Катя и Маргарита

отрывок из романа "Опавшие листья"

Катя старательно разучивала романс. Текст его по-прежнему оставался для нее непонятным, но музыка Рахманинова глубоко волновала.

Маргарита же ясно слышала психологическую двойственность чувств, заложенных в романсе поэтом и композитором, что было так созвучно ее собственному состоянию.

… В этот день занятие проходило  с большим воодушевлением обеих женщин. Катя была сосредоточена на музыкальном образе печальной Грузии, Маргарита находилась в плену воспоминаний лирического героя о былом.
 
«Не пой, красавица, при мне…»,

 - начала Катя с очень русской интонации-возгласа, где сразу возникает устремлённый ввысь малотерцовый мотив, который удивительно точно  ей удался.
Маргарита вздрогнула –  и начался страстный  диалог голоса и инструмента.

«… Ты песен Грузии печальной…»

В хрупкой мелодии фортепианного вступления теперь отчетливо проступает напряжение, которое усиливается мерным, почти траурным звучанием аккордов сопровождения и скорбными секундовыми мотивами-подголосками.
 
Восточная песня  становится исступленно-страстной, переходя в  возбужденную декламационную речь. Но непрерывно звучащая в партии фортепиано песня Грузии печальной все же подчиняет себе партию голоса, перенимающего ее интонации.

 «… Напоминают мне оне…»

 Катя перенеслась в другую реальность…

«…Черты далёкой, бедной девы…»

… Мысленным взором она видела хрупкую и беззащитную юную Маргариту, блуждающую с факелом в руке в мрачных подземельях средневекового замка в поисках прекрасного принца.

« А вдруг она встретит здесь  страшного людоеда?»- Катин страх преобразился в смятенное звучание секундовых мотивов в фортепианной партии.
 
Размашистые восходящие квинтовые скачки в вокале, устремлённость к самому высокому звуку и одновременно к остро повторяющемуся аккорду в фортепианной партии - всё неотвратимо приближало романс к драматической вершине:

«Но ты поёшь — и предо мной
 Его я вновь воображаю…»

Кате страстно захотелось разрушить власть тягостных  воспоминаний. И ее голос перешел на пронзительно-нежный тон:

«Не пой, красавица, при мне…» -
 
Маргарита вдруг, как подстреленная на лету птица, упала лицом на рояль.
 
Пораженная Катя умолкла.
 
Маргарита рыдала.

О чем  она сокрушалась? – Этого никто и никогда не узнает. Потому что умела она хранить свою тайну за семью печатями. И только однажды два гения – Пушкин и Рахманинов – явили ее страдания  миру.

От удивления Катины глаза стали совершенно круглыми. Как пуговицы. Эта особенность Катиной натуры впоследствии передалась ее потомкам. В минуты душевной тревоги – крайнего удивления или возмущения – их глаза всегда становятся такими: не просто «круглыми», а - очевидцам непременно приходит на ум именно это сравнение  - «круглыми, как пуговицы».

Сердце Кати преисполнилось горячим сочувствием к несчастной Маргарите. Не зная, что предпринять, Катя положила свою руку ей на плечо. Жар Катиной  руки мгновенно окутал Маргариту защитным, словно материнским теплом. Маргарита поднялась.

- Прости!  - сказала она Кате и быстро вышла из комнаты.

Когда через несколько минут фрау  Маргарита вернулась,  от пережитого волнения обе женщины оказались не в состоянии продолжить урок.

- Пойдем, Кетхен (впервые так Маргарита обратилась к Кате), выпьем чаю. Знаешь, у англичан есть  хороший обычай в пять часов пить чай. Сейчас как раз время. И чай английский у меня есть.

Они пили чай на кухне и болтали, как две добрые соседки. Напряжение, прежде бывшее между ними, совершенно исчезло. Маргарита угощала Катю печеньем собственного приготовления и делилась своим рецептом.

Когда чай был выпит, фрау Маргарита без всякой заминки, просто и естественно сказала:

- Скоро у меня день рождения. Я хочу пригласить тебя, Катя, и твоих родителей к себе в гости. Мне будет очень приятно, если ты споешь для моих гостей романс. Ты сделаешь это для меня?

- Конечно, - также просто и естественно ответила Катя. – Я передам родителям Ваше приглашение.

- Ну, вот и славно, -  мило улыбнулась фрау Маргарита.

… Катя возвращалась домой в хорошем настроении. Пережитое волнение словно очистило ее.  У знакомой беседки в парке ее ожидал Петер.

Отрывок из романа «Опавшие листья»


Рецензии
привет, Ирина

я прочитал несколько предыдущих отрывков, по ним сложно судить об общих замыслах...но вот этот отрывок он очень эмоционален, очень женственен, то есть возникает неплохая подложка к развитию отношений именно между двумя этими женщинами, настолько чувствительными от прикосновений звуков и образов...что же будет, если они обратят на друг друга более пристальное внимание...я не только и не столько о плотском, я о страсти проникновения и заполнения собой другого человека, подчинения, покорения, с переходом на дальнейшую ревность и трагичный финал...и при этом можно можно возбудить чувства души не прорисовывая признаков альковной сцены...впрочем она может быть уместно подана, и подана по-разному, то есть ярко или приглушенно...все зависит от заданной планки откровенности и авторской задачи...

Марзан   28.07.2017 00:48     Заявить о нарушении
... пошел, пошел импульс и вширь и вглубь. Упало зерно в живую плодородную творческую почву. От этого у меня радость созвучия...
Конечно, в отрывке весь замысел не отразится. Здесь немного по-другому. Мать Маргариты была дочерью герцога, но стала женой человека более низкого сословия. Маргарита, естественно, повторила ее путь. Теперь она живет на чужбине и подрабатывает уроками музыки. Катя из среды появившейся и набирающей силу буржуазии. Она берет уроки музыки у Маргариты. Катя станет женой Петера, сына Маргариты. Но обе женщины еще этого не знают.
Да, это о "проникновении и заполнении собой другого человека", но речь идет о родине. Плоть человека имеет конкретное место своего рождения, а где рождается дух человека? Что такое "историческая родина"? Она существует, человек ее чувствует или это лишь выдумка?

Сестры Ивенс   30.07.2017 11:41   Заявить о нарушении
Сёстры, но буква "ё" нам навязалась как связалась с нами необычным путём.
Загадка века и веки откройте, две точки о чём? Это не вертикаль как деление, а горизонталь, чтоб выросли рога мышления. Дух не душа, буква не звук.
Тело-это упаковка души не более. Внешний признак часто отличается от внутреннего бытия. Судить только внешнее богатство-это бредовый ход, а чувства-таинственны. Любовь безумна-ей нужна только внутренняя подпитка и музыка связывает, становясь тайной в этой таинственности чувств.

Даша Новая   09.02.2019 12:16   Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение и за замечания, уважаемая Нат. Ант. Арт.
Простите, но я ничего не поняла. И в Ваших произведениях тоже. Видимо, не доросла?
А почему такая спешка? Вы - Наталия Артемовна Антонова? Или это только мои предположения? В размышлениях и догадках, Ирина СИ

Сестры Ивенс   09.02.2019 14:09   Заявить о нарушении
Ирина-это моё имя и две фамилии сокращённые-девичья и замужняя.
Буквальность мне дала многое понять. Я как Христофор Колумб, открывший свет, а за ним последовали многие. Слово-это уже готовое буквенное решение.
От слов очень многое зависит. Как ты его произнесёшь и в каждом слове своя суть. СЛОВО-это огромное богатство в наших руках. Мой жанр новый, но я не одна.
Я проникла вглубь слова и как такого можно без них обходиться, но до этого надо дорасти.

Даша Новая   09.02.2019 14:31   Заявить о нарушении
Наталья, здравствуйте! По Вашей методике - "здоровья Вам"!
Вижу, что Вы "проницательница", а может, "прорицательница"? Понять Вас не просто. Вот Хоуг 40 лет своей жизни посвятил толкованию катренов Нострадамуса. Объяснил, как он их понял. А к Истине приблизился?
Со "словом" все понятно: В начале было Слово... Остальное попытаюсь понять. Спасибо.
Ирина

Сестры Ивенс   10.02.2019 13:12   Заявить о нарушении
Ира, началось всё с клубники. Завтра напишу это произведение.
Кажется, что особенного, но магия соединилась с мистикой и моё кино реальное-окно в будущее. Наши слова поддаются магии, мы некие маги, но как дури губим себя, оря и я не исключение. Только в этом году, нажимаю на тормоза в крике и говорю спокойно. Наша страсть создаёт пожар, а костёр горит аккуратно.
Бери любое слово и во всём толк, который можно толкать. Я рада, что ты прочитала сегодня моё произведение. Я буква "В", Путин "Ё" и я его слышу.

Даша Новая   10.02.2019 13:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.