Линник vs Аникушин

    Юрий  Кириллович Линник родился в Ахтырке, Харьковской губернии в 1917 году. Линник был выдающимся скульптором - миниатюристом. Два года его работы выставлялись в Третьяковке.  В 1952 году мастер  принимал участие во Всесоюзной художественной выставке.

    На сайте «Волшебник Изумрудного города»  размещена информация о конфликте Юрия Кирилловича  Линника с М.К.Аникушиным: «после того как он представил на конкурс памятник Пушкину, который стоит сейчас на площади Искусств, и был признан работой Аникушина, Линник заперся в мастерской на двадцать лет».

    Михаил Золотоносов в  интернет-статье от 6 марта 2008 года «Скульптурная группа товарищей. Какой музей скульптора Аникушина нужен Петербургу?» более подробно раскрывает  эту историю: «Аникушин синтезировал в памятнике Пушкину большое количество чужих находок, в частности, эскиз фигуры фактически заимствован у В. Я. Боголюбова (см. его конкурсный проект памятника Пушкину 1947 г., хранящийся в фондах Музея городской скульптуры), голову Пушкина взял из какой-то работы Ю. К. Линника, а архитектор В. А. Петров сделал самое главное - нашел размер фигуры и памятника в целом и великолепно сделал привязку к архитектурному контексту». Знакомый жест руки поэта мы узнаем на картине И.Е.Репина 1911 г. "Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года".

    Правда это, или вымысел, сейчас мы уже вряд ли узнаем, т.к. нет в живых уже ни Линника, ни Аникушина.

    Доподлинно известно только, что мастерская Линника находилась в «Музейном квартале» на улице Герцена в доме 55. Если ему дали мастерскую в центре города ДО инцидента, то, скорее всего, эта история вымысел. Ну, а если после, то кто знает...

    М.К.Аникушин пережил Юрия Линника на пять лет, и выглядит несколько странным тот факт, что о скульпторе, которому предоставили в центре города по решению Ленгорсовета  такую шикарную мастерскую (!) нет даже небольшой странички в интернете, ни изображений его произведений, как будто бы кто-то всё тщательно затер. Хотя, возможно, эту кампанию развернули завистники Аникушина, которых, заметьте, немало.  Человек может быть безумно талантлив, но ему просто хронически не везёт по жизни, и примеров в истории более чем достаточно...

    Если говорить о работе Юрия Кирилловича «Пушкин в Михайловском», которая выставлялась в музее Академии художеств, то она была выполнена в  1951 году, т.е. ПОСЛЕ проведения конкурса в 1949 году на  лучший проект памятника Александру Сергеевичу Пушкину в Ленинграде.  На IV открытом  туре конкурса, свой эскиз представил молодой тридцатидвухлетний скульптор Михаил Аникушин, недавний выпускник Академии художеств. Его эскиз и был  утвержден комиссией.

   Конкурс проводился с 1947 по 1949 годы. Именно в это время Линник по настоянию родных, забрал документы из Академии и вернулся в Ахтырку, где работал профорганизатором в школе №5.  Можно только предположить, что какой-то эскиз или скульптурная  работа натолкнула М.К.Аникушина на создание памятника.

    Признание при жизни –  несбыточная мечта многих художников, скульпторов, писателей, поэтов, музыкантов и других представителей творческих профессий…

    Юрий Кириллович был, безусловно, талантлив. Он участвовал во многих выставках ленинградских скульпторов и художников. К 200-летию Академии Художеств им был выполнен бюст Т.Г.Шевченко.

    Мне ближе его скульптура «Женщина с ребенком»... Наверное, потому что в ней я нахожу отражение себя. А  в Ташкенте, в далеком 1943 году, солдаты – посетители выставки - в композиции Линника «До последнего патрона» узнавали себя и своих погибших товарищей…

    Противостояние же титана Аникушина с  Линником, несмотря на полное несовпадение дат, выглядит, как ни странно, правдоподобным, т.к. слишком много разных людей, незнакомых  и не связанных друг с другом, владеют этой информацией.


Рецензии
Интересно, что говорят в народе: Аникушин трудился над памятником Пушкину 7 лет, памятник Ленину на Московском проспекте выполнил, кажется, за несколько месяцев.

Пушкин на памятнике, как живой. Ленин - глыба камня, знакомое всем нам изображение Ильича. Премию художнику за памятник Ленину, конечно дали. Ещё бы! Такой неоценимый вклад в историю искусства страны!

Это всё со слов людей. И каждый в Ленинграде знал, что к памятнику величественного, рослого и крепкого, вождя мирового пролетариата, нужно заходить сзади, и обходить его по дуге, глядя на кепку, которую дедушка Ленин сжимает в руке.

Живописно получается. В интернете есть фотографии памятника Ленину в том ракурсе, который смешит народ.

А что касается - взял оттуда, взял оттуда для памятника - ничего удивительного. Плагиат встречается повсеместно. Если творец сам творить не может))

С уважением,

Серафима Лежнева Голицына   12.08.2016 18:30     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.