Бедность - не порок

1948 год. В это время мы жили у мачехи. Её , моя тёзка ,  старше меня всего на два года,    на танцы  в клуб всегда брала  меня с собой   караулить её одежду. Я сидела в зале в шапке, в валенках  и терпеливо ждала, когда баянист заиграет марш на выход.  На мои колени её подружки складывали свои    , завалив меня ими до подбородка.  Следует сказать, что моя тёзка была  красивой девушкой с гордой  осанкой, самой нарядной в посёлке Мачеха – лучшая портниха - наряжала её, как куклу. Валентина всегда и везде выделялась среди сверстников. Даже на огород она одевалась, как на праздник.

Кроме танцев мы ходили на репетиции.  В нашем клубе иногда  осуществлялись премьеры спектаклей.  «Золушку», которую играли школьники в кринолинах,  народ смотрел по нескольку раз. По посёлку среди населения ходили слухи, о том,  что к новому году их ждёт в клубе  сюрприз – новая постановка.
 
По вечерам самодеятельные артисты собирались на сцене,  старательно выполняли указания  режиссёра, редактора районной газеты Зажицкого, и постепенно на сцене вырисовывался  рисунок будущего спектакля.

Роль мальчика  Егорушки в пьесе А.Н.Островского «Бедность – не порок» играл подросток по имени Роберт. Он почувствовал  себя  важной птицей и часто опаздывал на репетиции. Однажды   меня позвали на  сцену. Я сбросила на пол гору пальто   и предстала пред очи обожаемого  режиссёра. Меня посадили возле  открытой дверцы печи, дали в руки книгу и предложили читать текст, который я давно знала наизусть.

- Государь мой батюшка,  славный и храбрый король Кирибит Верзоулович, ныне идти за него смелости не имею, потому что когда я была во младости, то король Гвидон за меня сватался…- По слогам выводила я текст, и на сцене стало вдруг тихо-тихо. Только реплика Мити чётко прозвучала в тишине зала.

– А что, Егорушка, наши дома?    И понеслось. Реплики, диалоги, монологи героев пьесы, мизансцены,  которые давно уже  старательно запомнили  артисты.  Без сучка и задоринки прогнали все акты пьесы  Так и утвердили меня на роль Егорушки, дальнего родственника  героя пьесы Гордея Торцова.

Роль главной героини Любы играла фронтовичка Шура Донцова. Она вернулась домой после окончания войны, пройдя боевой путь с Сибирской дивизией от Москвы  до Берлина. Высокая, стройная, с заострёнными скулами и неизменной  самокруткой во рту. Шурка, как звали её все,   ходила по-мужски, широко шагая, засунув руки в карманы телогрейки. Из военной одежды  долго  носила  гимнастёрку, из кармана которой торчал кисет с махоркой.

Как только она появилась в посёлке, пришла в дом мачехи с несколькими отрезами красивой ткани. С Анной Владимировной придумали фасоны и , раскроив отрез черного креп-граната, мачеха засадила меня за работу. В юбке восьмиклинке мне досталось обмётывать каждый шов, потому что эта ткань сильно осыпАлась. За один день мы вдвоём справились со сложным фасоном, и Шура вечером  преобразилась. В облегающем её  высокую стройную фигуру с тонкой талией черным блестящим платьем, она  напоминала пантеру, готовую к прыжку. Подойдя к зеркалу и, оглядев себя со всех сторон,  с грустной улыбкой долго  вглядывалась в свое отражение, поправила перманентную завивку, убрав белокурые волосы  к затылку, лихо развернувшись, обняла портниху и разрыдалась.

Спектакль удался  на славу.  Зрительный зал был забит до отказа,   во всех проходах ребята, которым не досталось мест, сидели на полу и не жалели ладоней, аплодируя каждому выходу на сцену своих знакомых. Шура Донцова так естественно, убедительно и трогательно справилась с ролью Любови Гордеевны, что многие в зале прослезились.

Шестьдесят шесть лет назад был мой яркий час. Я помню лица актеров, игравших роли Гордея Карповича, Любима Карповича, Африкана Савича, Мити, вдовы Анны Ивановны, Гриши Разлюляева и других исполнителей, к сожалению, с забытыми именами и  фамилиями.

На прогоне второго спектакля Шурка забыла дома парик и меня отправили  за ним. Было холодно.  Бежать  пришлось почти километр до дома Субботиных. Ворота были закрыты, а во дворе заливалась лаем огромная собака. Я долго кричала, сорвала голос,  пока дед Иван не услышал мои вопли и не вынес злополучный парик. Я помчалась в обратный путь. Почти на час задержалось начало представления.  Зрители остались довольны и  долго не отпускали со сцены своих земляков.

20 мая 2014 г.


Рецензии
Валентина, безо всякой задней мысли: и время было золотое, и люди были золотые. И плохого, конечно, хватало, но не то же, что теперь творится..
А вот здесь:"от Москва до Берлина" поправьте на "от Москвы до Берлина".
Счастья!..

Зайнал Сулейманов   24.10.2014 05:33     Заявить о нарушении
Спасибо! И как это я не доглядела?

Валентина Вильчек   24.10.2014 05:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.