Амазонки миф или реальность

До  сегодняшнего дня историки и археологи все никак не могли прийти к единому мнению: действительно ли амазонки существовали реально? Но археологические раскопки, проведенные  в недавнее время, похоже, пошатнули устои даже самых скептически настроенных ученых.


Доктор исторических наук, профессор Валерий Иванович Гуляев рассказал нам о легендарных амазонках.


- Вот уже двадцать веков передается из поколение в поколение чудесная легенда об амазонках – прекрасных женщинах-воительницах, живших по весьма странным обычаям. До недавнего времени считалось, что это просто вымысел, миф, сказка. Но новые археологические открытия на территории России и Украины постепенно превращают эту древнюю сказку в быль.

 
Амазонками, предположительно были не все. Это социальная группа среднего и высшего уровня. Украинские и российские археологи на территории европейской Скифии нашли погребения женщин с оружием. Только на Украине их найдено свыше сотни. Поэтому сейчас ученые уже говорят не только о савроматских, но и о скифских амазонках.


70-80% женщин были молодые и не такие уж бедные – средние и более высокие социальные группы. Как правило, для обычных скифских женщин не насыпали специальных курганов, не было отдельной женской могилы. Они сопровождали умершего мужчину. (Надо отметить, что у скифов был погребальный обычай. Это относилось к высшим слоям общества. Умершего мужчину должны были сопровождать в потусторонний мир жена и рабы, чтобы и на том свете он чувствовал себя комфортно. Для этого, сопровождающих умершего, убивали на его могиле. От автора.)


А здесь женщины-воительницы лежат с оружием в специальном насыпном кургане со всем пышным заупокойным ритуалом. Эти женщины не были декоративными фигурами (как у татаро-монголов – сзади женщины на лошадях пыль поднимают – «нас миллионы – ребята сдавайтесь!»)  Погребенные женщины иногда имели на скелете рубленые и колотые раны. Дважды находили в коленных суставах согнутые бронзовые наконечники стрел (то есть, это тяжелая рана). Но с другой стороны, по украинским материалам не подтвердилось то, что говорит Геродот про савроматов: что воевали только девушки до замужества. Найдена молодая женщина до 30 лет с двумя детьми: младенец и подросток 7-10 лет ( вряд ли чужих детей положат). Она при полном вооружении и со следами ранений.
Если логически мыслить (от автора), то амазонка защищала от нападения врагов свой дом и детей. Битва, похоже, была неравной, поэтому она погибла в бою, не сумев защитить малолетних детей. Этот факт еще не доказывает, что сарматские женщины только до замужества были воительницами. Геродот писал, что до замужества сарматским женщинам необходимо было убить трех врагов. Если по каким-то причинам этого не происходило, то женщина оставалась незамужней. Если девочки-амазонки обучались с детства верховой езде, стрельбе из лука и всяким другим воинским премудростям, то вряд ли такое образование сразу же забудется после замужества. Особенно, если на твоем счету, как минимум три убитых врага.


По всей вероятности, как уже доказали археологические раскопки, амазонки занимали определенный статус в обществе того времени. Это были молодые женщины, достаточно зажиточные. Скорее всего, амазонки на всю жизнь оставались воительницами, а так как жизнь воина, который постоянно сражается, не была в те времена слишком долгой, то престарелых женщин-воительниц оставались единицы.



Хотя погребенные скифские женщины-воительницы были разного возраста. На Нижнем Дону, в устье , найдена амазонка лет 40 лет. Она была с мечом, копьями, стрелами и т. д. На Украине найдена амазонка лет 45-50. Это исключение. Как правило, основной возраст – 20-25 лет.


В 1995 году подтвердить, что погребение принадлежит амазонке, помогла антрополог, кандидат биологических наук Мария Всеволодовна Козловская. Погребена была девушка двадцати с небольшим лет (погребение дважды было ограблено в древности). У нее был полный набор вооружения: два дротика, колчан с двадцатью бронзовыми наконечниками стрел; золотые серьги греческого производства, золотые бусы, стеклянные бусы, в том числе с греческими изображениями и бронзовое зеркало.


Это погребение считалось парным. Наложница, рабыня или жена вместе с воином-мужчиной. Но Мария Всеволодовна опровергла это.

 
- Там не было двух погребений. Там была только одна женщина, причем, судя по зубам, костям – молодая 20-25 лет.


М.В.Козловская доказала, что это было женское погребение. Следующие раскопки подтвердили доказательства антрополога. Курган был гигантский – могила свыше 25 метров, с коридором, с каменным алтарем. Захоронение было сильно ограблено, но там сохранился череп. И в этот раз это была опять молодая женщина 25 лет

 
Антропология достигла в наше время высоких результатов. Если раньше нужен был целый скелет и череп, то сейчас только несколько костей дадут результаты. Множество тонких анализов дает возможности определить очень многие вещи. Какие были нервные стрессы у человека, какой пищевой рацион, какие нагрузки на отдельные мышцы и, конечно, пол и возраст.
Из этого напрашивается вывод, что захоронения амазонок находили и раньше, но лишь недавно стали понимать, что это амазонки. Раньше, когда находили оружие и женские вещи, то считали, что захоронены мужчина и женщина.


Для амазонок, также как и для мужчин-воинов насыпали отдельный курган со всем ритуалом, совершали тризну. Из произведений искусства там находили костяной гребень с изображением гепарда, с дырочкой для подвешивания (то есть, амазонки были не только воительницами, они были, прежде всего, женщинами: следили за собой и ухаживали за своими роскошными волосами). В захоронении обязательно находили оружие, даже после ограбления встречается несколько наконечников стрел, копья, дротики. По этим останкам вещей, ясно, что это были довольно богатые люди.


В России скифские древности теперь остались только на Дону. В устье Дона в 60-х годах находили погребения, так называемых амазонок. Это особенно ценно, потому что все античные авторы, начиная с Геродота, помещают родину амазонок только на Дону и северном берегу Азовского моря и называют Дон Танаисом, «амазонской рекой».

 
   «А женщины у скифов, - пишет Диодор Сицилийский, подобно мужчинам, приучаются к войне и нисколько не уступают им в храбрости…»


Интересно то, что антропологи, изучающие останки погребенных в курганах женщин-воительниц, отмечают их изменения на гормональном уровне. Не редко, что это женщины преклонного возраста 50-55 лет, имеющие всевозможные прижизненные ранения, искривление позвоночника и изменение черепа в пользу мужских гормонов.


Геродот писал, что женщины, чтобы быть искусными воинами прижигают правую грудь в детском возрасте, для лучшей стрельбы из лука. А мальчиков специально калечат, чтобы исключить возможность быть полноценным воином. Конечно, все эти утверждения не имеют подтверждений. На античных вазах и барельефах амазонок всегда изображали с двумя грудями. А современные спортсменки по стрельбе из лука утверждают, что грудь в процессе стрельбы никак не влияет на результаты.


Поздний автор античного времени Страбон, говорит об амазонках, как о реальных представительницах сарматских племен. Он утверждает, что женщины сармат намного крупнее и сильнее, чем мужчины. Страбон рассказывает о царицах и их военных походах.


Рецензии