Звезды над урманом часть 72

Предыдущая страница: http://www.proza.ru/2014/06/19/434

Весна выдалась ранняя. Вода в Оби от начинающегося весеннего паводка поднялась, оторвала от берега вспучившийся лед, который вскоре превратился в отдельные льдины и двинулся к водам Карского моря.
Рамиля с Ксенией пекли лепехи в дорогу, подшивали и латали одежду. Кузнец с вогулом конопатили и смолили лодку. Путь предстоял неблизкий.
И пока большая вода прибывала, необходимо было обернуться туда и обратно, иначе пришлось бы путникам волоком тащить лодку по мелям.
– День вороны давно прошел, намедни выходить нужно, позже никак нельзя. Остяки сказывали, что в Нарыкар Ваш стрельцов видели. Шастают по стойбищам. Только лед пройдет, и сюды заявятся, а мы с тобой бочонки атаманов еще не припрятали, – глядя на распускающиеся листочки березы, заявил Архип.
– Вода в Атлымке долго большая будет, пока на Оби не начнет падать. А назад вниз по течению быстро скатимся, – заверил Угор.
– Ванюшку возьмем с собой. Все мы под единым Богом ходим, и всякое случиться может с нами. Так хоть он место запомнит.
 – Не боишься, Архип? А вдруг пытать начнут мальца, так и выдаст.
– Этот не выдаст, – покачав головой, заверил кузнец, – его на куски режь, не выдаст место. Да и кто подумает, что мальчонке такую тайну доверили.
Вогул выпустил через нос дым и, помолчав, проговорил:
– Путь долгий. Пять ден токмо по руслу пробираться, а там ручьями урманом еще две луны. Выйдем к озеру, где Сорт Лунг живет.
– Это еще кто? – насторожился кузнец.
– Сорт Лунг – злой дух, который в щуку переселился. На это озеро ни птица не садится, ни зверь воду из него не пьет. Сказывали, что нашелся смелый юноша, отправился на челноке по озеру проплыть. Так тут же огромная щука появилась и напала на челнок. Звал юноша на помощь народ, но никто к воде не подошел, так как Сорт Лунга все боялись.
– Скажешь тож, щука человека проглотила! – не поверил Архип. – Байки это всё.
Вогул расстегнул рубаху и показал огромный зуб, висевший на шнурке рядом с нательным крестиком:
– Смотри, коли не веришь.
– Так то ж медвежий клык! – расхохотался его товарищ.
– Знамо, что медвежий. Его Сорт Лунг на берег выплюнул, когда медведя, пришедшего на водопой, проглотил, – обиделся Угорка на кузнеца, который не хотел ему верить.
– Так и нами не побрезгует твоя щука?
– Я заговор знаю от глаза оборотня. Мы проплывем на остров и обратно. Плот срубим и под ветер проплывем. Сорт Лунг плот не тронет, плот большой и не похож на рыбу.
Уже практически установился приполярный день. Солнце заходило только на час-полтора. Комары и мошки еще не появились. Пришла пора отправляться в путь.
Рано утром Архип, проверив припасы и снаряжение, оттолкнул веслом лодку от берега. Обогнув берег Оби, путники вошли в реку Атлым. Встречное течение сдерживало ход, но Архип будто и не чувствовал его, уверенно гребя супротив пучины.
– Лодка мой, весла мой, я гребу к себе домой… – запел песню Угорка, а в такт ему ладошкой по борту принялся постукивать Ванюшка.
– Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела, – буркнул себе под нос Архип.
На отдых становились, прибившись к берегу. Развели костер.
На вторые сутки заметили идущую по берегу медведицу с двумя шкодными медвежатами, которые, играючи, периодически завязывали потасовки между собой. Мамаша же ждала, когда кто-нибудь из трех путников отобьется от компании.
Ванюшке было немного страшновато такое соседство, но он не подавал виду, стараясь всем видом показать, что он тоже уже взрослый. Архип держал наготове заряженную пищаль, но стрелять в мамку не решался, наверное, боялся оставить сиротами медвежат.
– Она не подойдет. Мы шибко дымом пахнем. Но это ее угодья, и она не отстанет, пока мы их не пройдем, – вглядываясь в береговые кусты, пояснил вогул.
Русло реки то сходилась берегами, то, наоборот, расширялось. Иногда в нее впадали малые речки.
 – Торнынг соим, – показывая пальцем на очередную речку, объяснял вогул.
– Откуда ты, дядька Угор, все знаешь? – удивлялся Ванюшка
– Я шаман, я все знаю, – гордо отвечал вогул.
– Садись на весла, плут. Уж, почитай, лишний час гребу за тебя, зубы нам тут заговариваешь, – проворчал Архип, переходя на корму.
Угорка послушно пересел за греби, и вновь по руслу реки зазвучала песня:
– Лодка мой, весла мой, я гребу себе домой…
На пятый день вечером пристали к низкому болотистому берегу, где небольшой ручеек впадал в речку. Угор, разведя ветки тальника, ловко завел лодку в маленькое русло. Грести тут было невозможно, поэтому Архип встал на ноги и, отталкиваясь черенком весла от берега, повел лодку дальше.
– Лыгопхоть-ёган, однако, – объявил вогул.
– Баба-Яга, костяная нога, – пошутил мальчик, – у вас все речки Ёган да Ёга.
– Ёшь вашу Матрену! Я, кажись, осиное гнездо головой сбил! – вдруг закричал Архип, шаря руками по дну лодки.
Схватив гнездо руками, кузнец отшвырнул его по течению вниз. Но несколько десятков рассерженных насекомых уже ринулись в атаку на людей. Минут через десять осы отстали, а Архип с Угором, разглядывая свои покусанные лица, расхохотались.
– Ну что, вылезать мне из-под малицы? – спросил Ванюшка, опасаясь осиного роя. Ему повезло больше всех. Он первым упал на дно лодки и уберегся от укусов.
Угорка достал кусок старой рыболовной сети, обильно смоченной дегтем, и надел ее себе на голову, закрыв лицо от укусов мошкары, которая уже вилась черным роем над путниками.
– Скоро озеро, где живет Сорт Лунг. Это его угодья, – шепотом объявил вогул, показав на ствол дерева, на котором висели разноцветные тряпицы, а на сучке был кем-то установлен щучий череп с огромной пастью.
– Ты пошто на шепот перешел? – так же тихо спросил Архип, пододвигая ближе к себе пищаль и трижды перекрестившись.
– Ты, Архип, в воду не гляди, а то дух блеск глаз увидит и проглотит тебя, – не отвечая на вопрос, предупредил Угор.
Ванюшка от страха боялся высунуть нос из малицы.
Ручей стал совершенно узким. Пришлось оставить лодку, переложить поклажу на небольшие нарты, взятые с собой, и тянуть их по болоту. Полозья, словно по снегу, скользили по мху. Зато ноги путников проваливались в болотную жижу чуть не по колено.
К утру, добравшись до берега озера, все трое без сил повалились на землю.
Два дня понадобилось им, чтоб нарубить деревья и собрать плот. Закатив на него бочонки и припасы, друзья оттолкнулись от берега. Ветер был попутный, и их сносило к небольшому острову, который находился посередине Чудо-Озера.
Архип, любуясь величием природы, совершенно забыл наказ Угора не смотреть в воду. Прозрачная вода позволяла разглядеть на дне каждый камешек и каждое бревно. Кузнец увидел даже блеск каких-то двух предметов на одном из бревен. Не осознавая, что делает, он, опустившись на колени, не отрываясь, вглядывался вглубь. Предметы приближались.
 – Так это же глаза! – очнулся Архип, отстраняясь от края плота.
В этот же момент огромная пасть вынырнула из воды, но, промахнувшись, ушла под воду без добычи.
– Не смотри на воду! Это Сорт Лунг! – испуганно крикнул вогул, отбегая на середину плота.
Огромная столетняя щука, сделав несколько кругов вокруг плота, бесшумно ушла в пучину.
Ванюшку трясло от страха, он безвольно повис на руках своего отчима, которого также била нервная дрожь.
– Впереди лабзы, мы их обойдем по чистой воде.
– Плавни, что ли? – уточнил кузнец, разглядывая заросшую травой площадь озера.
– Ага, лабзы. По ним ходить можно, но коли провалишься, то пиши пропало.
Плот прибился к острову. Угор спрыгнув на берег, подтянул его и привязал за кривую березку, торчащую из-под валуна.




продолжение: http://www.proza.ru/2014/07/07/348


Рецензии
Милая животинка, только рыбами воняет, пдл!

Людмила Лункина   25.06.2014 10:39     Заявить о нарушении
Если лимончик добавить, то сойдет за третий сорт. С улыбкой я.

Олег Борисенко   26.06.2014 09:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.