Борджиа. часть1 глава2

НАЧАЛО


В несчастьях скрыты возможности
Пословица




Досье

Папа Римский Александр VI, в миру Родриго Борджиа. Родился 1 января 1431 года, в Хативе, королевство Арагон. Умер 18 августа 1503 года, в Риме. Александр VI был вторым папой Римским из испанского рода Борджиа (12 августа 1492 – 18 августа 1503).  За годы своего господства в Ватикане, Александр VI значительно расширил пределы Папской области, по сути, сделав ее крупнейшим государством в Италии. Его одиннадцатилетняя гегемония в Ватикане сопровождалась скандалами, которые уронили авторитет папства и приблизили начало Реформации. Путь восхождения Родриго Борджиа к власти шокировал многих его современников. Когда Папа Римский Иннокентий VIII лежал на смертном одре, вице-канцлер Римской церкви Родриго Борджиа прокладывал себе путь к престолу, не считаясь с трудностями и затратами. Это была одиозная личность. Он нажил себе множество врагов. У него было немало любовниц и, будучи кардиналом, в своем дворце он сожительствовал с самыми прелестными женщинами Рима. Он имел и многочисленное внебрачное потомство, которое открыто признал. Александр VI был ярким представителем одного из самых жестоких и развратных европейских семейств XV века.


***

Мы не умели прощаться,
Жили, словно во сне.
Но очарованно-яркий сон
Растаял, как снег в руке.
Все прожито. Глаз чудесных
Не смей на меня поднимать.
Как дождь сорвалась я с неба,
В небо уйду опять…
Бледное небо стынет.
Я – как веер складной.
Еще так странно, недавно
Ты был нежный, спокойный и мой.

- Я люблю ненастные дни, - сказал Родриго. – В один из таких дней я родился на свет.

Он смотрел на отдаленные крыши домов в зелени пиний и золоте увядающей листвы каштанов и олив между колоннами тосканского ордера, с гладким стволом и резными капителями. Вечер был ясен и тих, и обещал прекрасную ночь. Неяркий, почти сумеречный свет наполнял патио. От мраморного фонтана и каменных фигурок обезьян протянулись тени с нечеткими краями, словно в ожидании зажжения масляных светильников, чтобы оформиться, обрести плотность и тяжесть.

Курульное кресло с мягким, обитым темно-зеленым бархатом сиденьем, занятое шестидесятиоднолетним Родриго, стояло вблизи фонтана, от которого уже потянуло прохладной сыростью. Молодой секретарь, находившийся здесь же, почтительно склонился к понтифику и что-то тихо сказал ему. Родриго нахмурился и сделал нетерпеливый жест.

- Я еще не настолько дряхл, чтобы бояться сырости, - отрезал он.
Да, дряхлым он не выглядел. Это был крупный осанистый мужчина с широкими плечами, круглой головой, плотно сидящей на короткой толстой шее, тяжелым подбородком и столь же тяжелым и мрачным взглядом больших темных глаз без блеска.

Немногим более двух месяцев назад он стал папой Римской католической церкви. Чтобы получить высочайший сан, пришлось побороться и… потратиться. Но, это того стоило. Пока его предшественник, 213-й папа римский Иннокентий VIII из генуэзского рода Чибо, лежал на смертном одре, Родриго даром времени не терял и прокладывал себе путь к папскому престолу, не гнушаясь даже постыдных методов.
 
Кстати, Родриго, так же как и Иннокентий VIII, использует свое положение для возвышения своей семьи и укрепления власти. Правда, обманом заполучить священное копье Лонгина* и начать позорную охоту на ведьм** успел все же его предшественник.
 


*Иннокентий VIII пытался сдерживать притязания оттоманского двора, держа при своем дворе в качестве заложника брата султана Баязида II. С условием освобождения брата, султан Баязид II отдал понтифику реликвию — священное копье Лонгина,  которым, по преданию, был пробит бок Христа. Вероломный папа принял подарок, но заложника не отпустил.
 
**В 1484 году Иннокентий VIII издал известную буллу против ведьм, которая стала причиной многих процессов инквизиции в странах христианской Европы.


 
Родриго Борджиа, после интронизации* ставший папой Александром VI, проводил этот октябрьский вечер 1492 года в патио – внутреннем дворике своего палаццо, имевшим вид парадного зала под открытым небом, со своим семнадцатилетним сыном Чезаре, которого именовал на испанский лад Цезарем. Они говорили о беспокойном кардинале Джулиано делла Ровере, который успел не только создать, но и возглавить партию неприятелей нового понтифика. Пока эти недруги не представляли серьезной угрозы для Александра, но кто знает, что будет потом.


*Папская интронизация или Папская интронизационная месса — литургическая служба Римско-католической церкви для церковной инвеституры в должность папы римского. 

Чезаре предлагал решение этого нервозного вопроса, но, на взгляд Александра, это было слишком уж кардинальное решение. Настойчивый и жестокий, Чезаре с детства умел трезво оценивать ситуацию и быстро принимать решения. Несмотря на свой юный возраст, Чезаре был приближенным советником отца. Знал много такого, что могло довести до беды. Родриго доверял ему. Ему нравилось разговаривать со своим сыном. Чезаре был умен, а в своих резких суждениях о людях чаще всего оказывался прав. И когда Чезаре сказал с усмешкой:

- Я не забуду день, когда на приеме после объявления решения конклава, Джулиано швырнул бокал и проклял тебя, - Родриго прищурился и проводил долгим взглядом птицу, проплывшую очень высоко в похолодевшем небе. Он знал, что Чезаре сказал правду, знал, что сын его не умеет прощать.

Амбициозный и вероломный Родриго Борджиа страстно любил жизнь. Жизнь, во всех ее проявлениях. Власть, которую он имел, наполняла все его существо чувством силы. Женщины влекли его, как запоздавшего путника влечет отдаленный огонь. Он любил секс, красоту, роскошь, искусство. Художники, которым он покровительствовал, были для него такими же загадочными существами, как те прелестные создания, что побывали в его постели. Он слушал их, смотрел на их творения, на то, из какого праха, из какого ничтожества создавалась эта великая красота, бессмертное искусство, что не померкнет в веках, на эти баночки с красками, мастихины, кисти, пыльные холсты, куски дерева. И из всей этой дряни рождается подлинное великолепие! Разве это не чудо? Разве это не промысел Божий?

Художники представлялись ему пилигримами, странствующими рыцарями кисти и заостренного пера. Ловцами ускользающих теней. Искателями бесконечности. Это были иллюзионисты, строители вавилонских башен. Люди, пришедшие из тех мест, где в залах сна, высоко над землей, парят гнезда химер, где в хрустальной вышине ночь чеканит холодные мерцающие звезды. В его понимании художники и женщины были в некотором роде из одного теста. И, несмотря на то, что он мог бы подписаться под каждым словом проповедника, сказавшего: «И нашел я, что горче смерти - женщина, потому что она – сеть, и сердце ее – силки, руки ее – оковы»*, он не смог бы отказаться от общества ни тех, ни других.

 
*Ветхий завет, Книга Екклесиаста, или Проповедника, 7.26


Стояла середина октября. Прекраснейшая пора в Италии. Настоящее бархатное лето. Рим примерял новые одежды. Этот странный город всякий раз становился медлительным и ленивым, когда желто-багровые листья укрывали крыши домов, церквей, устилали улицы и площади. А от луча солнца все – небо, дворцы, грязные мостовые, сам воздух, начинало переливаться всеми цветами радуги, наполняться чудесным теплом и гармонией.
 
Вечер года… В воздухе ощущаются перемены. Воздух на юге Италии знойный, пополам с африканскими ветрами. Из аравийских пустынь приходит сирокко, сильный ветер, сухой и жаркий. Он ощущается даже на побережье Неаполя и на холмах Рима, но здесь он увлажнен Адриатикой и солеными брызгами Тирренского моря. Родриго нравилась Италия, нравился этот больной нищий город, где повсюду видны следы древнего прошлого, стоит только выйти из дворца в Ватикане. Страна, где он возвысился. Страна, давшая ему все. А то, что не дала, Родриго Борджиа возьмет сам! Он знал это всегда, с первого дня, как сошел с корабля в итальянском порту, оставив позади гладь Средиземного моря, Хативу и старый замок Борджиа на холме, где он жил с матерью Изабеллой, похоронившей мужа, отказавшегося от нее, в 1437 году, когда Родриго было шесть лет...


***

Существуют ловушки для исследователей клана Борджиа, которые подстерегают их на каждом шагу, стоит только приблизиться к отдаленным берегам Возрождения. Утренний туман многое скрывает; только подумаешь о человеке как о герое, как выясняется вдруг, что он предатель и садист, а его кристальная репутация, доброе имя и благочестие не умеют никакого отношения к истине. Строго говоря, путь историка тернист и труден, приходится постоянно лавировать между пропастями, рискуя свалиться то в одну, то в другую яму, где то, что принималось за объективные исторические факты, может оказаться лишь нагромождением химер. Путь историка узок, а тропа у края бездны такая скользкая, что трудно постичь историческую правду, не свернув себе шею. Я не историк. Я просто ставлю перед собой определенные вопросы, и стараюсь ответить на них. Например, вопросы, касающиеся политики Борджиа и финансов Папской области, но главный вопрос все-таки в другом, а именно, проблемы любви и внутрисемейных отношений.

Рискнув забраться в эту крайне неоднозначную область, я все-таки надеюсь разглядеть в членах этого семейства человеческие черты.
Фамильный герб рода Борджиа – красный бык. Представители знаменитой семьи были под стать этому животному: упрямые, сильные и жестокие. Происхождение рода туманно. Однако достоверно известно, что в 1238 году король Арагона Хайме I Завоеватель, захватив мусульманскую тайфу Валенсия*, разделил между своими рыцарями покоренные земли. Это была награда за мужество и преданность своему господину. В числе отмеченных королем рыцарей был Эстебан де Борха и восемь его родственников. Рыцарю де Борха была отдана Хатива**, где он возвел замок с могучими круглыми башнями и окнами-бойницами – незыблемую твердыню, подобно каменному кораблю возвышавшуюся над городом.
 
К XIV веку род разделился на две ветви. Старшая ветвь, покинув земли своих предков, ушла на территорию Неаполитанского королевства, младшая же осталась в Испании и представляла собой одно из наиболее знатных семейств Арагона.
Свое имя древний рыцарский род получил от названия одного из селений в Арагоне, отвоеванного у арабов – Борха, что находилось неподалеку от Сарагосы, столицы королевства. Город, возникший еще до рождества Христова*** в среднем течении реки Эбро, на протяжении нескольких веков был оплотом христианства. Так было до тех пор, пока в VIII веке Сарагоса не оказалась в руках мусульман, став впоследствии принадлежностью Кордовского халифата****. Это был мавританский***** форпост в борьбе против христианских государств северной Испании.



*Тайфа Валенсия – средневековое мусульманское государство на востоке современной Испании, существовавшее в течение четырех временных интервалов: 1010 – 1065, 1075 – 1099, 1145 – 1147, 1229 – 1238 годах. В 1238 году тайфа Валенсия была завоевана королем Арагона, Хайме I Завоевателем, на месте которой он основал одноименное королевство.
**Хатива – город в Испании, входит в провинцию Валенсия.
***Сарагоса была основана римлянами в 24 году до н. э. и носила название Колония Цезараугуста. В 380 году в Сарагосе состоялся всеобщий христианский синод.
****Кордовский халифат (929 – 1031 годы) – средневековое исламское государство на территории современных Испании и Португалии. После 1031 года халифат раскололся на ряд эмиратов, значительным из которых был Гранадский эмират, где мусульманское владычество продлилось вплоть до 1492 года.
*****Мавры – название в средневековой Западной Европе мусульманского населения Пиренейского полуострова и западной части Северной Африки – арабов и берберов, захвативших эти территории в ходе второй волны арабских завоеваний. «Маврос» по-гречески означает «чёрный». Современные греки называют так негров и арабов.




Сейчас невозможно с точностью установить, когда именно в Борхе появилось это семейство, и как ее представителям удалось возвыситься до рыцарского сословия, но фамильная легенда родоначальником называет одного из внебрачных сыновей Санчо Рамиреса, короля Арагона и Наварры - графа Педро де Атареса.  Документально эта информация не подтверждена. Но подобные предания, как известно, не появляются сами собой. Всему существуют причины. Во всяком случае, если следовать преданию, то истоки Борха нужно искать в XI веке.

Королю Арагона Санчо Рамиресу выпал жребий жить в эпоху завоеваний, когда раздробленная на несколько независимых государств Испания была одновременно мусульманской и христианской. Войны между мусульманами и христианами не прекращались, но камнем преткновения были, скорее, не вопросы веры, а проблемы власти и господства на подчиненных территориях.

История арабских завоеваний на Иберийском (Пиренейском) полуострове началась в 711 году, когда арабы и берберы из Северной Африки, преодолев восемь миль сверкающей виридоново-зеленой морской глади, отделявшей их от Испании, вытеснили вестготов к Кантабрийским горам в северной части страны. На это им понадобилось всего несколько лет. Арабы установили над большей частью территории Пиренеев власть Дамасского халифата. Халифы небрежно относились к делам далекой провинции, и это привело к тому, что в 756 году на завоеванных территориях Иберийского полуострова возник могущественный независимый эмират, впоследствии развившийся в халифат Кордова, имевший сокрушительную силу. В первой половине XI века этот колосс раскололся на несколько эмиратов, один из которых – Гранадский эмират, просуществовал до конца XV столетия. Продержались мавры в Испании восемь веков. В религиозном смысле это было время терпимости. На полуострове вполне мирно сосуществовали мусульмане, христиане и иудеи.

Санчо Рамирес был старшим сыном короля Рамиро I* от его первого брака с Гильбергой, дочерью Бернара Роже де Фуа, графа Фуа и Кузерака. В 1035 году, после смерти отца, короля Наварры Санчо III Великого, Рамиро был провозглашен королем Арагона. Несмотря на то, что Рамиро был бастардом**, еще при жизни отца он получил графство Арагон. Он был первенцем, и это давало ему основания для притязаний на отцовское наследие. К тому же, король Санчо обожал мать Рамиро, Санчу Айбар, свою юную любовницу, которая подарила ему сына, когда самому Санчо было всего 23 года.***



*Рамиро I (около 1008 — 8 мая 1063 года), король Арагона с 1035 года, граф Собрарбе и Рибагорсы с 1045 года, родоначальник Арагонского королевского дома. 
**Бастард - незаконнорожденное (внебрачное) дитя; применительно к особам королевской крови используется как почетный титул. В Средневековой геральдике внебрачные дети аристократов обычно получали перечеркнутый родительский герб.
***Санчо III Гарсес Великий (985 – 18 октября 1035) – король Наварры, граф Арагона, граф Кастилии. Сын Гарсии IV Боязливого и Химены Фернандес, дочери Фернана Бермудеса, графа де Сеа. Некоторые источники годом рождения Санчо III называют 970 год, в других источниках приводится 992 год.



После смерти короля Санчо Великого произошел раздел объединенных им земель, между его сыновьями Рамиро, Гарсия, Гонсало и Фердинандом. Все снова встало на свои места: Наварра, Арагон и Кастилия вновь были независимы и враждебны по отношению друг к другу. В течение 28 лет Рамиро воевал со своими единокровными братьями и мусульманами. В начале 1063 года Рамиро начал очередную кампанию против мусульманской Сарагосы. Арабский правитель Сарагосы, аль-Муктадир, обратился за помощью к своему сюзерену, королю Кастилии Фердинанду I. Фердинанд не мог отказать в помощи своему вассалу, и ему не оставалось ничего иного, как выставить против своего брата войска.

Началась борьба за мусульманскую крепость Граус, которую Рамиро держал в осаде. В ходе одного из сражений Рамиро был убит случайной стрелой. Нельзя определенно сказать, была ли это стрела мусульманская или христианская, но в Ватикане эту роковую стрелу приписали мусульманам. Понтифик Александр II не упустил случая показать власть папского престола и призвал всех христиан поддержать Арагон в борьбе против мусульман Испании, что привело к новым кровопролитным войнам. Молодой король Арагона Санчо I наложил дань на мусульман Хуэски, Туделы и Сарагосы, укрепив тем самым могущество Арагона.   

«Столкновения политических интересов и постоянная борьба между христианскими центрами полуострова, с одной стороны, и завоевателями - с другой, не должны вводить нас в заблуждение относительно обычных отношений между этими двумя элементами. Вне поля битвы оба народа относились друг к другу зачастую сердечно и дружественно. Такое положение вещей объясняется естественной необходимостью общения между двумя народами-соседями, а также и тем, что в VIII-XI столетиях противоречия между христианами и мусульманами оценивались совершенно иначе, чем в последующую эпоху. Кроме того, мусульман и христиан иногда связывали общность интересов или необходимость взаимной помощи. Поэтому не следует удивляться, что христиане и мусульмане часто посещали друг друга, оказывали друг другу помощь в гражданских войнах, торговали между собой и даже вступали в союзы, заключая династические браки. Так, например, Муса, мусульманский полководец в Арагоне, выдал одну из своих дочерей за графа Гарсию. Аль-Мансур, по сведениям арабских историков, женился на христианской принцессе, возможно на дочери короля Наварры Санчо II. Аль-Мансуру также приписывали другой брак - с дочерью Бермудо II Терезой».*


* Источник: http://larivera.info «Всемирная история» Испания. Общественный уклад и культура в VII-XI вв. Мусульманские территории.


В Испании на мусульманских территориях проживало множество коренных испанцев, которых мусульмане называли ренегатами** и мосарабами.*** Религия, обычаи и нравы христиан в исламских государствах уважались. Время от времени возникали преследования мосарабов, однако носили они кратковременный характер и не причиняли последним сколько-нибудь значительного ущерба.



**Ренегат – отступник, изменник. «С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка»
***Мосараб - «арабизированный», буквально «сделанный арабом», «превратившийся в араба»). Собирательное название для христиан романского происхождения, проживавших на территориях Пиренейского полуострова, находящихся под контролем мусульман.


Испанцев-христиан охотно принимали на придворную службу правители мусульманской империи. Христиане были на службе даже у халифа в Дамаске. В различных областях арабского управления так же были заняты христиане романского происхождения. Но этими сферами не заканчивалась деятельность мосарабов на мусульманских территориях полуострова. В мощной исламской армии были отдельные наемные войска, состоящие из уроженцев испанских провинций и христианских стран Европы. Особой популярностью в армии пользовались славяне, которые в последний период Кордовского халифата приобрели огромную власть и влияние. Социальные различия в мусульманской Испании были такими же, как и во всех странах средневековой эпохи. Общество строго разграничивалось на две категории – свободных и несвободных.

«Несвободные люди делились на различные классы - крепостных, обрабатывавших землю, положение которых было аналогично положению крепостных у вестготов, и рабов, принадлежавших отдельным лицам. Привилегированного положения, и при этом весьма высокого, достигали евнухи и «славяне». Евнухи были рабами различного происхождения (европейского, азиатского и африканского). Они часто занимали важные посты во дворце, например пост главного кравчего или сокольничего; из «славян» формировалась особая гвардия халифа. Люди эти были богаты, имели земли и слуг - рабов, которым они платили жалованье. Это была своеобразная аристократия, неоднократно принимавшая весьма активное участие в решении важных политических вопросов»*.


* Источник: http://larivera.info «Всемирная история» Испания. Общественный уклад и культура в VII-XI вв. Мусульманские территории.


Свободная часть общества разделялась на аристократию, имеющую реальную власть, и плебс, то есть, собственно, народ. Отношения между знатью и народом мусульманской Испании были отнюдь не одинаковы у различных этнических групп. Берберов, персов и другие народы, покоренные в ходе победоносных захватнических войн, несмотря на то, что среди них были так же представители знати, арабы не считали ровней себе. Социальные отношения осложнялись еще и тем, что различные арабские племена относились друг к другу неприязненно, и борьба между этническими и племенными группировками практически никогда не прекращалась.

На фоне этой борьбы тщеславия и гордыни вопрос вероисповедания не имел ключевого значения. Среди исповедующих ислам, не всем была свойственна религиозная нетерпимость. «В то время как арабы без излишнего рвения относились к своей религии, берберы, напротив, проявляли в делах веры крайний фанатизм. Различия во мнениях способствовали зарождению многочисленных школ и толков, и борьба с ними со стороны ревнителей мусульманской ортодоксии оказалась безуспешной. Некоторые сектанты отрицали не только те или иные религиозные догмы, но и само существование бога. Другие считали ложными все без исключения религии и полагали, что в жизни следует придерживаться лишь приемлемых разумом принципов морали. Хотя приверженцев этих учений было в Испании немало, но открыто высказывать свои взгляды они не решались, опасаясь имамов, муфтиев и ортодоксов из народа. Нередко изгонялись из страны учителя и философы, заподозренные в ереси, а книги их подвергались сожжению. Но безразличие к вопросам религии и неверие отнюдь не становились от этого меньшими. Преследования тем не менее продолжались, и во времена аль-Мансура они еще более усилились. Подобными мерами аль-Мансур стремился завоевать себе популярность среди духовенства. Однако даже среди самых правоверных мусульман имелись различные способы толкования Корана и обрядов, а следовательно, и различные секты, враждовавшие между собой».*

* Источник: http://larivera.info «Всемирная история» Испания. Общественный уклад и культура в VII-XI вв. Мусульманские территории

Все эти внутренние исламские конфликты не касались мосарабов. Проживая на мусульманских территориях, они сохраняли свою религию, со всеми христианскими обрядами и церемониями, которые совершали в церквях и на улице под звон колоколов, в своих селениях, где вместе с ними жили и мусульмане. Мосарабов уважали власти. Христианские храмы имелись в Кордове, Толедо, Сарагосе, Мериде, Валенсии, Малаге.

«Взаимная терпимость была столь велика, что некоторые христианские праздники, в частности Иванов день и Новый год, справляли совместно мосарабы и мусульмане. Во времена аль-Мансура общим праздником для войска (среди которого, как известно, было много христиан) было воскресенье. Христиане имели своих епископов и созывали соборы, примером которых может служить Кордовский собор 835 года. На этом соборе участвовали епископы Толедо, Севильи, Мериды, Акси, Астиги (Эсихи), Кордовы, Илиберии и Малаги».


* Источник: http://larivera.info «Всемирная история» Испания. Общественный уклад и культура в VII-XI вв. Мусульманские территории


Итак, вытеснив мавров из Валенсии в 1238 году, король Хайме I Завоеватель пожаловал своему рыцарю Эстебану де Борха город Хативу. Здесь Борха обосновались и жили вплоть до того периода, пока феодалы этого знатного рода ни получили во владение Гандию, входившую в королевство Валенсия. Знатный род Борха был определяющим в королевстве Валенсия. Герцоги правили и сражались мечом и железным кулаком своих рыцарей.
 
Несмотря на то, что при мусульманском владычестве Испания достигла высокого благосостояния и значительных успехов в торговле, ремеслах и сельском хозяйстве благодаря созданию класса мелких землевладельцев, страна находилась, по сути дела, в состоянии постоянной войны.
 
«Обычно кампании начинались весной, и войска призывались на определенный период времени. Неоднократно, когда военные действия затягивались до начала лета, воины разбегались и операции приходилось прерывать. В других случаях некоторые племена отказывались идти на войну, заявляя, что сельскохозяйственные работы требуют присутствия мужчин в поле. Следует обратить внимание на то, что многие экспедиции были не военными кампаниями, а простыми набегами. Отряды мусульман опустошали поля на территории противника, разрушали крепости, захватывали пленных, а затем отступали за линию своих укрепленных рубежей. Так же поступали и христиане»**.


** Источник: http://larivera.info «Всемирная история» Испания. Общественный уклад и культура в VII-XI вв. Мусульманские территории


Войско арабов состояло из пехоты и кавалерии. Всадники сражались на мулах. Лошади в X – XIII веках были дороги настолько, что каждый, кто отправлялся в поход верхом на коне, навлекал на себя упреки всяких мастей, в том числе в тщеславии и непомерном самолюбии. Отряды становились лагерем за частоколом, помещая в центре палатку военачальника. Наступательным оружием арабам служили мечи, пики, копья и луки. В ходе осад городов и крепостей применялись орудия римско-византийского происхождения – тараны и катапульты. Мусульмане не стеснялись учиться у других народов, и если у тех что-то, касательно любой сферы жизнедеятельности, было лучше, чем у них самих, то мавры брали это на заметку и развивали. Так, для защиты границ и побережья создавались боевые группы по принципу христианских военных орденов, которые обосновывались в особых замках или сторожевых башнях. Воины, входившие в эти полувоенные, полудуховные ордена, сражались плечо в плечо и вместе молились. Такие монастыри-крепости носили название рабат. Верховный военачальник именовался каидом.

Смелые и честолюбивые Борджиа оставались в Испании вплоть до середины XV века. Как раз до того времени, как Алонсо де Борха, епископ Валенсийский, был избран папой римским 8 апреля 1455 года, и принял имя Каликста III. Его родственники, подданные Арагона, стали без сожаления покидать родину, переезжая в Рим и вливаясь в ряды «черной знати»*. Здесь их ждало блестящее будущее. Здесь, в Риме, они узнали всю полноту власти, которую способен дать папский престол и римско-католическая церковь.   

*Черная знать – итальянские аристократические семьи, связанные родством с папством.  Черная знать включает семьи – Теофилакты, Кресцентии, Паллавичини, Орсини, Колонна, Массимо, Каэтани, Русполи, Борджа, Пикколомини, Делла Ровере (Ланте), Киджи, Бонкомпаньи, Альдобрандини, Боргезе, Людовизи, Барберини, Памфили, Роспильози, Одескальки, Торлония и Пиньятелли. (источник http://ru.wikipedia.org)



***



Знаменитый непот* папы Каликста III, Родриго Борджиа, пошел дальше всех, став в 1492 году понтификом. Краеугольным камнем коррупции во все времена и во всех государствах мира был непотизм.** Проще говоря – семейственность. Эта тенденция тянуть своих родственников наверх, обеспечивая им карьеру, довольство и роскошь, независимо от наличия талантов и способностей, или отсутствия таковых, наносит государству колоссальный ущерб, как финансовый, так и репутационный. 


*Непот – от латинского nepos, род;  nepotis – внук, племянник.   
**Непотизм появился в Средние века, когда папы римские, заботясь об укреплении своей власти, стали раздавать высшие церковные должности, в первую очередь кардинальские шапки, своим родственникам. Ими были сначала племянники, отсюда и название непотизм. Позже, особенно в XV – XVI веках, ими были незаконнорожденные дети. Например, Александр VI сделал кардиналом своего сына Чезаре, а папа Павел III – своих внуков.

В экономической науке непотизм однозначно оценивается как явление, находящееся на одном уровне с коррупцией, то есть способствующее возникновению кризисных ситуаций. Они порождаются такими факторами как монополистическая структура экономики, неэффективное регулирование, гарантии банкам со стороны правительства, коррупция. В последнем факторе особо выделяют непотизм как явление семейственности и клановости. Когда процессы, вызванные действием этих факторов, набирают критическую массу, неизбежно происходит обрушение валютного и фондового рынков, а за этим – всей национальной экономики.

Родриго Лансоль Борджа родился в Хативе, городе, пожалованном его предку, рыцарю де Борха, королем Арагона. Была зима, первый день января 1431 года. Ночью было холодно, ударили заморозки, а утром на деревьях лежал иней, сверкавший в лучах зимнего солнца. Это было необычно в краю, где день и ночь дули средиземноморские ветра, а температура воздуха редко опускалась ниже 5 градусов.

Номинально отцом новорожденного мальчика был 41-летний Джоффре Ланколь де Борха, которому недолго пришлось растить своего сына. Через 6 лет, в 1437 году, Джоффре не станет. Зато его супруга Изабелла, сестра кардинала Алонсо де Борха, проживет еще 31 год и станет свидетельницей восхождения своего сына по карьерной лестнице Римско-католической церкви. Этот подъем начнется в 1455 году, когда его дядя Алонсо станет папой римским, и вызовет в Рим своего 24-летнего племянника. Это окончательно определит будущее молодого Родриго.

До этого судьбоносного события юноша пробовал себя на юридическом поприще и в военном деле. Он оказался разносторонним человеком, и его способности и личные качества позволили ему добиться определенных успехов в той и другой области деятельности. Он прекрасно знал законы, несмотря на свою молодость, был неплохим юристом и мог бы сделать блестящую карьеру. Частенько брался за дела, что называется, «с душком», и выигрывал их. Однако в те времена служение Святой Церкви обещало ошеломляющие перспективы, особенно при поддержке папы.

Кто были эти люди? Как могло случиться, что испанцы стали во главе Ватикана? Итальянская эпопея Борджиа начинается с Алонсо ди Борха, который вошел в историю как Альфонсо ди Борджиа и папа римский Каликст III. Именно с этого человека начинается роман о страстях, корысти и жажде власти, сопровождавших этот могущественный клан.

Служение Святой католической Церкви соответствовало призванию Алонсо. Молодой представитель семейства Борха был назначен антипапой* Бенедиктом XIII, последним из «авиньонских» антипап периода Великого западного раскола,** каноником и профессором в Лериде. 


*Антипапа – термин, которым в Католической церкви принято именовать человека, незаконно носившего звание Папы. (Источник http://ru.wikipedia.org).

**Великий западный раскол, Папский раскол, Великая Схизма — раскол в Римской церкви в 1378 – 1417 годах, когда сразу два (а с 1409 года - три) претендента объявили себя истинными папами.


Бенедикт XIII, в миру Педро Мартинес де Луна так же был родом из королевства Арагон. Он родился в Ильуэке. Клан сеньоров де Луна претендовал на происхождение от древних королей Наварры. Эта семья входила в число самых родовитых и авторитетных арагонских домов.
 
После смерти Урбана VI в 1389 году Святой Престол занял папа Бонифаций IX. Попыток побороть схизму* не инициировалось, и параллельное существование курий в Риме и Авиньоне продолжалось. В 1394 почил авиньонский папа Климент VII. Его место занял  Педро де Луна, принявший имя Бенедикт XIII. В качестве истинного главы Римско-католической Церкви его признали Франция, Шотландия, Сицилия, Кастилия, Арагон, Наварра, Португалия. Перемены принес 1398 год. Франция переменила свое мнение и нарушила верность Бенедикту. Семнадцать из двадцати трех кардиналов оставили Авиньон. Пять лет французская армия держала Авиньон в осаде, красивый город, утопающий в зелени, с его башнями и бастионами, с бесконечными отраженными берегами Роны. В марте 1403 года Бенедикт бежал к своему союзнику Людовику Анжуйскому. Время шло, а положение антипапы не улучшалось. В 1406 году законность его понтификата признавали только Арагон, Кастилия, Сицилия и Шотландия.

*Схизма ( др.-греч. - «расщепление, раскол, распря») — раскол в Церкви или иной религиозной организации.

А тем временем в ведущих европейских королевствах росло недовольство и раздражение затянувшейся церковной распрей. Нужно было уже эту проблему как-то решать. Григорий XII, последний понтифик периода Великого раскола, вступая на папский престол, заявил, что готов добровольно сложить с себя полномочия, при условии, что на эту жертву пойдет и авиньонский папа. Бенедикт XIII был вынужден инициировать переговоры.
 
Встреча Бенедикта XIII и Григория XII была назначена в Савоне, крупнейшем городе Лигурии к западу от Генуи. Оба папы вошли в город во главе своих вооруженных адептов и приверженцев. Абсурдная была затея. Переговоры увенчались полным провалом. И стало очевидно, что по доброй воле преодолеть разногласия не может ни Рим, ни Авиньон.
 
«Великий раскол отнял всякую надежду на реформы со стороны папства. Все более и более завоевывала доверие проповедь галликанизма*, представителем которого являлся Парижский университет  в лице д'Альи, Жерсона и Клеманжи. Отсюда и вышел план соборной реформы с целью покончить с великим расколом, исправить недостатки церковной организации и доктрины и устранить возможность повторения подобных явлений в будущем»**. На Пизанском соборе в 1409 году, который был созван не папой и не императором, как бывало ранее, а коллегией кардиналов с целью искоренения раскольничества, оба понтифика были низложены. 26 июня Пизанский собор избрал в качестве главы Церкви Пьеро Филарджи, принявшего имя Александра V. Это погубило все дело!


*Галликанизм (фр. Gallicanisme) — термин, объединяющий церковные, политические и правовые учения и доктрины, распространенные во Франции в Средневековье и Новое время. Основная идея галликанства — определенная независимость национальной Церкви от папской власти и признание за государством или монархом права иметь властные полномочия во французской Церкви. (Источник: http://ru.wikipedia.org).
**Источник http://drevo-info.ru/ Открытая православная энциклопедия


Часто вещи не являются тем, чем кажутся, и низложение пап не только не преодолело раскол, но дало ему новый виток. Ситуация ухудшилась. Ни Бенедикт XIII, ни Григорий XII решений собора не признали. Теперь в церкви было одновременно три папы, и каждый считал себя единственно законным. Франция была враждебно настроена против Бенедикта XIII. Не имея возможности вернуться в Авиньон, он устроил свою резиденцию в Перпиньяне, севернее франко-испанской границы, в городе, лежащем в 13-ти километрах от побережья Средиземного моря, на плодородной солнечной равнине, где зреют виноградные лозы.
 
Что касается Пизанского собора, то он «не успел еще ничего сделать для реформы, как новый папа 7 августа распустил его, предоставив архиепископам право собрать местные соборы для реформирования их епархий и обещая через три года собрать новый вселенский собор для преобразования общего устройства церкви. Через 10 месяцев Александр умер; на папский престол вступил известный своею развращенностью Иоанн XXIII. Таким образом, Пизанский собор не только не устранил «порчу» церкви, но даже не уничтожил схизмы: вместо двух пап стало трое»***.
 
***Источник http://drevo-info.ru/ Открытая православная энциклопедия

Великий западный раскол не был преодолен и на втором, Констанцском соборе (1414–1418),  хотя этот собор был более плодотворным. Начался он 5 ноября 1414 в городке Констанце на берегу Боденского озера в Германии. Собор был инициирован пизанским папой Иоанном XXIII и состоялся при поддержке императора Священной Римской империи Сигизмунда. При его же поддержке собор низложил и заключил в тюрьму Иоанна, а 27 июля 1417 года низложил и подверг анафеме авиньонского папу Бенедикта XIII. Новый понтифик, Мартин V, был избран в ноябре 1417 года и был признан во всей Западной Европе.

В помощи Бенедикту отказали все государства. Лишь Арагон был заинтересован в этом строптивом папе. Бенедикт покинул Перпиньян и укрылся в замке Пеньискола, недалеко от Валенсии. В конце концов, от Бенедикта отрекся и Арагон. Всеми покинутый, авиньонский папа жил в Пеньисколе до самой своей смерти 23 мая 1423 года. С ним оставались его немногие сторонники. Никто, кроме них, не признавал его понтификом.
 
Фактически с избранием и утверждением Мартина V, церковный раскол завершился, но Бенедикт так и не нашел в себе сил смириться с этим. Преемником Бенедикта стал его близкий друг и советник, в миру Хиль Санчес Муньос и Карбон, испанец по происхождению. За день до собственной смерти Бенедикт призвал четырех верных ему кардиналов и попросил избрать нового папу с целью сохранения преемственности авиньонской линии. 10 июня тремя голосами из четырех новым папой был избран Санчес Муньос, после интронизации взявший имя Климент VIII.

Четвертый кардинал, Жан Каррьер, отсутствовавший на конклаве, заявил впоследствии о несогласии с результатами выборов. С ответом Климент не замедлил. Жан Каррьер был отлучен от церкви и арестован – так в те времена платили за личное мнение и свободу высказываний. Понтификат Климента признали в одном лишь Арагоне, и лояльность эта носила политический характер. Поскольку Альфонсу V был необходим «придворный» папа для давления на Рим при решении неаполитанского вопроса, который выводил из себя арагонского монарха, присутствие на политическом небосводе антипапы Климента VIII было кстати. Однако к 1428 году необходимость в наличии и содействии «ручного» папы отпала, и Альфонс, которому больше не нужна была поддержка раскольников, не замедлил направить к антипапе Клименту делегацию с призывом и приказом отречься от претензий на папский престол и признать законным папой Святой Церкви Мартина V. Противиться приказу короля Климент не мог, и 26 июля 1429 года направил Мартину свое отречение. Законный глава Католической церкви проявил великодушие, простив раскаявшегося антипапу и дав ему епархию.

Альфонс V из династии Трастамара, король Арагона и Сицилии, наследовал отцу, королю Фердинанду I, в 1416 году. В 1420 неаполитанская королева Джованна II (Жанна II), против которой начал войну Людовик III Анжуйский, просит у Альфонса поддержки, за которую молодой амбициозный король надеялся получить весомую плату. На кону стоял престол Неаполя, и Альфонс, уже обремененный войной с Генуей за обладание Корсикой, спешно прибыл в Неаполь со своим военным флотом.

В Неаполе 26-летний король Арагона был провозглашен сыном и наследником Джованны, и получил традиционный для неаполитанских престолонаследников титул герцога Калабрийского. Война против Людовика III Анжуйского, в которую теперь смело ринулась королева со своим союзником, окончилась спустя 2 года победой Альфонса. Замечу, кстати, что Людовик III, старший сын Людовика II и Иоланды Арагонской, был претендентом на Неаполь уже в третьем поколении. После смерти своего отца в 1417 году, 14-летний Людовик унаследовал Анжу, Прованс и претензии на корону Неаполя. В 1420 верховный суверен* Неаполя понтифик Мартин V признал юного Людовика наследником бездетной Джованны. Людовик Анжуйский при поддержке папы собрал в Риме большую армию для захвата Неаполя. Королева Джованна была сильно напугана. Именно поэтому она так поспешно усыновила и признала наследником Альфонса V, короля Арагона. Людовик был вынужден отступить. А в Неаполе события стали развиваться стремительно и неожиданно для королевы.


*Суверен, от французского souverain, что значит «высший», «верховный». Лицо, которому без каких-либо ограничительных условий и в течение неопределенного срока полностью принадлежит верховная власть в государстве, и прежде всего, законодательная власть.


Альфонс вел себя как король Неаполя, пренебрегая правами королевы, своей приемной матери. А его гвардия все чаще вступала в стычки с придворными Джованны. Атмосфера недоверия, раздражения и даже взаимной ненависти при дворе накалялась, и кончилось тем, что в мае 1423 года была предпринята попытка переворота и захвата власти. Приближенные Альфонса обманом заманили Караччиоли, фаворита королевы, а затем пытались арестовать и ее саму. Джованне удалось бежать в Аверсу, расположенную в 15 километрах к северу от Неаполя, под защиту своего коннетабля** Сфорцы.*** Сфорца же, пострадавший от одного из любовников невоздержанной в личной жизни Джованны, был сторонником Людовика в его борьбе с неаполитанской королевой. Однако он оказал поддержку своей госпоже, а королева объявила об отрешении Альфонса от прав на престолонаследие и наследником провозгласила Людовика III Анжуйского. Война возобновилась, но уже при другом соотношении сил.
**Коннетабль, от латинского comes stabuli, что значит «великий конюший» — высшая военная государственная должность в эпоху Средневековья. В Восточной Римской империи функции коннетабля были связаны с конюшней и лошадьми, в военное время человек, имеющий эту должность, командовал императорской конницей. В Средние века коннетаблю принадлежал верховный надзор над всеми королевскими войсками; он — первое лицо после короля, и на войне пользуется властью вроде римского диктатора. Особенно подозрительно относились монархи к лицам, облеченным такой властью, во время гражданских войн.


***Муцио Аттендоло, по прозвищу «Сфорца» — «Сильный»; 28 мая 1369 – 4 января 1424, итальянский кондотьер, основатель династии Сфорца.

 
Теперь Альфонс был вынужден спасаться в Арагоне, а его сторонники потерпели поражение, с трудом удержав лишь несколько городов на побережье. 20 февраля 1431 года умер папа римский Мартин V, фактически положивший начало этому затяжному противостоянию представителей двух династий: Трастамара и Анжуйской линии Валуа. В 1434 году умер и Людовик. Тогда королева Джованна II объявила своим наследником его брата, Рене Доброго. Когда не стало и самой Джованны (2 февраля 1435 года), а Рене Добрый, который так же был связан затянувшейся борьбой за герцогство Лотарингию*, находился в плену, Альфонс V, воспользовавшись отсутствием законного наследника, захватил Неаполь, куда сам Рене Добрый прибыл лишь спустя три года. Вспыхнула третья война, на этот раз между королями-соперниками, которая продолжалась до 1442 года и завершилась победой Альфонса. В том же, 1442 году, папа Евгений IV**, преемник Мартина V, суверен Неаполя, признал Альфонса королем данного государства. Так неаполитанский вопрос был, наконец, решен.


*В 1431 году умер Карл Лотарингский, в звании коннетабля Франции, оставив лишь дочь Изабеллу, вышедшую за Рене Анжуйского. Хотя племянник Карла II, Антуан,  граф де Водемон, оспаривал права Изабеллы, император Сигизмунд отдал герцогство ей и ее мужу, с чем и примирился Антуан, женив своего сына Фридриха на Иоланте, дочери Изабеллы и Рене.
**Евгений IV, в миру — Габриэле Кондульмер, папа римский с 3 марта 1431 по 23 февраля 1447 года.


Однако вернемся к Алонсо Борха. После того, как Альфонс V Арагонский отказался от поддержки антипапы Климента VIII, Алонсо стал посредником в переговорах между Климентом и законным папой Святой римской Церкви Мартином V. Вслед за антипапой Алонсо Борха подчинился законному понтифику, и в 1429 году получил назначение в Валенсию в сане епископа. А в 1444 году понтифик Евгений IV поднял его до кардинальского достоинства. После смерти папы Евгения IV, главой Ватикана на восемь лет стал Николай V (6 марта 1447 – 24 марта 1455). Кстати, Борха, зарекомендовавший себя целеустремленным, трезвым и расчетливым человеком, считался одним из претендентов на папский престол. И он все-таки дождался своего звездного часа. Будучи уже в преклонном возрасте, при поддержке влиятельных римских семейств Колонна и Орсини, Алонсо Борха был выдвинут претендентом на Святой Престол. Немощный старик воспринимался как компромиссный кандидат. Он должен был стать временным, толерантным решением, устраивавшим всех. Заняв Святой Престол, Алонсо принял имя Каликста III.

Он пробыл на папском троне всего лишь три года, но успел за это время проявить себя храбрым и настойчивым, но не слишком удачливым властителем. Одной из главных своих целей Каликст видел освобождение Константинополя из-под турецкого гнета. Мероприятие это было чрезвычайно затратным, и Каликсту пришлось проявить свои предпринимательские способности: за высокую плату осуществлялись индульгенции*, значительно повысилось налоговое бремя. Но, вопреки всем стараниям, большинство христианских правителей Европы остались равнодушны к его надеждам, отказываясь проявлять активность и оказывать поддержку. Короли были не против крестового похода в принципе, но снабжать его материальными и человеческими ресурсами желанием не горели. Проще говоря, ни один из государей так и не откликнулся на призыв. Однако настойчивому понтифику удалось собрать крупный военный флот, который был использован для освобождения Эгейских островов.
 
Двух своих племянников, сыновей своей возлюбленной сестры Изабеллы, Каликст возвел в сан кардиналов, а молодому Родриго, помимо всего прочего, даровал титул герцога Сполето. Итак, в свое время Алонсо Борха было сделано все возможное, чтобы октябрьский вечер 1492 года шестидесятилетний Родриго Борджиа, ставший папой Александром VI, мог приятно провести в патио со своим сыном Чезаре. Они говорили о беспокойном кардинале Джулиано делла Ровере, который успел не только создать, но и возглавить партию неприятелей нового понтифика. Пока эти недруги не представляли серьезной угрозы для Александра, но кто знает, что будет потом…


Рецензии