Из истории Мельниково - Ряйсаля 1 часть
Посёлок в Приозерском районе Ленинградской области - Рай земной.
Прекрасная природа, чистый воздух, хороший пляж на Вуоксе, место отдыха туристов из разных уголков России, а так же любимые места финнов, которые часто посещают свою бывшую родину.Здесь на бывшем финском кладбище похоронены отцы и деды финнов. В нынешнее время здесь стоит памятник погибшим в Зимней(финской) и Великой Отечественной войне героям-финнам, которые погибли, защищая свою родину матерей, детей и отцов.
( Я написала стихотворение на эту тему : «…стоит исполином… лишь памятник финнам и ёлочки вместо крестов…»)
Да, ёлочки вместо крестов, так как после изгнания из насиженных мест финского народа и переселения сюда разношерстного люда на 101км, иногда неблагонадёжных и освободившихся из тюрем уголовников, а так же вербованных отовсюду беднейших людей России и выбранных властью людей управлять «этим народом», на старом финском кладбище раз-равняли финские могилы, разворовали памятники и кресты и собирались сделать из кладбища(который принадлежит Богу, парк, но Господь не позволил, послал ураган и повалил почти все деревья).
Но красота и гордость посёлка кирха(финская церковь-kirkko) стоит на месте. Великолепное строение из красного гранита, но в ней теперь дом культуры Мельниково. В котором не только проводятся утренники детей, но и всякие танцы-жманцы, и праздники для взрослых с водкой и вином. Ужель, нашим властям не достаточно свидетельств(директор дк умерла, гордо до этого, взяв на себя большой грех).Конечно, Господь Самый добрый и любит всех, особенно детей, но Своё Он никому и никогда не отдаст. Зря наши разоряют святыню, терпение Бога когда-нибудь кончится и Он даст ещё большее свидетельство. И так, почти все финские дома сгорели, или же их нарочно поджигали пьяницы, и всякие уголовники или хулиганы, просто так, потому что «они вражьи» .
Но я отвлеклась, перейду к историю этого посёлка: Вот что я прочитала из книги Дмитрия Шитова «Карельский перешеек - земля неизведанная часть 10»:
"Карельский перешеек населяли древние корелы. Вуокса соединяла Ладогу, Карельское море и Финский залив, и была дорогой торговли. По берегам системы рек и озёр Вуоксы поселялись первые люди саамы(или лопари). Но в середине первого тысячелетия появляется более развитое племя торговцев пушниной. Они селятся вдоль водных торговых путей и выменивают меха на изделий из метала, пройдя долгий путь ассимиляции финском племени Хяме. В девятом веке сюда приходит более многочисленное финское племя, предки ижорцев и вепсов. Группы смешиваются и ассимилируются, и к десятому – одиннадцатому веку формируют устойчивое племя корел. В процессе своего развития некоторые поселения превращались в крепости. Например крепость Тиверск или Тиуринлинна образовалась между 1293 и 1323 годами, которую захватили и сожгли шведы в 1411 году и после этого город уже не восстанавливался. Граница по Ореховецкому договору между Новгородской республикой и Шведским королевством 1323г. разделила земли корел. Граница прошла от устья реки Сестры вдоль Карельского перешейка в сторону Оулу на Ботаническом заливе. Она впоследствии послужила западному ограничения будущей волости Ряисяля.
1100-1300 годы явились периодом «расцвета карельской культуры. Экспансии шведов и шведских финнов на востоке подорвали в значительной степени потенциал народа, а затем обезглавили его, лишив его собственной карельской знати и в конце концов своей родины. В споре между двумя державами Шведской и Новгородской, корелам нужно было принять чью-то сторону. Корелы сделали выбор в пользу новгородской,( хотя иногда и колебались), и стала эта земля новгородская. Это было в шестнадцатом веке, и стал народ Карелии платить дань или налог Новгороду. В новгородское время восемь боярских земель владело землями Карельского уезда.
Как особый класс «чернокунцы», они вообще были освобождены от налогов – это были монастыри, которым принадлежала часть дворов и рыбных тонь. В городе Корела существовала три монастыря: Никольский, Георгиевский и Иоанна Предтечи. Три монастыря с четырнадцатого века раскинулись на островах Ладоги: Ваалам, Коневец и Сенной(на Сенном острове).
Всего Воскресенском погосте Гродненском значится 133 деревни, из которых за будущим Ряйсяля финские исследователи выделяют 54. Каукола(ныне Севастьяново)47 и собственно к при Корелы 9 поселений. На территории Ряйсяля проживало тогда 675 человек. С 1478 года Московия захватывает Новгород вместе со всеми его землями. Начинается новый раздел владений. Исчезает в ходе великой расправы новгородская знать. Конфискованные земли отходят московским служилым людям, представителям или холопам московских бояр. Около шестидесяти процентов земель принадлежат теперь царю и Великому князю Московскому. Постепенно население начинает выплачивать в казну всё больше податей, а отношение к нему ухудшается.
Река Вуокса в то время называлась Ряжель или Ряйсялянйоки (финское название). Вдоль реки Ряжель располагались большая часть деревушек(53).
Исконная древне-корельская территория была заселена корелами. Смешанное русско-карельское население проживало «в столице»-Кореле и торговом центре – Волочке Саванском.
Своеземцы, хозяева своих наделов были все из корел. Они составляли 70% населения тогдашнего погоста. Сами же крупные новгородские землевладельцы имели земельные участки более удалённой западной Кореле.
По существовавшем двадцатом веке финских картах насчитывалось принадлежащих к Ряйсяля 35 деревень.
Вторая половина 16 века стала временем больших несчастий, обрушивших на местных жителей. Крестьяне стали разоряться из-за непосильных налогов, которые всё увеличивались с укреплением централизованной власти царя Иоанна Грозного. Многие земли пустовали, крестьяне многие безвестно разошлись или вымерли. Крестьяне бежали подальше от царской расправы на север в Беломорскую Карелию, в Реблы, где власть московского государства ещё не набрало силы. За семьдесят лет размер налогов вырос в шесть раз.
Начавшая война со Швецией, явившееся продолжением Ливонской войны, завершило дело разорения. Главнокомандующий шведским отрядом Герман Флеминг не брал пленных, а убивал и сжигал всё подряд.
К 1580 году вся Карелия была в руках захватчиков. 1583 году заключили Плюсский мир. Швеции уступалась вся Карелия. Тогда же на пустующие земли пригласили крестьян из шведских провинций Яяски (ныне Лесогорский, Яюряпяя( Барышево) и Саво.
Первые шведские источники(1589г.) говорят о 17 способных платить налоги крестьянских хозяйствах Ряйсяля. Среди жителей мы находим уже 6 семей лютеран-переселенцев и 11 православных(оставшихся из прежних жителей).
В Ряйсяля тогда насчитывалось 11 дворов, в Тиуринкоски(на городище)-2, Хютинлахти(ныне район Заветного)-1, и 3 Текеманлахти (ныне не существует).
В 1590г в Ряйсяля уже живёт 23 крестьянина из которых 11 лютеран.
Война продолжалась и русские регулярные войска два дня подряд давали жестокое сражение в недалеко от Кексгольма (г Приозерск). Крепость не взяли, но пожгли все окрестности.
В 1695г был подписан более выгодный для России - Тявзинский мир.
В непродолжительный период нового русского пребывания в Кореле образовывается новая епархия. Епископом Карельским и Ореховецким становится Сильвестр, который рьянно взялся за восстановление разрушенных церквей и монастырей.
Свидетельство о публикации №214061900892