Герцена, 34. Артель Кооппарикмахер. 1930-е гг

   В доме 34 по Большой Морской (Герцена) до революции размещался известный музыкальный магазин Юлия Циммермана. Он находился также в доме 40 на Большой Морской. Там продавались музыкальные инструменты и ноты. Большим спросом пользовались вальсы, русские романсы, румынские вальсы, ''новейшие цыганские песни и романсы'' и песни Жемчужникова с подробным описанием танцевальных фигур.
 
   В 1888 году в музыкальных магазинах по Большой Морской (Юргенсона, Н.Х.Давингофа в доме 30, у Бютнера и Розе на Литейной) распространялись оставшиеся билеты на премьеру оперу Верди "Макбет" "с Лонжинским в заглавной роли". Действие происходило в Благородном собрании, дирижировал г. Деккер-Шенк. Именно Иван Федорович Деккер-Шенк совместно с Виктором Николаевичем Финне, дядей моей прабабушки, и Сланским были зачинателями Санкт-Петербургского гитарного общества. Виктор Финне, с сыном Сланского потом будут репрессированы...

   Но, вернёмся к дому 34. Ещё до революции, дома 30, 32 и 34 прикупил «Русский для внешней торговли банк», в 1930 годы здесь находилось  Ленбытобъединение. Прототип будущего «Дома быта».

   В здании находилось и помещение Промыслово-Кооперативной Артели «Кооппарикмахер». Основным  направлением деятельности артели, как добровольного объединения людей для совместной работы,  с участием в общих доходах и общей ответственностью, было организацией курсов повышения квалификации дамских мастеров (парикмахеров и маникюрш).

   Квалификация парикмахера  простиралась  от 1 до 4 разряда. Обязательным моментом для изучение основ парикмахерского искусства  было знание  санитарной гигиены, а  для «дамских мастеров» уже третьего разряда нужно было владеть искусством электрической завивки «Фризюр».

   Модная прическа «Фризюра», она же «Фризура» достигалась путем нагрева электрическими щипцами, ранее была известна под названием  «Завивка в виде волн».

   Карл Неслер изобрел аппарат для длительной завивки, называемой "перманент", которая держалась шесть месяцев. В Россию перманент пришел в 20-30 гг. С появлением искусственных волнистых волос изобрели и щипцы (плойки) для завивки.

   Выстраивались очереди из модниц к дамским мастерам, проходившим курсы в «Кооппарикмахере» на улице Герцена. Большой любительницей подобной завивки была и жительница Почтамтской 20, Надежда Владиславовна Тэрвидис, гимнастка Госцирка.  Захаживала к любимому дамскому мастеру и жена наследника купца Ветошникова Евдокия Ивановна с Гороховой улицы.

   Перманентную завивку предпочитали не только артистки, но и миллионы простых советских женщин, трудившихся на фабриках и заводах нашей родины. Они тоже  старались следовать моде, и, пусть реже, но иногда могли себе позволить подобную прическу. Перманент любили  моя прабабушка Ирене и бабушка Ольга. Они были всегда "при параде". Экономили на чем угодно, только не на прическе.

   Дом быта появится потом в Октябрьском районе на улице Декабристов, рядом с синагогой. Судьба многих артелей закончилась плачевно в СССР. Хрущев полностью передал все артели государству, кроме  мелких артелей бытового обслуживания, художественных промыслов и артелей инвалидов. В 1970-1980-е годы единственной разрешенной отраслью артелей была золотодобывающая.
 
  Название многих артелей уже никто не вспомнит, а наша, промыслово-кооперативная, стала историей благодаря сохранившемуся удостоверению  середины 1930-х годов о прохождении курсов повышения квалификации. 


Рецензии