44. Двойники. Фантомы большой литературы
Клоны, дубли, двойники.
Они для нас сейчас реальнее, чем вполне невыдуманные личности, послужившие для них материалом.
Вечно обитающие в Трапеции:
- Анна и Алексей Александрович Каренины.
- Андрей и Лиза Болконские, и у них Пьер Безухов.
- Татьяна Андреевна Берс, она же Наташа Ростова.
- Настасья Филипповна.
- Господин Голядкин и его двойник-с.
- Антон Антонович Сеточкин, чиновник, к которому заходит в гости герой «Записок из подполья».
- «Царский писарь» Кузьма Ефимович (по Куприну).
- Штабс-капитан Рыбников.
- Адам Соколович с петлистыми ушами.
- Казимир Бодлевский («Петербургские трущобы»).
- Иконописец Никита Савостьянович Рачейсков («Запечатленный ангел»).
- Жокей скаковой лошади Изумруда (рассказ Куприна).
- Мамонт Дальский («Хождение по мукам»).
И прототипы:
- Лидия Авилова, она же Анна Луганович (Чехов «О любви»).
- Игнатий Потапенко, одна третья часть Тригорина.
- Лика Мизинова, половинка Нины Заречной.
- Ольга Палем, девять десятых героини В.Пикуля из романа «Ступай и не греши».
Это проза. А есть еще фантомы поэтические, трудноуловимые, не называемые впрямую, а то и несказанные, как у Блока.
Екатерина Бастидон, Пленира (Приди ко мне, Пленира, в блистании луны, в дыхании зефира, во мраке тишины!
Дарья Дьякова, Милена (Миленой половину займи души своей…)
Анна Керн (Я помню чудное мгновенье…)
Императрица Александра Федоровна, Лалла Рук (Подобна лилии крылатой… Звезда-харита меж харит…)
Барон Антон Антонович Дельвиг (Прими сей череп, Дельвиг, он принадлежит тебе по праву…)
Евгений Баратынский (О ты, который сочетал с глубоким чувством вкус столь верный…О, ты, который избежал сентиментальности манерной…)
Арина Родионовна (Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя…)
Ольга Пушкина, сестра (И прилечу расстригой в объятия твои…)
Некрасовские крестьяне у Парадного подъезда (И пошли они, солнцем палимые…)
Его же Безымянная проститутка, подружка автора (Гробик ребенку и ужин отцу…)
Желтобилетные «Незнакомки» с Невского, копирующие, стихотворение Блока (в меру собственных представлений о прекрасном).
Его же – Девушка, певшая в церковном хоре…(Так пел ее голос, летевший в купол, и солнца луч лежал на плече…)
Валентина Щеголева – Валентина, звезда, мечтанье (И, готовый на новые муки, вспоминаю те вьюги, снега, твои дикие слабые руки, бормотаний твоих жемчуга…)
Зинаида Гиппиус (Женщина, безумная гордячка… Зеленоглазая наяда…)
Владимир Гаршин (А тот, чью руку я держала, до самой ямы за мной пойдет…)
Анна Ахматова (Вполоборота, о, печаль, на равнодушных поглядела...)
Анна Энгельгардт (Прелестных прелестней, желанных желанней – она…)
Зинаида Райх (Вы помните, вы все, конечно, помните….)
Ольга Спесивцева (Дух, плачущий в своих границах…)
Парад привидений. Шествие персонажей. Более реальных для нас, чем большинство современников во плоти.
Какие все разные.
Может быть, все вместе, они составляют русское общество, русский мир.
Не без труда, но можно всех вышеперечисленных, представить собравшихся за одним столом, беседующих. О чем бы таком?
Ну, скажем, о стихах Пушкина или балете Петипа.
Может, затем и нужны стихи и романы.
Они (и может, только они) нас всех, таких разных, объединяют.
Чтобы не пала связь времен. Чтобы не потух огонь на алтаре. Чтобы Россия не раздробилась на 200 миллионов сюжетов, у каждого свой.
Свидетельство о публикации №214062000717