Моя служба. Милостью Божьей хлеборез

В одном из своих рассказиков я как-то описал свою службу в секретной части при 30-й базе технического имущества (30 БТИ) в Лиепае. Слышал не раз от бывших военнослужащих сетования относительно военной службы:

- Не повезло с частью... Злые командиры... Плохо кормили... Сильная дедовщина и много издевательств... Много рутины... Зря потраченное время...

Ничего такого я не могу сказать о своих трех годах пребывания в советском военно-морском флоте. Было, разумеется, временами тяжело. Встречались и дураки среди командиров. Среди одногодков попадались негодяи. Только хорошего было больше.

Одной из таких запоминающихся страниц были мои два месяца службы в роли хлебореза. Невоенному человеку круг задач выше названной должности может быть не понятен.

- Всего-то?! Резать хлеб? Для этого надо специальную вакансию утверждать?! Повар мог бы и порезать!

Представьте - надо! Личного состава у нас было не много в части. Где-то около 70 матросов. Плюс могут немного дежурных из числа мичманов и офицеров. Надо хорошенько помнить: речь идет о голодных молодых организмах, табуном вбегающим и сносящим все съестное на столах!

Помню, когда еще в кронштадтской учебке, мы - вчерашние пацанчики с гражданки, постоянно были полуголодными, не успев подстроиться под трехразовый режим питания. Заметил тогда, как поневоле приглядываюсь за соседским шматком:

- Не больше ли у него ломоть хлеба?! Не проиграл ли я, помедлив выхватить из общего блюда свой кусок масла?!

Уже попав в воинскую часть для прохождения постоянной службы, такая мелочность нас покинула, но чувство продуктовой справедливости все-таки оставалось. Как я понял, чем голоднее живется, тем оно больше обостряется.

Посудите сами.

В учебке было около 700 курсантов, а здесь в 10 раз меньше. Причем, там готовили гражданские люди, каждый вечер выходящие через проходную с довольно увесистыми сумками. Мясо явно не докладывали в супы. В Лиепае готовили повара из срочников и продукты они на сторону не выносили. Ну, съест повар чуток больше, но не 10 же кэгэ?!! Из этого следует и аляповатый вывод: гражданские поварихи опасны для солдатско-матросских желудков, если проходная работает на недолжном уровне.

В нашей БТИ был такой обычай: на два месяца из числа матросов кого-то назначают в хлеборезку для утверждения этой самой продуктовой справедливости. Обязанности предельно просты. Цель всего священнодействия хлебореза сводится к одному:

- Каждому отдай то, что ему принадлежит!!!

Все закреплено в нормах интендантских статутов где-то наверху и твое дело только отвешивать и резать поровну. Помню хорошо, что булка хлеба с утра должна быть поделена ровно на 8 кусков, а на каждом столе на четырех человек должен быть кусок масла ровно в 120 грамм. То бишь, цельных 30 грамм на бойца!

И вот в феврале 1988 года меня не знамо за какие заслуги выдвинули во хлеборезы. Никому я ни зла не сделал, ни добра какого-то не помню за собой. Так, ткнул старшина роты пальцем и вперед! Первым порывом было отвертеться от доверия, но на улицы тогда больно холодно было:

- Почему бы это время и в самом деле не провести в теплом камбузе?

Идея понравилась. Успокоился вроде. Смущало другое. Первое время все убивался от одной мысли: как это все равномерно поделить, чтобы в меня не стали булыжниками бросаться? Раньше никогда ничем подобным не занимался. Дома каждый режет булочку по своей прихоти. Хоть клинышком, а хоть и морской волной: как нарежу, так и съем! Тут так не пойдет! Тебя съедят...

Представьте, получилось! Булка покорно разделялась ровнёхонько на 8 частей. С одного взмаха ножичка возникал 120-граммовый квадратик масла! Чудеса!! Повару масло надо было для пищи по весу выдавать, да определенное число кусочков рафинированного сахара на стол на одного едока. Все!!! Дело хлеборезное в шляпе!

Кроме кухонного тепла в холодное зимнее время, в моем положении были и иные преимущества. Во-первых, НИКАКИХ нарядов!!!! Ура!! Во-вторых, можно было избегать всяких построений на плацу под предлогом необходимости приготовлений к приемам пищи.

Красота!

Была и еще одна незначительная для гражданского человека привилегия. По воскресеньям всем морякам полагались два вареных яйца на завтрак, а за полгода мне сильно хотелось жаренных попробовать. Дома мог по 10 яиц за раз поглощать, бутылкой молочка запивая. Вот за две месяца я свои порции на сковородке приговаривал...

И все-таки, где-то за пару неделек до конца вахты грянул гром среди ясного неба. В одно утро прибегает запыхавшийся командир взвода мичман Бамшис и с порога орет:

- Одевайся и срочно на плац!!!!! Там командир части тебя ждет!!!!!!!

У меня в голове все перемешалось в потоке мыслей.

- Меня ждет командир части?!!! С какой радости??? Кто я и кто командир части??!!!! Бамшис шутит!!!!!

И, главное, ладно бы я был котом, укравшим колбаску с соседского стола, но ведь не могу понять за какой грех меня можно мутузить? Пока в казарму забежал за шинелью, пока до плаца. Да, точно! Стоит вся часть и... меня дожидается. Ну, там условности пошли:

- Разрешите стать в строй!

Разрешили. Не знаю зачем. Все равно тут же последовал командирский окрик кавторанга* Михаила Зубрика:

- Матрос Гапонов! Выйти из строя!!

Вышел. Отсчитал нужное количество шагов, развернулся лицом к строю. Слушаю.

- Вы знаете, что произошло у нас сегодня в части?! - начал речь командир части.

- Вот и мне интересно, что?? - думаю про себя.

- Такой-то матрос пошел в самоволку (я при чем?? - мысль у меня). Старослужащие развели малину тут (и все же, я при чем?? - та же мысль)... И хлеборез Гапонов (и что же хлеборез Гапонов?? Заинтриговал командир!!) носил им в автоцех тюхи, носил им котлеты...

Поясню. Тюха - это булка хлеба, разрезанная напополам и посередине приличный такой отрез из масла. Такая порция не предусмотрена уставом, но для тех, кто на ночном дежурстве хлеборезы выкраивали ресурсы. За счет удержания от положенной нормы для котла. Это все знали. Это как неписанное правило дорожного движения. Но какие котлеты?!! Что за бред?!!

Не выдержав, у меня стала улыбка до ушей от таких надуманных обвинений. В это время командир рядом прыгал, разбрасывая молнии на головы бедных подчиненных. И тут он увидел мою улыбку.

- Вам смешно, товарищ матрос?????!!!!! Что здесь смешного?!!

Как мне пояснить? При всех сказать, что командир несет околесицу? Зачем?? Молчу.

- Почему Ваш матрос улыбается, товарищ Триполко?!

Это наш начальник третьего цеха по проверке зенитных ракет и мой главный начальник до хлеборезки.

- Он у нас человек, который всегда улыбается...

- Ладно!! Посмотрим! - бросил командир - Стать в строй!

Нельзя сказать, что я храбр и не обращаю внимания на начальство. Просто глупость нареканий перевесила во мне страх перед попаданием на гауптвахту. В общем, я не понял в чем меня обвиняют.

Не успел я снять шинель, войдя в хлеборезку, как командир уже резко открывает двери и сразу в бой:

- Посмотрим, что у Вас тут творится! Накладную на сахар мне!!!!

Даю. Читает.

- Так! Тут сказано, что на обед должно быть 1250 грамм сахара для компота. Сахар на веса!!!

Ну, пачка была рафинированного сахара и ее не стали взвешивать. Она и так килограммовая! В полупустой пачке лежали кусочки сахара и, победоносно глядя на меня, командир сам кладет ее на веса.

- Так, посмотрим...

Вот это стало величайшим чудо в самом деле! Я точно знаю, что никаких предварительных замеров не делал и там могло оставаться сколько угодно сахара, но весы показали ровно... 250 грамм!!! Как в аптеке! Командир даже застыл на какое-то время.

- Хорошо! - коротко бросил.

После этого полез в холодильник. Старый такой, советский. Может, кто помнит такие махины для общепита? Он открывает дверцу, а там, на разносе, гора масла. Он даже голову туда сунул, но, будучи человеком грузным, недалеко. На мое счастье. Потому что протяни он голову чуть дальше, то слева бы увидел 3 пачки припрятанного сахара. Кстати, этого масла там вообще не должно было быть (для тюх было припасено!), но наличие оного в большом количестве было им принято за норму.

Командир пошумел для острастки и ушел. Все. На губу не попал. Все прошло тихо. И все же последствия были. Через месяц я стал служить в секретной части. Я не мог понять, кто и зачем выдвинул туда именно меня. Еще через месяц, когда Михаил Зубрик выходил из секретки, он спросил у моей начальницы:

- Ну как служит товарищ? Хорошего я Вам подыскал бойца?

Вот, оказывается, что! Как я понял, командир разобрался в том случае и выяснил, что никому из годков не прислуживал. В хлеборезке все совпало до граммов и он посчитал, что и количество секретных документов у меня тоже будет в норме. Может и мое молчание тоже сыграло роль? Не знаю.

Ясно только, что без хлеборезки у меня бы точно не было секретки. Строг был командир (был, потому что его уже нет в живых), но справедлив. Что же, спасибо, отцы-командиры, чувство ответственности и порядка я приобрел у вас в воинской части и эти качеств и теперь со мной. Помогают здорово. И хлеб я тоже режу ровно с тех пор...

*Кавторанг – капитан второго ранга
Статьи на подобную тему:
http://www.proza.ru/2012/12/01/1080 - статья "Будни секретчика"


Рецензии
Очень весело и по-доброму написано!

С уважением

Лев Ревуцкий   18.07.2014 04:37     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.