Штрихи к портрету. Николай Лесков

Писатель Николай Лесков – странник с новым Богом в душе.

Лесков – религиозный начётчик в литературе.

Художник-реалист Лесков - «списывает с натуры», а как верующий - «даёт работу совести».

Проза Лескова несёт отрицательный заряд, когда разоблачает уродства русской жизни. Это своего рода литературный нигилизм.

В Лескове сосуществуют правдивый реалист и чудесный сказочник.

Лесков описывает благонравную провинциальную Русь и удаль русского человека. В его безудержных героях есть нечто общее с неукротимым жизнелюбом старовером протопопом Аввакумом.

Читая повести Лескова, наслаждаешься их сказочным реализмом, излучающим светоносную идеальность – ту самую, которая озаряет лицо юного Алёши Карамазова, одного из героев последнего романа Достоевского.

Несомненно, Лесков идеализирует главных героев повестей, как это делают Достоевский и Толстой.
 
По совершенству литературного языка Лесков вполне сопоставим с Флобером и Мопассаном!

Образы повестей и романов Лескова оригинальны тем, что сочетают в себе черты как романтических, так и реалистических героев русской литературы. Они взяты из жизни и одновременно духовно приподняты над ней, правдоподобны и условны. Близко к Лескову стоит композитор Антоний Аренский с его замечательной музыкой, которую следует называть не иначе, как романтическим реализмом.

Простонародный язык Лескова на редкость многогранен: поэтичен, цветист, сказочен, лучезарен. Его проза – это точь-в-точь русская по духу музыка Василия Калинникова.

Николаю Лескову не чужд народный юмор. Редко кто из русских писателей умеет рассмешить до коликов в животе. Невольно возникает сравнение его комических героев с потешным дедом Щукарём из «Поднятой целины» Шолохова.


Рецензии