Катя и Маргарита
Катя старательно разучивала романс. Текст его по-прежнему оставался для нее непонятным, но музыка Рахманинова глубоко волновала.
Маргарита же ясно слышала психологическую двойственность чувств, заложенных в романсе поэтом и композитором, что было так созвучно ее собственному состоянию.
… В этот день занятие проходило с большим воодушевлением обеих женщин. Катя была сосредоточена на музыкальном образе печальной Грузии, Маргарита находилась в плену воспоминаний лирического героя о былом.
«Не пой, красавица, при мне…»,
- начала Катя с очень русской интонации-возгласа, где сразу возникает устремлённый ввысь малотерцовый мотив, который удивительно точно ей удался.
Маргарита вздрогнула – и начался страстный диалог голоса и инструмента.
«… Ты песен Грузии печальной…»
В хрупкой мелодии фортепианного вступления теперь отчетливо проступает напряжение, которое усиливается мерным, почти траурным звучанием аккордов сопровождения и скорбными секундовыми мотивами-подголосками.
Восточная песня становится исступленно-страстной, переходя в возбужденную декламационную речь. Но непрерывно звучащая в партии фортепиано песня Грузии печальной все же подчиняет себе партию голоса, перенимающего ее интонации.
«… Напоминают мне оне…»
Катя перенеслась в другую реальность…
«…Черты далёкой, бедной девы…»
… Мысленным взором она видела хрупкую и беззащитную юную Маргариту, блуждающую с факелом в руке в мрачных подземельях средневекового замка в поисках прекрасного принца.
« А вдруг она встретит здесь страшного людоеда?»- Катин страх преобразился в смятенное звучание секундовых мотивов в фортепианной партии.
Размашистые восходящие квинтовые скачки в вокале, устремлённость к самому высокому звуку и одновременно к остро повторяющемуся аккорду в фортепианной партии - всё неотвратимо приближало романс к драматической вершине:
«Но ты поёшь — и предо мной
Его я вновь воображаю…»
Кате страстно захотелось разрушить власть тягостных воспоминаний. И ее голос перешел на пронзительно-нежный тон:
«Не пой, красавица, при мне…» -
Маргарита вдруг, как подстреленная на лету птица, упала лицом на рояль.
Пораженная Катя умолкла.
Маргарита рыдала.
О чем она сокрушалась? – Этого никто и никогда не узнает. Потому что умела она хранить свою тайну за семью печатями. И только однажды два гения – Пушкин и Рахманинов – явили ее страдания миру.
От удивления Катины глаза стали совершенно круглыми. Как пуговицы. Эта особенность Катиной натуры впоследствии передалась ее потомкам. В минуты душевной тревоги – крайнего удивления или возмущения – их глаза всегда становятся такими: не просто «круглыми», а - очевидцам непременно приходит на ум именно это сравнение - «круглыми, как пуговицы».
Сердце Кати преисполнилось горячим сочувствием к несчастной Маргарите. Не зная, что предпринять, Катя положила свою руку ей на плечо. Жар Катиной руки мгновенно окутал Маргариту защитным, словно материнским теплом. Маргарита поднялась.
- Прости! - сказала она Кате и быстро вышла из комнаты.
Когда через несколько минут фрау Маргарита вернулась, от пережитого волнения обе женщины оказались не в состоянии продолжить урок.
- Пойдем, Кетхен (впервые так Маргарита обратилась к Кате), выпьем чаю. Знаешь, у англичан есть хороший обычай в пять часов пить чай. Сейчас как раз время. И чай английский у меня есть.
Они пили чай на кухне и болтали, как две добрые соседки. Напряжение, прежде бывшее между ними, совершенно исчезло. Маргарита угощала Катю печеньем собственного приготовления и делилась своим рецептом.
Когда чай был выпит, фрау Маргарита без всякой заминки, просто и естественно сказала:
- Скоро у меня день рождения. Я хочу пригласить тебя, Катя, и твоих родителей к себе в гости. Мне будет очень приятно, если ты споешь для моих гостей романс. Ты сделаешь это для меня?
- Конечно, - также просто и естественно ответила Катя. – Я передам родителям Ваше приглашение.
- Ну, вот и славно, - мило улыбнулась фрау Маргарита.
… Катя возвращалась домой в хорошем настроении. Пережитое волнение словно очистило ее. У знакомой беседки в парке ее ожидал Петер.
Отрывок из романа «Опавшие листья»
Свидетельство о публикации №214062001027
я прочитал несколько предыдущих отрывков, по ним сложно судить об общих замыслах...но вот этот отрывок он очень эмоционален, очень женственен, то есть возникает неплохая подложка к развитию отношений именно между двумя этими женщинами, настолько чувствительными от прикосновений звуков и образов...что же будет, если они обратят на друг друга более пристальное внимание...я не только и не столько о плотском, я о страсти проникновения и заполнения собой другого человека, подчинения, покорения, с переходом на дальнейшую ревность и трагичный финал...и при этом можно можно возбудить чувства души не прорисовывая признаков альковной сцены...впрочем она может быть уместно подана, и подана по-разному, то есть ярко или приглушенно...все зависит от заданной планки откровенности и авторской задачи...
Марзан 28.07.2017 00:48 Заявить о нарушении
Конечно, в отрывке весь замысел не отразится. Здесь немного по-другому. Мать Маргариты была дочерью герцога, но стала женой человека более низкого сословия. Маргарита, естественно, повторила ее путь. Теперь она живет на чужбине и подрабатывает уроками музыки. Катя из среды появившейся и набирающей силу буржуазии. Она берет уроки музыки у Маргариты. Катя станет женой Петера, сына Маргариты. Но обе женщины еще этого не знают.
Да, это о "проникновении и заполнении собой другого человека", но речь идет о родине. Плоть человека имеет конкретное место своего рождения, а где рождается дух человека? Что такое "историческая родина"? Она существует, человек ее чувствует или это лишь выдумка?
Сестры Ивенс 30.07.2017 11:41 Заявить о нарушении
Загадка века и веки откройте, две точки о чём? Это не вертикаль как деление, а горизонталь, чтоб выросли рога мышления. Дух не душа, буква не звук.
Тело-это упаковка души не более. Внешний признак часто отличается от внутреннего бытия. Судить только внешнее богатство-это бредовый ход, а чувства-таинственны. Любовь безумна-ей нужна только внутренняя подпитка и музыка связывает, становясь тайной в этой таинственности чувств.
Даша Новая 09.02.2019 12:16 Заявить о нарушении
Простите, но я ничего не поняла. И в Ваших произведениях тоже. Видимо, не доросла?
А почему такая спешка? Вы - Наталия Артемовна Антонова? Или это только мои предположения? В размышлениях и догадках, Ирина СИ
Сестры Ивенс 09.02.2019 14:09 Заявить о нарушении
Буквальность мне дала многое понять. Я как Христофор Колумб, открывший свет, а за ним последовали многие. Слово-это уже готовое буквенное решение.
От слов очень многое зависит. Как ты его произнесёшь и в каждом слове своя суть. СЛОВО-это огромное богатство в наших руках. Мой жанр новый, но я не одна.
Я проникла вглубь слова и как такого можно без них обходиться, но до этого надо дорасти.
Даша Новая 09.02.2019 14:31 Заявить о нарушении
Вижу, что Вы "проницательница", а может, "прорицательница"? Понять Вас не просто. Вот Хоуг 40 лет своей жизни посвятил толкованию катренов Нострадамуса. Объяснил, как он их понял. А к Истине приблизился?
Со "словом" все понятно: В начале было Слово... Остальное попытаюсь понять. Спасибо.
Ирина
Сестры Ивенс 10.02.2019 13:12 Заявить о нарушении
Кажется, что особенного, но магия соединилась с мистикой и моё кино реальное-окно в будущее. Наши слова поддаются магии, мы некие маги, но как дури губим себя, оря и я не исключение. Только в этом году, нажимаю на тормоза в крике и говорю спокойно. Наша страсть создаёт пожар, а костёр горит аккуратно.
Бери любое слово и во всём толк, который можно толкать. Я рада, что ты прочитала сегодня моё произведение. Я буква "В", Путин "Ё" и я его слышу.
Даша Новая 10.02.2019 13:41 Заявить о нарушении