Часть 8. дети выросли. докторская диссертация. пои

В 1964г Инна –старшая девочка –окончила училище дошкольного воспитания и устроилась на работу в детский садик. Она сдавала экзамены в институт им. Герцена, на дошкольное отделение, но не прошла по конкурсу. Летом она уезжала с детским садиком на дачу.
В 1966-ом Юра и Ира окончили десятилетку. Я нашла им репетиторов. Они подготовились к поступлению в институт. Юра подал документы во 2й Медицинский, на санитарно-гигиенический факультет; Ира- в Политехнический, на металлургический факультет (по стопам папы). Они успешно сдали экзамены и прошли по конкурсу. (ю.с.- конкурс в тот год был двойной, т.к. до того какое-то время была 11-летка, а в 1966г снова начали учиться 10 лет. Так что было сразу два выпуска школьников: тех, что проучились 11 лет, и тех, что проучились 10 лет).
Итак, в 1966-ом Ира и Юра- студенты, Инна работает в детском саду воспитателем, Алла- школьница.
Мой муж, Лёва Глускин, обожал застолье….Отмечали все дни рождения, все праздники, частые встречи с его сотрудниками у нас дома. Лёва любил выпить. На этих праздниках Юра приобщался к вину… Ребята взрослели. К ним приходили друзья и подруги. Отдыхать дома после дежурств стало, как правило, невозможно. Инна настаивала, чтобы Юра уехал жить к бабушке. Мама жила одна в двухкомнатной квартире, в Кировском районе. Ей было 67 лет. Она очень любила Юру и хотела, чтобы Юра жил у неё. Условия там были лучше. Девочки же не проявляли к нему большой привязанности. Кроме того, Юра был уже взрослым студентом. Я к маме ездила часто. В 1966году Юра переехал к бабушке.
1967 год- очень много работала в больнице и над докторской диссертацией. Пришлось съездить в Москву, в медицинскую библиотеку. Закончила литературный обзор. Работала над обобщением экспериментальной, биохимической части работы….(Дома тоже приходилось много работать).Девочки не помогали в домашних делах. Они тоже были заняты. Инна работала, Ира училась в институте. Инна свою небольшую зарплату в семью не отдавала. Алла училась плохо, ленилась, была дерзка, раздражительна, упряма. Для генеральных уборок 2 раза в год я приглашала работницу из артели. Заставить девочек заниматься домашним хозяйством я не могла, т.к. их отец нге поддерживал меня в этом. Я же не хотела вступать с ними в конфликт, памятуя об их наследственности. Я стала сдавать от перегрузок, переутомления, нерегулярного питания: энтероколит, холецистит, пневмония. Неоднократно попадала в больницу. Понятно, что я стала иногда срываться дома, не чувствуя поддержки и помощи ни со стороны девочек, ни мужа.
Ира, после 1-го курса института поехала работать летом со студенческим отрядом на стройку. Заработала хорошую сумму, приоделась. На 2-ом курсе у неё появился парень, студент института холодильной промышленности, старше её на 7лет. Жил он со своей тётей. Мама его жила в Горьковской области.
Инна познакомилась с матросом, проходившем службу в Ленинграде(ю.с.-то был учебный отряд подводников). Сам он из Москвы. Так у нас в доме появились частые гости- Володя Береговой и Толя Грабовский.
В 1968г работа над докторской диссертацией была закончена. Были напечатаны статьи в журналах по теме диссертации. Главный врач больницы оформила мне через горздравотдел шестимесячный отпуск для оформления диссертации (ещё в 1967г). Начала оформлять автореферат.
В мае 1965года проходил 28й съезд хирургов в Москве. От горздрава Ленинграда, по ходатайстве главного врача больницы К.А. Шеломенцевой, я была делегирована на съезд хирургов. На съезде я выступала в прениях. Была в Большом Театре на «Щелкунчике». После съезда был банкет. Дни работы съезда совпали с днём моего рождения (44года!). В гостинице жила вместе с Верой Хрусталёвой- хирургом больницы в Колпино. Мы учились вместе в Первом Медицинском, в одной группе.
Дома больше всего проблем было с Аллой. Она формировалась в девушку и была невростенична….
1969 год был насыщен важными событиями в нашей семье. Я подала диссертацию к защите. Был разослан автореферат. Лёва работал над своей докторской диссертацией.
7 Января 1969года была свадьба Инны. Она вышла замуж за Анатолия Грабовского. Свадьбу справляли у нас дома. Из Москвы приехали родители Толи. Были наши друзья и всё семейство. Толя после демобилизации уехал в Москву, а Инна ещё год жила с нами.
19Марта 1969 года вышла замуж Ира за Володю Берегового. Свадьба была в ресторане «Выборгский», недалеко от нашего дома. Приехали родственники Володи из Москвы, мама из Горьковской области. Были все родственники Лёвы, друзья. Вскоре после свадьбы Ира с Володей поселились у его тёти. Там дом шёл на снос и им дали отдельную комнату…. Дети выросли. С нами пока жила Инна и Алла.
В Мае месяце 1969 я защитила докторскую диссертацию. Защита проходила в Ленинградском Институте Усовершенствования врачей, в большой аудитории.
Тема диссертации: «Некоторые клинико-лабораторные тесты в неотложной диагностике острого панкреатита». Научные консультанты: профессор Гомзяков Г.А., член-корреспондент АН СССР профессор Уголев А.М.
О том, как проходила защита- позже. Вернусь назад. Осенью 1968г главный врач нашей больницы, К.А. Шеломенцева защитила кандидатскую диссертацию. По поводу её защиты был устроен банкет в административном здании больницы. Было много врачей больницы и сотрудников кафедры организации здравоохранения.
Во время банкета профессор Гомзяков произнёс тост, выпил рюмку…и упал замертво. Реанимация ничего не могла сделать. Банкет расстроился…. Заведовать кафедрой стала Т.В.Шаак.
Консультант моей докторской диссертации внезапно умер незадолго до моей защиты! Его заменила Т.В. Шаак для выступления в день защиты….. О защите,- дне и месте-было опубликовано в газете «Вечерний Ленинград». Присутствующих было много. Аудитория была заполнена на три четверти. Были сотрудники лаборатории пищеварения Академии Наук от А.М.Уголева. Открыл заседание заместитель директора ГИДУВа по научной части. Учёный секретарь зачитал мою биографию. Затем я сделала доклад по диссертации. Вместо умершего профессора Гомзякова выступила профессор Шаак Т.В. Затем выступили официальные оппоненты- проф.Е.В. Смирнов, проф. И.Д.Житнюк, проф. В.Н. Туголуков. Были зачитаны отзывы различных московских и ленинградских институтов. Волнение моё прошло. Я свободно отвечала на вопросы аудитории.
Был объявлен перерыв, во время которого проходило тайное голосование. Все члены Учёного Совета проголосовали за то, что я достойна звания доктора медицинских наук, а диссертация соответствует требованиям, предъявляемым к докторским диссертациям. Здесь же, в аудитории, меня поздравляли сотрудники, мои родные, члены Учёного Совета.
После защиты, в ресторане «Север» был банкет. Я чувствовала какое-то опустошение.
В июле- августе у нас с Лёвой был очередной отпуск. Мы купили путёвку и поехали на теплоходе по Волге, от Ярославля до Астрахани. Путешествие было познавательным. Мы отдохнули. Когда мы вернулись домой, Инна сообщила мне, что звонил профессор Напалков из 2-го Мединститута и просил позвонить ему. В хирургическом отделении я оказалась «белой вороной». Доктор наук работает простым ординатором…. На кафедре- профессором- Шаак; доцентом она взяла к себе Иванову Р.М. В ГИДУВе не котировались еврейские фамилии на руководящих должностях. (Да где угодно «не котировались»- такая система была-ю.с.).
Куда бы я не обращалась, всё было безуспешно. Там, где меня хотели взять (например, в Институт Скорой Помощи)-там были свои разборки, борьба за место. Мне предложил место на кафедре хирургии Военно- Морской (Медицинской?) Академии мой оппонент – Евгений Васильевич Смирнов. У них на кафедре шла тематика по болезням поджелудочной железы. Все сотрудники кафедры были за то, чтобы я пришла к ним работать. Профессор Смирнов Е.В., парторг и профорг кафедры написали ходатайство, я заполнила анкету и подала требуемые документы. Мне сказали прийти через неделю. Мурыжили меня целый месяц и отказали.
Профессор Туголуков, тоже оппонент на защите, заведовал лабораторией пищеварения в Институте (Акушерства и Гинекологии) им. Отта.  Директор института написал ходатайство в Академию Наук о предоставлении для меня ставки в лаборатории Туголукова. Я поехала в Москву. В Министерстве здравоохранения работала моя приятельница. Я проконсультировалась с ней о положении дел с получением ставок. Она связала меня с завхозом профессора Петровского (ю.с.-был тогда министр здравоохранения СССР). Тот дал мне понять (разговор был телефонный), что нужно 5000р! У меня таких денег не было!   С ходатайством и другими документами я пошла в Академию Медицинских Наук без каких-либо связей. Меня поразила тишина и пустота этого учреждения. Я прошла в кабинет, где за столом сидел тучный человек лет 60-ти (Я была подавлена и чувствовала себя не в своей тарелке. Как будто я пришла за милостыней). Он прочитал ходатайство о предоставлении ставки старшего научного сотрудника в институте им. Отта и вызвал начальника финансового отдела. Тот взял мои документы, сказал, что посмотрит, что можно сделать. Мне предложили зайти на следующий день. Я поняла, что надо 5000р… Тем не менее, не имея этих денег, я зашла повторно, и мне, конечно, было отказано, «т.к. нет финансовых возможностей».
Я была аполитична. Будучи еврейкой, я была советской гражданкой и всегда считала СССР своей родиной, которая мне поможет и меня защитит. (А это к чему?!-ю.с.).
Я продолжала хлопотать в поисках работы


Рецензии