Одесские мосты

Градостроительная и архитектурная характеристика Одессы второй половины 19 века была бы неполной без упоминания замечательных одесских мостов, перекинутых над крутыми оврагами и балками. Они объединили близлежащие улицы в районы, создали удобства пешеходных и транспортных маршрутов. Мосты имеют художественную ценность не только как образец поистине творческого подхода к проблеме организации городской среды, но и самостоятельное значение как памятники архитектурного и инженерного искусства.
Первым осуществленным в натуре является Сабанеев мост. Построен под надзором архитектора Торичелли (инженер Казаринов) в 1814 году, назван в честь генерала Сабанеева В.Н., участника войны 1812 года, основного финансиста строительства. Сегодня этот виадук, утонувший в окружающей его застройке городского центра, пропускает через себя сотни машин и тысячи пешеходов.  Сооружение исполнено классической гармонии и представляет собой огромный трёхарочный пролет над глубоким оврагом, сооруженный из местного камня-ракушечника. В начале 20 века была попытка заменить массивные каменные парапеты ажурными литыми "по моде". К счастью этот "замысел" так и остался лишь на бумаге.
Каскад мостов украшал главную магистраль города, ведущую в порт. Среди них своим величием и монументальностью выделялся самый большой Строгановский мост, обрамленный великолепной чугунной решеткой в виде пикообразных копей. По мере удаления от портовой зоны, мосты уменьшались в размере, подчеркивая перспективу идущей вверх улицы, придавая неповторимую красоту всему району.

1988г.
Продолжение:


Рецензии