Что дорого нам в творчестве И. А. Бунина

И.А.Бунин, определяя цели творчества, говорил, что настоящий художник направляет свои усилия на «углублённое и сущностное отражение жизни». Значит, суть творческого процесса заключается в познании законов развития общества и тех общечеловеческих ценностей, которые вырабатывались веками, возникали и укреплялись в сознании людей. Лучшие представители творческой интеллигенции, в том числе И.А.Бунин, в своих произведениях отражали гуманистические идеалы добра и справедливости, красоты и правды, благородства и милосердия. Истинным ценностям противопоставляются мнимые: стремление к власти и превосходству над другими людьми, достижение больших материальных благ, богатство и удовлетворение таких потребностей, как плотские удовольствия, праздность, пиршества и тому подобное. Духовные запросы общества и материальные потребности человека иногда могут вступать в противоречия, хотя люди должны бы научиться различать, что важнее и как разумно сочетать то и другое.
Где же мера, как увидеть грань между разумными и губительными жизненными целями? Эту подсказку настоящие мастера художественного творчества никогда не навязывают в виде поучений, но ответ часто очевиден, если человек обращается к лучшим произведениям классической литературы.

И.А.Бунин своим творчеством подтвердил, что является продолжателем традиций своих великих предшественников: Достоевского и Тургенева, Толстого и Чехова. Одной из дорогих его сердцу тем стала тема Родины, дворянской России, уходящего прошлого. Бунин хотел бы задержать, сохранить лучшие традиции, достижения общества, поэтому с большой силой чувства написаны им такие произведения, как «Деревня», «Суходол», «Антоновские яблоки».
 
Рассказ «Антоновские яблоки» – это не только грусть по прошлому, это поэтическое воспроизведение быта и жизни деревни, крестьянского труда и национальных традиций, воспевание русской природы: «Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести».
Лирический герой рассказа не является посторонним наблюдателем, который только праздно наслаждается чистым воздухом, дышит ароматами мёда и яблок. Он с удовлетворением отмечает, что в садах кипит работа, люди собирают богатый урожай яблок, и в осенние дни целая ярмарка образуется в окрестностях, где бойко идёт торговля. Всё живо, интересно, всё радует глаз и душу: «В темноте, в глубине сада – сказочная картина...».
Автор очень внимателен к деталям в изображении быта: он отмечает и то, как обустроены шалаши мужиков, нанятых для сбора яблок, и как выложена земляная печка, где «варится великолепный кулеш с салом». Он детально обрисовывает одежду женщин на ярмарке: безрукавка плисовая, а понева – чёрно-лиловая с полосами кирпичного цвета.

Рассказчик как будто «хвалится» жизнью богатой деревни Выселки, родового имения его предков. Здесь и крестьяне живут в достатке, доживают до восьмидесяти годов. Действительно, можно гордиться людьми, разумно обустроившими свой быт, трудолюбивыми работниками, умеющими «наживать добро». В изображении сельской жизни отмечаем не только элегические описания, внимание к деталям, но и тонкий психологизм. Так, напоминая о крепостном праве, которого сам не знал, но «чувствовал» в имении тётки Анны Герасимовны, рассказчик сообщает, что «седой кучер... ещё у сарая снимает шапку и по всему двору идёт с обнажённой головой». Значит, строгое, беспрекословное подчинение хозяевам, их почитание ещё сохранилось в помещичьих усадьбах.
 
Однако со временем многое приходит в упадок: вымирают дворянские порядки, традиции, угасает радость, кипучесть трудовой жизни имения, угасает «дух помещиков». И даже «запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб». Хотя и «нищенская мелкопоместная жизнь» всё-таки тоже хороша, по мнению автора. И эта мысль подтверждает, как страстно любил свою родину Бунин, как дорога ему деревенская Россия. Поэтому хороша для него и мелкопоместная жизнь с её заботами, праздниками, славными днями для охоты и зазимками – первым снегом.

В рассказе «Антоновские яблоки» есть воспоминания лирического героя о днях, проведённых в родовом имении, когда можно было усесться в библиотеке и заняться любимым делом, чтением: «Потом примешься за книги, – дедовские книги в толстых кожаных переплётах...». Герой вспоминает, какое значение имело общение с книгой, позволявшее насладиться путешествием в мир чего-то нового и увлекательного, а также увидеть на полях книг пометки по разным вопросам. Это были записи, сделанные кем-то из членов семьи. И чтение вызывало не только заинтересованность, но и своеобразный контакт поколений, связь времён. В такие минуты включался в работу не только мозг, но и сердце, ощущавшее «сладкую и странную тоску...».

Другую Россию показал Бунин в повести «Суходол», где вырождение дворянства отражено в картинах разорения, духовной деградации помещиков. Измельчал некогда знатный род дворян Хрущёвых, последние представители которого враждуют между собой, сосуществуя «как пауки в банке», и готовы решать спорные вопросы с помощью ножей или ружья. Гибнут безвременно и нелепо люди по трагической случайности, и в жизнь дворян вместо высоких помыслов и идеалов приходят ложные ценности, так как мелкие личные интересы довлеют, преобладают над разумом. Барин Пётр Кириллыч, доживавший свой век в тихом помешательстве, прятал деньги про запас, толкая «в трещины дубовых брёвен золотые». А сын его, Пётр Петрович, как-то незаметно для всех присвоил себе собственность других родственников и стал править имением единовластно. В борьбе за наследство побеждают алчность и жадность, оттесняя честность и добропорядочность. Вперёд вырываются как отдельные отпрыски из дворянского сословия, так и дельцы нового типа из разночинцев, ремесленников, купцов и даже из крестьян.

Проблемы нового времени, когда на первое место выходят заботы о приобретении и наращивании капитала,  И.А.Бунин отобразил в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Писатель жёсткими штрихами передаёт изменения в реальной действительности, увиденные им. Зарубежный буржуазный мир изображается без радужных красок и сентиментальности. Однако Бунин даёт читателям возможность посмотреть, подумать и сравнить, сделать вывод, где фальшь, а где – правда.
 
Главной темой в творчестве И.А.Бунина стала любовь, и о настоящей любви он скажет достойные слова. Эта тема отражена во многих произведениях. Например, «Солнечный удар», «Чистый понедельник», «Митина любовь», цикл рассказов «Тёмные аллеи» и другие. В повести «Митина любовь», автор показал, как чувства могут опошляться людьми и как неспособность на истинную любовь одного из влюблённых может разрушить понимание главных ценностей и даже лишить человека желания жить. Юный влюблённый страдает от ревности и осознаёт, что иногда ненавидит любимую, так как не уверен в честных отношениях между ними, предполагает предательство. В Кате его возмущала «смесь ангельской чистоты и порочности».

Говорят, что любовь проверяется разлукой, что настоящую любовь разлука делает ещё более сильной. Катя и Митя не выдержали этого испытания. И если Митя страдал вдали от любимой, писал ежедневно письма, то Катя, написав одно письмо со словами «мой любимый, мой единственный», очень быстро нашла Мите замену. Писем больше не было, Митя мучился, однажды даже он совершает такой поступок, которого потом стыдится. По совету деревенского старосты, он покупает «любовь» девки Алёнки, не осознавая, какую разрушительную силу вносит в его душу этот поступок.

Митя многое передумал, он мечтал, чтобы они вместе с Катей «могли спастись, – спасти свою прекрасную любовь в прекраснейшем весеннем мире», то есть в самом расцвете, в самом начале помогли бы чувству не разрушиться. Любовь, как и жизнь, очень хрупка в юности, её нужно беречь и сохранять, чего не захотела делать Катя.
Получив от любимой известие о том, что у неё есть другой, и просьбу оставить её в покое, не писать больше писем, Митя решает застрелиться. Ему не хватило сил перетерпеть, перебороть страдания и боль, он нашёл самый жестокий, безумный, неправильный выход, чтобы избавиться от мук. Юноша оказался совершенно не подготовленным к жизни, к её нелёгким испытаниям. Митя встретился один на один с бедой, не было рядом друга, даже с матерью он не решился поговорить о главном. И совершил непоправимую ошибку, лишив себя жизни.

И.А.Бунин показывает любовь как трагедию, в его произведениях нет повествований о счастливой и взаимной любви до старости. Например, в рассказе «Тёмные аллеи» большое, настоящее чувство простой женщины Надежды противопоставлено мелкому, пошлому пониманию любви барином Николаем Алексеевичем. Она сумела пронести свою любовь через всю жизнь, а барин очень быстро забыл о Наденьке. При встрече с ней через много лет он удивлён, что она не замужем: «Ведь не могла же ты любить меня весь век!» «Значит, могла, – говорит Надежда. – Молодость проходит у всякого, а любовь – другое дело». Она не смогла больше никого полюбить и не захотела выходить замуж без любви. В этом Надежда, наверное, права: настоящая любовь хрупкой не должна быть, и настоящий человек способен оставаться сильным в любых испытаниях.

Гуманистическая направленность произведений И.А.Бунина заключается не только в философских раздумьях писателя о нравственных идеалах, о любви, жизни и смерти, но и в особенностях передачи автором его наблюдений. Это и прекрасный язык литературных шедевров с многообразием художественных средств выразительности речи, это склонность к детализированным описаниям, живописные портреты, пейзажные зарисовки, психологизм. Но главным в творчестве И.А.Бунина, видимо, следует считать его стремление сказать людям о своём понимании, какие ценности для человека считает он наиболее важными. Высокое мастерство писателя заключается также в том, что он вовлекает и читателей в процесс сопоставления жизненных идеалов, в размышления по данной проблеме.


Рецензии
Зоя,мне кажется, Вы очень точно охарактеризовали особенности прозы И.А.Бу-
нина в заключительной части статьи. Можно ещё добавить, что писатель обла-
дал даром сочувствия своим героям и одинаково глубоко изучил психологию и
быт разных социальных групп. Его творчество очень человечно. Он не идеали-
зирует своих героев, но со всеми своими недостатками они становятся нам понятней и ближе. Моё любимое произведение Ивана Бунина - "Весёлый двор".
С уважением. Елена.

Елена Петровна Мартьянова   24.02.2019 22:29     Заявить о нарушении
Вы правы, Лена, и очень хотелось бы передать нашу любовь к классике русской
молодому поколению. Спасибо Вам.
С теплом и уважением

Зоя Орлова   25.02.2019 16:45   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.