона.
 Высота кирхи  37м. Внутренняя длина28 м. Ширина 22,5м.  Крестообразная церковь, окна по старому обычаю полукруглые, как в средние века у финских церквей. Вместительная, на 1000 мест(только сидячих) В этой церкви собирались прихожане со всех окрестностей. Иногда да 8000 человек. Колокола  красиво звонили . Их слышно было до Уннункоски(Горы). Пять красивейших люстр (спасённых при пожаре из старой церкви) освещали внутреннее убранство церкви. При богослужениях и праздниках звучал 25-регистровый орган. На алтаре возвышался кафедра проповедника. Проповедники, словно ангелы, причащали из серебряных кубков прихожан. Была алтарная картина «Иисус благословляет детей и позолочённые надписи «Милость» и «Мир» или покой(на фин.языке означает одно и то же).
 Но теперь внутреннее убранство совсем иное, люстры срезаны, вместо алтаря  на метр возвышается площадка-сцена, где на праздники выступают взрослые и дети. Кафедры, понятно, уже нет. Колокола теперь в церкви Кокемяки и Панелиа в Финляндии. Их финны успели взять с собой при второй эвакуации, а при первой они не успели, и колокола еле нашли: один в Каменогорске, второй где-то в поле или же на горке Ряйсяля, который висел на деревянных помостках и зазывал скот на водопой, а может поставили на случай возвестить о приближении «Финских бандитов»(перевод из газеты R;is;l;inen).
 Возвратившись на Родину с первой эвакуации финны ужасались, видя разрушения их святынь, кладбища и церкви.  Они обнаружили их в ужасном состоянии. И хотя,  кладбище ещё не всю успели разрыть и разворовывать(это окончательно сделали 1984 г.), но разница, что было при них и что они увидели, заняв это место 1941 г. было огромное и, конечно, в худшую сторону. Кирху было не узнать; часть крыши и восточный фронтон были разорваны снарядами миномётов при войне.  Первые 5 команд женщин вернувшихся из Финляндии  проводили санитарию домов и хоронили наших и финских солдат, погибших на Зимней войне и не похороненных. На это ушло почти год. Но в первую очередь восстановили церковь и  там велись богослужения. Кладбище привели более или менее в порядок. Вновь стали строить дома, школы, детские сады и больницы. Зажили снова хорошо и думали, что плохое уже позади, но в 1944 году в августе-сентябре снова эвакуация.... и это уже было насовсем. (Одна девушка, которая была с дядей здесь, написала: «Я больше никогда туда не поеду). Да все они хорошо живут там, в Финляндии и не хотят насовсем вернуться сюда. Приезжают только «на родину" навестить могилы отцов и дедов, бабушек и матерей, которые похоронены здесь. Финны имеют свою газету «R;is;l;inen”, которую посылают мне, знающему их язык. Я читаю их воспоминания, и удивляюсь разнице, которую я вижу теперь. Но больше всех меня удивляет с какой любовью и теплом они вспоминают Ряйсяля свою бывшую родину, и как почитают они своих предков.
 А мы, живущие здесь, все «дерева без корней», а иногда и «Иваны непомнящие родства». Но без прошлого нет будущего. Нет, не хотят здешние люди учиться на ошибках.  Но всем, и за всё предстоит ответить пред Всевышним, а Он Судья неподкупный!
        16.06.2014г. Аверьянова


Рецензии