Про Демьянское, гроссбух и подводные дредноуты

Тринадцатого мая 1909 года в Демьянском селе ждали пароход из Тобольска. Такое событие, хоть и не было уже диковиной, но вызывало неизменную ажитацию. Пароход приблизился к берегу, задорно прогудел и пассажиры, принарядив свою наружность, ступили на твёрдую землю – кто ноги размять, а кто и молодой стерлядки прикупить.

Пароход с женским именем «Ангара» следовал с экспедицией братьев Григорьевых в Обдорск. В предприятии, находившемся под покровительством Императорской Академии Наук, принимали участие зоологи, ботаник, геолог и Секретарь Управления Триангуляции Западного Пространства.

В Демьянском к капитану подошёл полицейский стражник и сообщил, что несколькими днями ранее мимо села проследовал каюк с компанией из шести человек в серых куртках. Ночи об эту пору обыкновенно стоят тихие и звуки по воде летят далеко. Вот и расслышал кто-то из ссыльных немецкие слова: чертыхались непотребно и называли цифры.

О подозрительном этом происшествии решено было сообщить в губернский город, - мало ли. С тем и отчалили.

Через неделю у деревни Семейка, там, где Иртыш делает две большие петли, прибило к берегу тот самый каюк. В нём было всего два человека и оба мёртвые. Куда делись ещё четверо – доподлинно неизвестно: то ли сошли раньше, то ли утопли.

Тобольский исправник учинил дознание и выяснил пренеприятные вещи. Оказалось,  неизвестные немцы с поддельными российскими документами промеряли глубины на Иртыше. Результаты аккуратно записывались мелким круглым почерком в гроссбух. Кроме того, в сумках покойников найден был журнал экспедиции Бременского полярного общества в кожаном переплёте с рекламой «Санкт-Петербургской биржевой Козухина артели» на форзаце.

Исправник внимательно изучил гроссбух, попытался расклеить картонную его обложку, зачем-то переписал адрес биржевой артели (Гороховая ул., дом № 45, уг. Садовой), вздохнул и посмотрел в окно. После велел упаковать вещи покойников и отправить в столицу, в третье отделение Собственной Е.И.В. канцелярии – пусть разбираются.

Еремей Кориков, молодой репортёр губернских ведомостей, прослышав про такое диковинное происшествие, споро написал большую статью, дополнив её собственноручными рисунками. Неуёмная фантазия его живописала немецких шпионов, составляющих точную карту речных глубин для плавания кайзеровских подводных дредноутов и захвата Тобольска. Репортёр горячился, сыпал новомодными техническими терминами и утверждал, что грядущие войны породят чугунных монстров на море и на суше.

Мозглявый редактор внимательно прочитал статью, рассмотрел через увеличительное стекло тушевые рисунки аэропланов и броненосцев, взглянул поверх очков на автора и молвил неожиданно густым баритоном: не ко времени это, Еремей. Мало ли что может выйти из эдакой фантасмагории. А вдруг …


Рецензии