Маленькая восточная красота

Они такие красивые, что сразу хочется их съесть…




Искусство должно принадлежать народу… и будет лучше, если его смогут съесть. Все полезное съедобно, все несъедобное бесполезно. Этой логикой судя по всему руководствовался современный турецкий художник Хасан Кале…


И мы уже глотаем слюнки.




ОСТАТКИ РОСКОШИ


Когда-то родина художника была гигантской империей, раскинувшейся на семи морях и трех континентах… могучая и грозная Османская Империя, неумолимый враг христианской Европы, России и арабского мира…


Потом времена изменились. Османская империя рухнула, став демократической Турцией. А место великой и ужасной восточной страны, воплощения зла и угрозы всему человечеству заняла Советская Россия.


Со временем исчезла и та… но жалкие остатки ее былого величия все еще претендуют играть глупую роль Империи Зла. Тем временем мир стал другим, и в турецкой метаморфозе есть хороший урок и для нас.


Может и мы когда-нибудь поймем, что созидать, торговать и творить куда лучше, чем воевать и запугивать мир, и пустим в переплавку ракеты и танки…


И создадим что-то бесконечно малое и прекрасное.




ИСКУССТВО БЫТЬ СЛАДКИМ


Красота должна быть как персик… и даже ассоциироваться с халвой. Впрочем, у человека западных нравов от этой восточной слащавости сводит скулы и сжимаются кулаки… особенно когда он женщина.


Тем не менее, мир слишком велик, что бы быть приложением к холодной Европе, и не ренессансом одним жив… поэтому опыт искусства, не знавшего эры возрождения и не опирающегося на наш культурный код…


Этот опыт крайне важен. Бесконечно важен, если уж мы хотим понять суть искусства, и культуры вообще, и своей в частности. Европейский постмодерн отталкивается от индустриального мира и эры христианства…


Отталкивается и отрицает их, чтобы взмыть ввысь как ракета отбрасывает первые ступени, и те сгорают в плотных слоях атмосферы…


Восточному постмодерну нечего отбросить. Он сразу такой.




ТАЙНЫ ВОСТОКА


Картины Хасана Кале часто настолько малы, что можно назвать его турецким левшой… только вместо блохи он может подковать фисташку, расписать семя жасмина, или нарисовать Стамбул на срезе шоколадной плитки.


Впрочем, не брезгует он и разломленным французским багетом, или арбузной коркой, превращающейся под рукой мастера в целую картинную галерею… и хоть сюжеты и изображения его часто просты…


Но в их реалистичности и простоте есть настоящий восточный постмодерн. Возможен и другой путь, когда выходцы из стран востока пишут в западной манере, притворяясь европейцами… но это совсем другая песня.


Вместо холстов ренессанса у них за плечом тысячелетняя история каллиграфии, орнамента и восточного ковра. Это их классика, их ренессанс и их модерн.


Всматриваясь в них, мы лучше поймем себя…




И закончим рассказывать себе эти бредни об особой исторической судьбе, неизбежности противостоянии с западом и несовместимости культур. Уж если потомки янычар могут жить в мире с Европой…


Покорять сердца не танками и ракетами, но красотой картин…




Сможем ли мы понять это…








Картины, подробности и рассказ о художнике:

http://www.kulturologia.ru/blogs/200614/20707/



Рецензии