Храм Боробудур-множество Будд

ХРАМ БОРОБУДУР- «МНОЖЕСТВО БУДД»

                Гигантский храм!
                Полет воображенья...,
                И я иду по длинным галереям
                Вокруг холма, взирая на рельефы
                Из камня сотворенные людьми.
                В мои глаза заглядывают Будды.
                О, как их много!
                Свыше восьмисот…
                Передо мною в белом одеянье
                Индиец поднимается к вершине…
                Мария Скарабей
В мировой архитектуре ему нет аналогов. Боробудур-в переводе означает «Множество Будд». Для знакомства с этим самым грандиозным буддистским храмом мы прилетели в Индонезию, на остров Яву- один из 13500 островов этой экваториальной страны.  От расположенной на Яве столицы Индонезии-Джакарты до храма Боробудур-69 километров. Едем по шоссе, по сторонам рисовые поля и пальмовые рощи. Вдали виден конус действующего до сих пор вулкана Мерпати. И вот, наконец, мы у цели нашей поездки. Выходим из автомашины и идем по «дороге процессий». Здравствуйте, Боробудур! Расскажите нам, пожалуйста, о себе… Ну что ж, дорогие, с радостью поведаю Вам свою историю… Буду Вам гидом… Слушайте же…
Сегодня я- самое крупное буддистское святилище, главная достопримечательность не только острова Ява, но и всей Индонезии, ее государственная святыня. Европейцы обнаружили меня после моего многовекового исчезновения совершенно случайно. И в этом моя судьба очень схожа с таким архитектурным памятником, как Ангкор-Ват в Камбодже («Радость» № 1-2, 1999). О каком исчезновении я говорю? Да, действительно, я не с того начал. Чтобы это понять, нужно рассказать Вам мою историю с самого начала. По замыслу моих создателей, я должен представлять символ мироздания, объединяющий Небо и Землю, трехмерную модель Вселенной и  воплощенную в камне энциклопедию буддизма. Местом моего рождения и дальнейшего пребывания мне выбрали естественный холм в плодородной долине Кеду, в окружении четырех вулканов. На этом холме и начали меня строить в 778 году. Главную роль в моем творении сыграли не придворные архитекторы правившего в это время Панчьяпана, а члены многочисленной и могущественной общины буддистских монахов, пришедших из Индии и нашедших на острове благодатную для себя почву. Строительство длилось почти 80 лет, и закончилось в 856 году. Спасибо каждому из 50 тысяч моих создателей, архитекторов, каменотесов и носильщиков, вложивших в мое рождение свой талант и энергию созидателей! В том, что они трудились на совесть, вы убедитесь сами при более близком знакомстве со мною. Они все до сих пор живы в каждой моей плите и камне (а их более двух миллионов!), в каждой моей скульптуре и пагоде.  Мои творцы не знали в то время ни извести, ни цемента, а посмотрите, как плотно они подогнали друг к другу все плиты и камни! Образец добросовестного труда! И вот, их верой, энергией и мастерством на холме явился я-Боробудур-воплощение буддистской мечты о восьми ступенях на пути к просветлению! Мне предназначено было облегчать последователям Будды («просветленного») Гаутамы (623-544 гг. до н.э.), постигшего подлинную причину страданий и нашедшего путь к освобождению от них, находить этот путь. А он, согласно Будде, лежит через познание «четырех благородных истин» (о страдании, о причине страдания, о прекращении страдания и о пути прекращения страдания). По указанному Буддой «восьмеричному пути правильности» его последователи стараются избавиться от земных страстей и устремляются к нирване- высшему неземному блаженству. Посмотрите внимательно на меня: я весь устремлен от земного к неземному-небесному! И вся моя архитектура подчинена этому! Вам предстоит пройти по моим террасам, общая протяженность которых- пять километров, от самой нижней до самой верхней террасы. Но не пугайтесь такой протяженности. Вы не заметите ее , так как по пути Вы ознакомитесь с сотнями рельефов (выпуклое изображение на плоскости) и барельефов (скульптурное изображение или орнамент, выступающие на плоской поверхности менее чем на половину объема изображенного предмета), повествующих о жизни Будды, а также о жизни моего народа.
К сожалению, я не долго служил по своему назначению. Вскоре после моего рождения я оказался заброшенным. В 1006 году меня засыпал пеплом во время своего извержения вулкан Мерапи. Разве можно такое забыть, а тем более простить, хотя меня учили мудрости прощения? Но не только из-за этого меня забыли. Породивший меня буддизм постепенно утрачивал в моей стране влияние, его заменял индуизм. Забытый и заброшенный, я оказался беззащитным перед сильными ветрами и муссонными дождями, безжалостно разрушавшими меня. А можете ли вы себе представить тот ужас, который я испытывал в течение нескольких столетий от такого хищника, как окружавшие меня леса? Они все более разрастались и, наползая на меня, своими ужасными корнями проникали в мой организм, разрушая и убивая его. Вы знаете, на что способна энергия жизни, заключенная в растении? Прочтите, если не читали, повесть греческого писателя Василиса Василикоса «Растение» («Иностранная литература» № 5, 1971), и Вы лучше поймете мои страдания. Когда я узнал эту историю, мне показалось, что в ней и частица моей жизни… Дожди, ветры, наслоения почвы, пепел вулкана, проросшая во мне растительность до неузнаваемости изуродовали меня. Растительность, проросшая в моих стенах, скрыла мои многочисленные скульптуры, рельефы и барельефы, многие плиты и камни расползлись, а скульптуры разрушились, в открывшиеся между плитами щели устремились потоки ливневых дождей. В трещинах каменных плит буйно разрослись водоросли и лишайники, барельефы покрылись плесенью, соль разъедала скульптуры… Весь я стал сползать с находящегося подо мною холма… Джунгли со всех сторон обступили и поглотили меня… Но хватит о грустном. Не может быть мрак вечным. И просвет, наконец, наступил в моей жизни. Спасибо тем европейцам, которые первыми  обнаружили меня в 1814 году среди разросшегося на моем теле леса! Они тщательно обследовали меня, срубили выросшие на мне стволы деревьев, выкорчевали их плотоядные корни и начали реставрировать меня, постепенно возрождая мое величие и красоту. Мою серьезную реставрацию провели в 1907-1911 годы, восстановив верхние террасы и пагоды, выкопали из земли большое количество отломившихся из-за землетрясений плит и голов скульптур, а также части балюстрад. Но самую серьезную мою реставрацию начали в 1975 году, когда правительство Индонезии забило тревогу на весь мир. И еще раз огромное спасибо всем моим спасителям, которые, проведя в 1975-1983 годы  под эгидой ЮНЕСКО (27 стран спасали меня!) невероятно сложные и трудоемкие работы, окончательно возродили меня из небытия. А в феврале 1983 года президент Индонезии торжественно открыл меня всему миру как Памятник всемирного наследия- это стало моим вторым рождением! Сегодня я предстаю перед Вами в своем почти первозданном виде. Почему почти? Ну хотя бы потому, что в первые годы после рождения я весь переливался яркими цветами: красным, синим, зеленым, золотым. Реставраторы нашли на некоторых моих плитах сохранившиеся частички краски и крупицы листового золота. Итак, дорогие, подойдите ко мне поближе. Внутренних помещений у меня нет, так как весь я лежу на холме, который и является моим внутренним наполнением. Не бойтесь больших каменных львов (их 32), стоящих у входов на меня и на моих террасах. Они не тронут Вас. Хотя у меня нет главного входа для подъема на мою вершину, и подъем можно начинать с любой стороны, мне будет приятно, если Вы начнете подъем со стороны, где восходит Солнце. Именно с этой стороны начинается повествование о жизни Будды, изложенное в рельефах и барельефах галерей. Итак, начните подъем по лестнице, расположенной на моей восточной стороне. На любую мою террасу можно попасть с предыдущей, только обойдя всю ее по периметру в направлении по часовой стрелке, если смотреть на меня сверху. Каждая из моих террас символизирует особую стадию на пути человека к совершенству. Мои паломники совершают подъем, девять раз обходя меня по спирали (тем самым отражая мистическое в буддизме число девять), переходя с одной террасы на другую. Первая терраса-это мое основание. С нее Вы по лестнице попадаете на следующую- вторую. Это одна из шести прямоугольных террас, над которыми будут еще три круговые террасы. Теперь поверните налево. Вы оказались в коридоре этой террасы, длина каждой стороны которой-120 метров. Длина каждой стороны последующих террас будет меньше длины предыдущей на ширину ее коридора. Это и придает мне издали вид пирамиды, не правда ли? Правая сторона коридора-это стена, но необычная: это галерея, рассказывающая о различных моментах из жизни Будды, а также поясняющая его учение. Многие ее изображения являются иллюстрациями к эпическим сказаниям «Рамаяна» и «Махабхарата». Рельефы, нанесенные на этой каменной книге, рассказывают о жизни яванцев: тут и работа в поле, и сценки из семейной жизни, и военные сражения, и корабли в бурю, рыбная ловля и охота, убийства и страдания, пожары и разрушения, радость и печаль…   Эти богатые содержанием повествования сделали меня и учебником истории моей страны. А левая сторона коридора-это высокая балюстрада (ограждение). Ваш путь на мою вершину будет идти по спирали. На моей вершине вы увидите большую ступу-символ нирваны. От ее верхней точки до основания первой моей террасы-40 метров. Но зачем я забегаю вперед? Вы все постепенно увидите сами. Не торопитесь бежать по коридорам, хотя бы немного задерживайтесь у некоторых изображений, чтобы увидеть, о чем они хотят Вам поведать. Я понимаю, что невозможно за один визит увидеть, а тем более понять то, о чем говорят мои 2672 рельефа. Да-да, именно столько их находится на стенах-галереях  моих террас. Не зря так много у меня изображений, ведь я –настоящее вместилище идей, а изображения помогают усвоить эти идеи. Этому служат и более 500 расположенных на мне скульптур Будды. Вот Вы и преодолели шесть прямоугольных террас. Теперь остались три круговые террасы, по краям  каждой из которых расположены кольцом «решетчатые» колокола-пагоды.  На первой круговой террасе-32 пагоды, на второй-24, на третьей-16.. Всего их-72. Карликовые пагоды, расположенные на балюстрадах, сопровождали Вас на прямоугольных террасах. А внутри каждой из этих 72 ажурных и полых внутри пагод сидит в позе для медитации каменный Будда. Все эти статуи различны, они отличаются положениями рук божества. На востоке они касаются земли, на юге- молитвенно подняты вверх, на западе- сложены на груди, а на севере- левая рука опущена на колено, а правая воздета.  Будда, сидящий в позе лотоса и пребывающий в нирване- высшем неземном блаженстве, достиг круговорота пути. Его лицо как бы свидетельствует: «Я вышел из состояния земных объятий. Я ушел от всяких страстей и суеты. Время для меня ничего не значит». Просуньте внутрь пагоды руку и дотроньтесь до статуи. Теперь исполнится Ваше заветное желание. Так считают яванцы. Вот, наконец, преодолев три круговые террасы, Вы и оказались на моей вершине. Перед Вами центральная пагода-колоколообразная ступа (высотой -8 и диаметром-15 метров), олицетворяющая непостижимый высший мир. По вере буддистов, в высшем мире реальные предметы теряют все свои качества и превращаются в царство абстрактных понятий. Вы оказались в конце пути моих паломников. Оглядитесь вокруг. Какой мир открывается отсюда!                Обо всем ли, интересующем Вас, я рассказал? Я не прощаюсь с Вами, а говорю Вам: до свидания! Дорогу ко мне Вы теперь знаете. Жду Вас!
            Юрий Жданов                22.02.2008
Рассказ Юрия Жданова "Храм Боробудур-"множество Будд" опубликован:
Газета "Брависсимо" (г. Евпатория) № 7, 2008. Стр. 13-15
Газета "Радость" № 11, 2010. Стр. 26-28
Газета "Радость" № 11, 2010. Стр. 26-28 на сайте Центра творческого развития и музыкально-эстетического образования "Радость" (ЦТРиМЭО "Радость"): www.radost-moscow.ru (В разделе: Газета "Радость")
Евпаторийский альманах № 10, 2012. Издательство "Апрель". 321с. Стр. 265-272


Рецензии