В продолжение сорока дней

                В продолжение сорока дней
 
     " Ясное понятие об этом быте, противоположности его с бытом исторических народов может дать нам предание о походе персидского царя Дария Гистаспа в Скифию. Скифы* не встретили полчищ персидских; но стали удаляться в глубь страны, засыпая по пути колодцы, источники, истребляя всякое произрастание; персы начали кружить за ними. Утомленный бесплодной погонею,  Дарий наконец послал сказать скифскому царю: "Странный человек!  Зачем ты бежишь все дальше и дальше? Если чувствуешь себя в силах сопротивляться мне, то стой и бейся; если же нет, то остановись, поднеси своему повелителю в дар землю и воду и вступи с ним в разговор". Скиф отвечал: "Никогда еще ни перед одним человеком не бегал я из страха; не побегу и перед тобою: что делаю я теперь, то привык делать и во время мира; а почему не бьюсь с тобою, тому вот причины: у нас нет ни городов, ни хлебных полей, и потому нам нечего  биться с вами из страха, что вы их завоюете или истребите. Но у нас есть отцовские могилы; попробуйте их разорить, так узнаете, будем ли мы с вами биться или нет". Одни кости мертвецов привязывали скифа к стране, и ничего, кроме могил, не оставил он в историческое наследие племенам грядущим".

     * скифы - "Как на ясной памяти истории в нынешней  Южной России господство одного кочевого народа сменялось господством другого, жившего далее на восток, так и в древние времена господство скифов сменилось господством сарматов; но от этой перемены история столь же мало выиграла, как от смены печенегов половцами; переменились имена, отношения остались прежними, потому что быт народов, сменявших друг друга, был одинакий".


                С.М.Соловьев. Чтения и рассказы по истории
                России. М. Из-во "Правда", 1989


Рецензии