По творчеству А. А. Блока

Поэт «серебряного века» интересен людям не только как выразитель определённой эпохи, но и как великий художник, оставивший, благодаря своему таланту и своему видению мира, богатое наследие. В творчестве А.А.Блок отразил все те вопросы, которые волновали как его самого, так и современников: человеческие взаимоотношения, любовь к женщине, к природе и Родине, чувство долга и ответственности, проблему подчинения личности народному волеизъявлению и многие другие. И тема патриотизма, конечно, нашла своё отражение в его стихах.

В стихотворении «Россия» Александр Блок продолжает традиции М.Ю.Лермонтова и Н.А.Некрасова, так как понятие, ощущение родины отождествляется в сознании поэта с жизнью народа, его бедами и радостями, достоинствами и недостатками. В произведении отразились любовь и боль автора за судьбу России, за её настоящее, прошлое и будущее:

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слёзы первые любви!

А.А.Блок, используя возможности символизма, создаёт свой, новый образ России. Он пишет о родине, как о родном, близком человеке. Этим родным человеком может быть мать, сестра, жена – женщина, нуждающаяся в защите и любви сильного, преданного мужчины. За образом-символом прекрасной русской женщины, светлый лик которой омрачают заботы и страдания, видится образ матери-Родины, которая и при самых тяжёлых обстоятельствах не теряет своей привлекательности, душевности, внутренней силы. Она становится ещё дороже и милее сердцу поэта, для которого страдания народа и Родины являются его собственной болью.

В стихотворении «Россия» Блок напоминает об историческом прошлом, когда Русь в тяжелейших испытаниях сохранила не только свои поля, леса, реки, но и свой народ. В такой стране и «невозможное возможно», потому что русские люди, по мнению Блока, несмотря ни на что бережно сохраняют свою культуру, язык, традиции и с упорством, стойко «несут свой крест». А тоскливая песня ямщика (характерный мотив для России) отражает внутреннее состояние русского человека, помогает сохранять силу духа и выживать в любых условиях.
Таким образом, содержание и символика стихотворения «Россия» свидетельствуют о высоком патриотизме поэта и позволяют предположить, что Александр Блок верил в благополучное будущее Родины.

Произведение «На поле Куликовом» относится к философской лирике,  оно посвящено раздумьям о смысле жизни, о проблемах бытия, так как автор размышляет о связи прошлого с настоящим и будущим, о судьбах народов. В данном стихотворении поэт отразил свои переживания о том, что его тревожат смутные предчувствия новых испытаний для родной земли. Над полем Куликовым мгла словно «грядущий день заволокла», а за тишиной, когда «не слышно грома битвы», можно всё-таки распознать «начало высоких и мятежных дней». Действительно, приближалась первая мировая война, и Россия будет втянута в неё. А «поле Куликово» навсегда осталось в памяти патриотов напоминанием, что сберечь свою страну и свой народ можно только в том случае, если граждане этой страны понимают (как и А.Блок), что «не может сердце жить покоем».

Самое большое количество произведений Александра Блока посвящено теме любви. С течением времени меняется сам автор, его взгляды на некоторые проблемы, и потому претерпевает изменения также образ возлюбленной в стихотворениях разных лет.
Романтический мир в раннем творчестве Блока развивался под влиянием традиций поэтов предыдущих эпох, а также большую роль сыграло знакомство с поэзией В.Соловьёва, который считал, что земная любовь может иметь высокий смысл только как проявление Вечной Женственности. В первой книге цикла «Стихов о Прекрасной Даме» отразились чувства А.А.Блока к Любови Менделеевой, ставшей его женой. Земная любовь поэта слилась с прославлением Божественного образа и приняла характер возвышенного преклонения, служения своей Владычице:

Вхожу я в тёмные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы...

В стихах первой книги уже чувствовалось сближение, «необычайное слияние» таинственного мира с реальным: «в речах о мудрости небесной земные чуются струи». И земная возлюбленная изображена в целомудренно-лаконичном воспроизведении Блока как портрет Мадонны, которую рисует влюблённый художник:

Вот я вычертил лик её нежный,
Вот под кистью рука расцвела...

Любимая предстаёт в неземном, таинственном озарении, что передано через особые эпитеты, которые автор пишет всегда с большой буквы:
Закатная Таинственная Дева, Величавая Вечная Жена, Лучезарная, Светлая, Златокудрая, Непостижимая...
Но стихи талантливых поэтов всегда наполнены «духом эпохи», и появляются строчки о предчувствии каких-то пугающих перемен:

Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты...

Противоречия и диссонансы, которые реальный мир вносил в жизнь, меняют облик воспеваемой женщины, и потому появляется новый образ, символ загадочной земной красавицы. Героиня стихотворения Блока «Незнакомка» уже не отмечена божественным началом, и видит её поэт не в храме, а в ресторане, представляя мысленно, что «...очи синие, бездонные цветут на дальнем берегу...».

Эволюция женского образа наблюдается и во второй книге стихотворений Блока. В циклах «Снежная маска», «Земля в снегу», «Фаина» отражены драматические перипетии, связанные с увлечением поэта актрисой Н.Волоховой. Образ возлюбленной этого периода напоминает Снежную Королеву из сказки Андерсена: Снежная Дева с «трёхвенечной тиарой вкруг чела», с «маками злых очей».
В стихотворении «О доблестях, о почестях, о славе...» отражено прощание Блока с дорогим образом Прекрасной Дамы: «...и я забыл прекрасное лицо».
 
Позже появилась героиня цикла стихов «Кармен». Поэма «Соловьиный сад» была следствием бурного романа Блока с актрисой Л.Дельмас, когда, по словам самого поэта, он испытал много счастья с этой женщиной. Образ возлюбленной в этих стихах остаётся прекрасным: «...спит она, улыбаясь, как дети...», её «лик, прозрачный от страсти, красив...». Но снова наступает расставание, поэт возвращается в привычный, обыденный мир, подарив возлюбленной книгу стихов с надписью: «Той, которая поёт в соловьином саду».

Творчество А.А.Блока разносторонне и многогранно, эволюция наблюдается не только в стихах о любви, в образе возлюбленной, но и во всей поэзии талантливого художника «серебряного века».


Рецензии
Классики, это прекрасно!
Примите благодарность за память гениям.

С уважением,

Вячеслав Поляков-Прокопьев   27.07.2016 23:12     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение и отклик. Удачи Вам и благополучия!
С уважением

Зоя Орлова   28.07.2016 09:52   Заявить о нарушении
Глеб, мне думается, что у вас божий дар, понимать, что человек думает перед смертью. Этот дар необходимо ценить!

Вячеслав Поляков-Прокопьев   10.06.2020 21:50   Заявить о нарушении
Что с вами, Глеб? Вы к кому обращаетесь?
Откуда такой снобизм, такое высокомерие и озлобленность?
Вас кто-то обидел, задел, у вас появилось что-то вроде зависти
и недовольства всем и всеми?!
Вы же плюнули сейчас в лицо не только учительнице с большим стажем,
но и ОЧЕНЬ МНОГИМ филологам, литературоведам и просто ценителям поэзии!
Это ж надо! Только Г.Тропин может судить о ПОЭТЕ и поэзии!

Выделиться захотелось, привлечь к себе внимание любым способом, хоть подлостью?!Так вот я вас предупреждаю: не лезьте ко мне с такими пакостями. Если Александр Блок не вызывает у вас уважения, если вы не видите всей ЦЕННОСТИ классических произведений ПОЭТА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА, проходите мимо, но не смейте пачкать ВСЁ СВЕТЛОЕ.
Не ожидала от вас такого.

Зоя Орлова   11.06.2020 14:35   Заявить о нарушении
Жаль, Вячеслав, что Вы не захотели осадить нахала за его неуместные выпады.
Это ж надо, так хотелось писаке поставить себя выше всех!
Где он мог увидеть подростков, которые хотя бы по школьной программе ЧИТАЮТ ВСЁ?! А потом ещё и размышления свои способны грамотно выразить... Таких - единицы. Получается, что незнаком критик с реалиями нынешнего образования, когда можно, не напрягаясь особо, всё скачать из интернета.
В данной же работе после чтения и раздумий высказаны ЛИЧНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ, мысли о главном в творчестве А.Блока, о важных в его жизни этапах и циклах стихов.
Если кто-то из школьников действительно так серьёзно воспринял бы поэзию Блока и сумел бы хорошо написать об этом, то ВСЕ УЧИТЕЛЯ России были бы счастливы!
Может, и оценят когда-нибудь по достоинству самоотречение учителей, наш кропотливый и тяжёлый труд.
Я могу гордиться, что любовь к языку и литературе старалась привить своим ученикам, они мне благодарны и после окончания школы.
Похоже, что Глеб, "творческая личность", только в том и "достиг успеха", что взял и запросто оплевал учительницу, бросил грязь, не задумываясь особо. Бог ему судья, но я не желаю видеть на своей странице подобных типов, не способных думать, не уважающих никого.

Зоя Орлова   12.06.2020 11:58   Заявить о нарушении
Зоя, мне кажется , что мне удалось вложить в одно предложение весь мой гнев к этому человеку и Вы безусловно правы. Бог ему судья!

С уважением,

Вячеслав Поляков-Прокопьев   12.06.2020 23:59   Заявить о нарушении
Да, Вячеслав, умеете Вы мягко выражать отрицательные эмоции. Спасибо.
А я вот долго не могла избавиться от всего, что хотелось высказать этому снобу.
Очень обидно за многолетние труды получать вдруг такие гадости.
У меня не может быть легкомысленного отношения, это же результат многоразового прочтения произведений классиков, работа ума и сердца ради того, чтобы передать всё важное ученикам своим. Изучается в школе далеко НЕ ВСЁ творчество поэтов и писателей, но нужно вызвать у школьников желание ЧИТАТЬ!
Как же можно взять и оплевать святое?! Поэтому и удалила его слова.

И самое странное, что Г.Тропин, похоже, не увидел ничего безобразного
в своих оценках.

Зоя Орлова   13.06.2020 13:16   Заявить о нарушении
И ещё. Меня вдруг осенила догадка, что Глеб вообще не читал эту мою работу!
Ведь тема сия важна и интересна СПЕЦИАЛИСТАМ или же настоящим ценителям поэзии.
Также школьники и студенты копируют для своих целей.
А некоторым "творцам" иногда просто хочется засветиться, заявить о себе!

Вот зачем они здесь? Искали бы другие места...

Зоя Орлова   13.06.2020 13:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.