4. 13. 088 Экспериментальная медицина Боткина

4.13 Физиология, медицина

4.13.088 Экспериментальная медицина Боткина


Врач-терапевт; участник Крымской (1853—1856) и Русско-турецкой(1877—1878) войн, противочумной и противохолерной борьбы; академик Медико-хирургической академии (МХА), почетный член Московского и Казанского университетов, 35 русских и 9 иностранных медицинских обществ; лейб-медик Александра II; родоначальник школы клиницистов, воспитавший 103 ординатора, 85 из которых стали докторами наук и 45 возглавили клиники; общественный деятель; тайный советник; профессор, заведующий кафедрой терапевтической клиники МХА, создатель первой в России экспериментальной лаборатории при этой клинике; организатор первой бесплатной амбулатории; инициатор создания в России первых бесплатных больниц для беднейшего населения; попечитель всех городских больниц и богаделен С.-Петербурга; председатель комиссии по вопросу об оздоровлении России; организатор института санитарных врачей; председатель общества русских врачей в СПб; основатель «Эпидемиологического листка», «Клинической газеты», «Архива клиники внутренних болезней проф. Боткина» и др. медицинских изданий; гласный столичной городской думы — Сергей Петрович Боткин (1832—1889) является автором 75 научных работ (и более 100 — научным руководителем), основоположником экспериментальной медицины.



Что мы знаем о Боткине?

Есть болезнь Боткина (инфекционная желтуха, гепатит А), больница его имени в Москве, Петербурге и других городах.

Многие читали у Чехова: «От чего умер ваш дядя?» — «Он вместо 15 капель Боткина, как прописал доктор, принял 16».

Сюда же можно добавить пару высказываний самого Сергея Петровича: «Все болезни от нервов» и «Совет больному разумного человека гораздо лучше рецепта худого врача».

Пожалуй, хватит, чтобы сказать, что Боткин — человек неординарный.

Но это — лишь малая часть информации о русском клиницисте, внесшем великую лепту в развитие отечественной и мировой медицины — всего лишь одна «капля Боткина».

Сергей Петрович, автор множества открытий в самых разных областях медицины, слывший одним из лучших диагностов России, разбирался глубже своих коллег в существе болезни, ее происхождении (этиологии, патогенезе), методах лечения — потому что лечил «не болезнь, а больного человека».

Общепризнано, что настоящим врачом можно стать, только восприняв Боткинский дух. «Необходимо иметь истинное призвание к деятельности практического врача, чтобы сохранить душевное равновесие при различных неблагоприятных условиях его жизни, не впадая при неудачах в уныние, или в самообольщение при успехах.

Нравственное развитие врача-практика поможет ему сохранить то душевное равновесие, которое даст ему возможность исполнить священный долг перед ближним и перед родиной, что и будет обусловливать истинное счастье его жизни». (Из речи С.П. Боткина, произнесенной в МХА 7-го декабря 1886 г.).

Именно это нравственное развитие да еще несколько основных принципов клинициста и способны сформировать врачей-исцелителей.

Что же это за принципы, составившие основу учения С.П. Боткина, легшие в основание современной медицины?

Провозгласив и основав «Союз медицины и физиологии», Боткин фактически направил в русло развития отечественной медицины два потока — физиологическую школу И.П. Павлова и собственную клиническую, причем Сергей Петрович первым применил лабораторно-экспериментальный метод исследования в организованных им при клинике МХА и при других больницах лабораториях.

Весь набор специальных лабораторных и инструментальных методов исследования, применяемых сегодня — бактериологических, гематологических, биохимических, рентгенологических, электрокардиографических и др. является детищем Боткина, возникшим при нем и при его учениках. Из этого метода ученого родились экспериментальная терапия и фармакология.

Первый принцип Боткинского учения состоит в том, что в развитии болезни ведущее значение Сергей Петрович придавал нервной системе человека, в частности, нервным центрам, управляющим физиологическими и патологическими процессами.

Ученый впервые указал на такие центры (найденные позднее физиологами), отвечающие за температурный режим тела, потоотделение, кроветворение, управляющие внутренними органами (селезенкой, сердцем и т.д.). Клиницист подчеркивал при этом особую роль психического фактора (душевных переживаний).

Многие идеи Боткина подтвердил своими исследованиями И.П. Павлов, называвший учение своего коллеги «нервизмом».

Второй принцип клинической медицины, логически вытекающий из первого, заключается в том, что болеет не отдельный орган или участок тела, а весь организм, т.е. в первую очередь — нервная система человека.

Подтверждение этому Сергей Петрович находил в своих исследованиях малокровия, суставного ревматизма, заболеваниях селезенки, пищеварительного тракта, легких.

Такой подход помог Боткину, в частности, опровергнуть бытовавшее тогда в мире мнение немецкого ученого Р. Вирхова «о слизистой пробке в общем желчном протоке как причине так называемой катаральной желтухи и создал новое представление об этой болезни как о болезни общеинфекционной».

В трудах русского ученого инфекционная патология вообще занимает особое место.

Третий принцип состоит в том, что «понятие о болезни неразрывно связано с ее причиной, которая исключительно всегда обусловливается внешней средой, действующей или непосредственно на заболевший организм, или через его ближайших или отдаленных родителей».

Это направление стало основой врачебной деятельности всех медиков мира, когда историю болезни прежде всего увязывают с внешней средой и наследственной предрасположенностью пациента.

При обязательном соблюдении этих трех общих принципов, Боткин пропагандировал терапию индивидуализированную, «купирующую» и действующую на общие «физиологические приспособления» организма.

При этом надо иметь в виду, что Боткинское учение вошло в сознание медиков и во врачебную практику не сразу и совсем не просто. Боткин потратил всю свою жизнь на доказательство коллегам и медицинскому сообществу справедливости своих постулатов.

Когда «смерть унесла с земли своего непримиримого врага» (Н.А. Белоголовый), России осталось учение Боткина, научная школа экспериментальной медицины, петербургские больницы, о которых на заседании Берлинского медицинского общества было сказано, что под влиянием Боткина они были «поставлены как в научном, так и во врачебном отношении настолько хорошо, что нам приходится для себя желать того же».

P.S. Одной из главных новаций, предложенных обществу, была идея Боткина о медицинской профилактике населения.

«Главнейшие и существенные задачи практической медицины — предупреждение болезни, лечение болезни развившейся и, наконец, облегчение страданий больного человека» — этот гигиенический (профилактический) принцип Боткина стал основой современной медицины.

Поскольку в XIX в. болезням были подвержены преимущественно бедные слои населения, Сергей Петрович не раз обращался с призывом к властям и городской думе, к состоятельным и влиятельным людям — помочь не только обездоленным, но и самим себе:

«Не говоря уже о целях гуманных, одно чувство самоохранения должно бы, кажется, вызвать деятельную помощь неимущим ближним со стороны всех, у кого на то есть хоть какие-нибудь средства. Пусть же люди, имущие и влиятельные… помогают деятельности врачей своим материальным пособием, хоть бы только потому, что отсутствие гигиенических мер в жизни бедного народонаселения при скученности больных сильно способствует развитию холерного яда, который, разносясь в воздухе, не минует и великолепных палат богача».

Увы, к призыву Боткина прислушиваются мало, хотя прогноз клинициста подтверждается каждый раз.


Рецензии
"Сюда же можно добавить пару высказываний самого Сергея Петровича: «Все болезни от нервов»"...

В народе позже уточнили: "... и только венерические - от удовольствия"...

Анатолий Бешенцев   12.03.2016 10:09     Заявить о нарушении
Народ, помнится, и Ленина со Сталиным уточнял.
Спасибо, Анатолий, за внимание!

Виорэль Ломов   13.03.2016 16:17   Заявить о нарушении