Борджиа. часть1 глава3

ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВО АЛОНСО




Немного поэт, немного мерзавец.
Такое впечатление, что это ваша семейная черта.

Р.Желязны
«Двери в песке»




***


Родриго Борджиа. Имя, ставшее знамением эпохи и символом всех воображаемых пороков. Манеры священнослужителя, обличье дроттара* - слуги не от мира сего, слуги дьявольского, проповедника тайных мистерий**, Родриго являет собой личность скандальную, эпатажную, позорную, но слишком могущественную, чтобы быть просто забытой.

Своим появлением на свет будущий понтифик обязан тайной длительной связи своей матери, Изабеллы, с ее братом, Алонсо Борджиа, который в свое время займет трон апостолов и откроет перед Родриго широкий выбор возможностей, возможностей, гораздо больших, чем он смог бы сам себе обеспечить. Тот факт, что Родриго явился плодом преступной связи, был настолько очевиден, что Жофре Ланзол де Боржа, супруг Изабеллы, потребовал развода и отказался признать ребенка. Однако этот предосудительный фактик старательно скрывался в семейных кулуарах. Родриго унаследовал имя матери и своего фактического отца, с тем инцидент был исчерпан. Де Борха – рыцари, «белая кость», им не нужна огласка. Но этой истории предшествовала другая, не менее интригующая.
 
*дроттар — скандинавский языческий жрец
**Мистерии, от греческого «таинство», «тайное священнодействие» - богослужение, совокупность тайных культовых мероприятий, посвященных божествам, к участию в которых допускались лишь посвящённые.


***




Несмотря на то, что в Испании Борджиа ни в чем особенно себя не проявили, к XIV веку это была могущественная аристократическая династия. «У Хуана Доминго де Борха де Каналье и его супруги доньи Франсиски Мартин де Борха кроме прекрасного дома в аристократическом квартале Хативы было укрепленное поместье Ла Торрета. В нем 31 декабря 1378 года и родился их сын Алонсо де Борха. Его рождение совпало с началом раскола римской католической церкви. Папский престол вернулся в Авиньон, а кардиналы, недовольные политикой папы Урбана VI, избрали другого — Роберта Женевского, принявшего имя Климента VII. С того момента Рим и Авиньон стали оспаривать друг у друга право власти».


Алонсо было 16, когда в Хативе объявился один из сторонников антипапы Бенедикта XIII. Он был как вездесущий дух, ангел возмездия, появляясь с проповедями то в одном месте города, то в другом. Этот проповедник, по имени Винсент Феррье, обратил внимание на Алонсо, слушавшего его наставления с особым упоением. Он-то и предсказал юноше большое будущее на духовном поприще. Родители, а в особенности мать, донья Франсиска, вняв предсказанию святого отца, отправили сына учиться в университет в Лериду. Вот так и произошло вторжение в личный рай Алонсо.

Вскоре открылось, что юный аристократ амбициозен сверх меры. Он не хотел и не умел ждать, он спешил вперед, обгоняя свою тень. Путь Алонсо Борха к престолу Святого Петра был чередой предательств, цепью вероломств. «Иудин поцелуй» стал визитной карточкой Алонсо. По окончании университета молодой «доктор одного и другого права» поступает на службу к авиньонскому папе.

Бенедикт XIII назначает Алонсо де Борха каноником* церкви Леридского собора. Блестяще образованный юрист, до кончиков ногтей преданный антипапе, бесконечно оказывает ему значимые услуги, но как только переменился ветер, а дела на политической сцене приняли другой оборот, этот энергичный, практичный, предприимчивый человек принимает самое деятельное участие в низложении своего покровителя.


* В католичестве каноник — кадровый священнослужитель епархиального кафедрального костела, состоящий членом капитула. Назначается на должность епископом. Каноник призван постоянно находиться при костеле, участвовать в отправлении богослужений, ассистировать епископу в управлении епархией. В отличие от «регулярных каноников» — августинцев, живущих по полумонашеским правилам, таковые каноники живут нормальной жизнью немонашеского духовенства и именуются «секулярными».



Стараниями Алонсо в 1412 году был возведен на престол Арагона Фердинанд I. Альфонс V Великодушный, сын и наследник Фердинанда I, король Арагона и Сицилии с 1416 года, а с 1435 года и король Неаполя, возлагает на Алонсо ответственное поручение — потребовать отречения антипапы Климента VIII. Для циничного и юркого как змея Алонсо было мало невозможного. Он успешно справляется с миссией смутьяна и миротворца. Наградой ему стало назначение канцлером арагонского короля. Благодаря его усердию, Альфонс V, официально признал папой Мартина V.  В награду за труды последний назначил Борха епископом в прибыльной Валенсии.
 
Ловкий посредник, епископ Валенсийский, занимается внутренними делами Испании, но и с международными задачами справляется не менее успешно. С его помощью между Альфонсом V и папой Римской католической Церкви Евгением IV, преемником Мартина V,  был заключен договор, за который Алонсо Борха получит в свое время неплохие дивиденды: 2 мая 1444 года Евгений IV поднимет его до кардинальского достоинства. Главным условием договора между королем и папой было то, что Испания признает Евгения IV единственно законным папой, а король Альфонс V получает инвеституру неаполитанского королевства. Став кардиналом, Алонсо поселяется в кардинальском дворце в Риме. Именно с этого времени старинная испанская фамилия Борха произносится на итальянский манер — Борджиа.

Чувство гордости за себя окатывало 66-летнего Алонсо с ног до головы. Ничего подобного он до сих пор не испытывал.


***


«Никто не познает точно добродетели, если не имеет понятия о пороке, в особенности, когда некоторые пороки до такой степени близки к добродетели, что легко обманывают своим подобием»*. Алонсо Борджиа умел ждать. Это была его личная добродетель.


*Пьер Абеляр (1079—1142) — французский философ, богослов и поэт. Трагическую историю своей любви к Элоизе рассказал в своей автобиографической книге «История моих бедствий».


24 марта 1455 года умер очередной папа римский, Николай V.** Он не был обременен личными амбициями, преклонялся перед искусством и традициями античности. Основал Ватиканскую библиотеку, которая сегодня является ценнейшим собранием рукописей классической литературы. Парадоксален тот факт, что Николай V, стремясь к водворению всеобщего христианского мира, в 1452 году издал буллу Romanus Pontifex, где объявлялась непримиримая война против всех нехристиан. Это официально дало португальцам право претендовать на земли Западной Африки, которые они завоевывали с маниакальной целеустремленностью и варварской свирепостью. Фактически Николай V  своей буллой санкционировал захват португальцами африканских территорий и обращение их населения в рабство.



**Николай V — папа римский с 6 марта 1447 по 24 марта 1455 года.

 
Папским дозволением не преминул воспользоваться Генрих Мореплаватель***, португальский инфант.****  Это была личность незаурядная. О таких говорят: «первый среди равных». Он был одним из самых знаменитых людей начала периода географических открытий. Принц был фанатично предан науке и христианской вере. Главными целями его жизни стали искание и обретение новых земель для португальской короны и новых душ для христианской церкви. В деятельности Генриха тесно переплелись противоречивые интересы. Он был безжалостным колонизатором, стремящимся к захвату новых территорий, был исследователем, первооткрывателем новых земель, ученым-картографом, миссионером. Его маниакальная идея распространения христианства среди новых народов, плохо увязывалась с тяготением к порабощению и уничтожению. Но в те безумные и несправедливые эпохи популисты умудрялись совмещать несовместимое.

Генрих, а правильнее, принц Энрике, был крестоносцем,***** великим магистром рыцарско-монашеского ордена Христа.****** Духовно-рыцарские ордена всегда были военно-политической силой страны. Сохраняя значение военной опоры правящего дома и королевства, ордены постепенно берут на себя и другие виды деятельности, одним из которых стало освоение морских просторов и новых земель. Для Португалии, расположенной в стороне от главных торговых маршрутов, это было чрезвычайно важно. Королевство после Реконкисты и изнурительных войн с Кастилией было финансово истощено. Участвовать в мировой торговле с большой выгодой для себя Португалия не могла, экспорт был незначителен, а ценные товары Востока приходилось покупать по изрядным ценам, что, собственно, королевству было не по карману. При всем при том географическое положение Португалии способствовало открытиям на западном берегу Африки. Но главной целью Генриха оставались плавания к югу вдоль западного берега Африки с целью найти морской путь в Индию.



***Генрих Мореплаватель (4 марта 1394 – 13 ноября 1460), португальский инфант, сын короля Жуана I.
 
****Инфант, женская форма инфанта — титул всех принцев и принцесс королевского дома в Испании и Португалии. В Испании инфант носит титул принца Астурийского, а в Португалии до отделения Бразилии он носил титул принца Бразильского. С XIV века в королевствах Арагон, Кастилия, Леон и Наварра наследники престола именовались принцами и принцессами, остальные дети королевской четы удостаивались титула инфант.

*****Крестовые походы — серия военных походов из Западной Европы, направленных против мусульман, язычников, православных государств и различных еретических движений. Целью первых крестовых походов было освобождение Иерусалима с Гробом Господним от турок-сельджуков. Позднее крестовые походы велись ради обращения в христианство язычников Прибалтики, подавления еретических и антиклерикальных течений в Европе, например, катаров и гуситов, и для удовлетворения политических амбиций римских пап.

******Орден Христа — духовно-рыцарский орден, правопреемник тамплиеров на территории Португалии. Учрежден в 1318 году португальским королем Динишем  для продолжения начатой тамплиерами борьбы с неверными. Папа Иоанн XXII позволил передать ордену все владения португальских тамплиеров, включая замок Томар, ставший в 1347 году резиденцией великого магистра. Отсюда второе название ордена — Томарский.




То было время великих заблуждений и великих открытий. Моряки верили, что Земля плоская, а Африка – бесплодная пустыня, гиблые места, простирающиеся до самого Южного полюса. Они трепетали от мысли о зное тропиков, сжигающем корабли, их приводили в ужас передававшиеся от поколения к поколению легенды о монстрах, обитающих в мрачных глубинах океана. Они предполагали, что вода за экватором  не подходит для плаваний. Любую выдумку, самую невероятную химеру портовых рассказчиков они принимали за чистую монету. Однако выходили в море и совершали подвиги, делали то, что выше человеческих сил.

Начиная с 1419 года, и до самой своей смерти, Генрих одну за другой снаряжал экспедиции. Основным кораблем тех времен была каравелла, небольшое суденышко, водоизмещением не более 200 тонн. Для рыбной ловли и перевозки грузов оно годилось. Но вот для великих морских походов… Как солнечный свет эти скорлупки растворялись в просторах океана, и немногие возвращались обратно. При Генрихе судно выдержало некоторые изменения. Оно стало немного легче, и приобрело три и более мачты с косыми латинскими парусами. Теперь каравелла была более маневренной и ходила против ветра. Экспедиции, которые финансировал принц, открыли ряд островов у западного побережья Африки, Азорские острова, острова Зеленого мыса. В 1420 году португальские мореплаватели открыли остров Мадейра, который был колонизован, став первым иностранным портом королевства. В 1434 году капитан Жиль Эанеш сумел обогнуть мыс Бохадор, а спустя два года капитан Гонсалвиш достиг бухты Рио-де-Оро. 

В 1441 году суда португальской короны достигли мыса Кабо-Бланко. Исследовались устья рек Сенегал  и Гамбия. Продвигаясь все дальше и дальше, экспедиции привозили золото с гвинейского побережья, возводили на открытых ими землях свои цитадели. Уже в те годы в Португалию были доставлены первые партии чернокожих пленников. Это положило начало работорговле. Принц Энрике позаботился о государственной монополии на торговлю невольниками. А в 1455 году началась массовая торговля африканскими рабами, центр которой располагался в Аргене, недалеко от мыса Кабо-Бланко.
 
Работорговлю Генрих поощрял, а обращение черных рабов в христианство считал способом спасения их душ. Выходило, что, подвергая людей истязаниям, мытарствам и ужасным бедствиям, лишая их родины, истребляя, христиане заботились об их душе! Как это возможно? Лицемерие. Вот ответ. Ложь и фанатизм всегда отвратительны, в любых своих проявлениях.

Родственные связи для Генриха, одержимого своей сверхидеей, не существовали. В 1437  году его младший брат Фердинанд в ходе военной экспедиции был захвачен маврами, и за него потребовали большой выкуп.  Генрих воспротивился «разорительной и бессмысленной трате», несмотря на то, что оставить в плену  принца считалось бесчестьем. Фердинанд провел в плену несколько лет, где и умер, получив впоследствии прозвание Святого инфанта. Сам же Генрих умер 13 ноября 1460 года, когда небо устилали черные тучи и холодный ветер обдавал скалы и крепость Сагреш брызгами разбивающихся вдребезги морских волн. Принц Энрике был погребен в часовне монастыря Баталья. Ему не удалось открыть морской путь в Индию, однако в том же году родился тот, кто сделал это. Васко да Гама. Могло ли это быть случайностью?

***


Вернемся в Рим 1455 года. Папа Николай V умер, и в апреле собрался конклав кардиналов для избрания нового понтифика. Алонсо Борджиа к тому времени прошел свой путь служения Римской Церкви почти до конца. Он был уже старик. Ему исполнилось 77 лет. С помощью почти открытого подкупа и при содействии влиятельных римских семейств, 8 апреля Алонсо сел на Святой престол. Говоря откровенно, многие смотрели на него, как на «переходного папу». Каликст уже давно болел, подолгу не поднимался с постели. Признаться, от него не ждали ни потрясений, ни бурной деятельности, ни перемен. Но, кардиналы ошибались…

В отличие от своего предшественника, Каликст III не был гуманистом. Он всю жизнь оставался холодным, меркантильным юристом-теологом и расчетливым политиком, которого простые римляне не любили уже за то, что он чужак. Папская тиара здоровья старику не прибавила. Он руководил церковью, лежа в постели, но это не мешало его кипучей деятельности. Новый папа изумлял даже матерых сановников курии.

Несмотря на то, что римский народ с подозрением принял старого каталонского кардинала, при Каликсте в церковном руководстве усилилось испанское влияние. Самим своим избранием Каликст был обязан не только коррупции в верховном руководстве церкви, но и растущим влиянием испанской державы на Италию.

Римский плебс с неприязнью принял потянувшуюся вслед за понтификом армию его родственников. Годы правления Каликста прошли под знаком неограниченного непотизма. Выгодные должности и основные посты в Ватикане и в курии папа отдавал своим родственникам и каталонским сторонникам семьи. Так, комендантом Замка Святого Ангела и одновременно кардиналом Каликст назначил своего племянника, Педро Луиса Борджа. Другой племянник, то есть родной сын папы, Родриго Борджа, которому только-только минуло 25 лет, был назначен кардиналом.

По приказу папы Борджа в 1456 году было пересмотрено решение суда по процессу над Жанной д'Арк, которая в 1431 году была приговорена к сожжению на костре. В результате нового разбирательства Орлеанская дева была оправдана. Однако ее палачи не понесли наказания. О тщеславии Каликста красноречиво говорит тот факт, что он был инициатором процесса канонизации Винсента Феррье, того самого миссионера, который более полувека назад в родной Хативе предсказал мальчику Алонсо великое будущее.

Центральное место в годы недолгого правления папы Каликста III занимало завершение антитурецкой крестовой кампании. Он прекрасно помнил, какое потрясение испытал весь христианский мир, когда два года назад, в 1453, весть о захвате турками Константинополя облетела европейские государства. К слову сказать, подготовка похода против неверных давала неоспоримые основания для изъятия у верующих максимальных денежных сумм. Это положило начало новому виду налогообложения, поводом для которого определялась необходимость покрытия нужд борьбы с неверными.

Для решения военной задачи понтифик развернул бурную дипломатическую деятельность. Начал его святейшество с того, что 15 мая 1455 года обратился за поддержкой к герцогу Бургундскому, отпустил грехи ему и всем солдатам его армии, обложил налогом доходы церквей и опубликовал буллу-воззвание «In sacra».

Популяризацию идеи крестового похода взяли на себя францисканцы. Безоговорочно преданные папе, серые братья великолепно справлялись с задачей, проповедуя день и ночь на всех дорогах, перекрестках и площадях. 
Каликст намеревался одномоментно ударить по туркам с суши и с моря. На Балканах должен был взять инициативу воевода Трансильвании, регент Венгерского королевства, Янош Хуньяди. А на море, по плану папы, будут действовать, собственно, сам наместник Петра со своим военным флотом, и Венеция. Однако, несмотря на все старания папы и миноритов, непомерные тяготы борьбы против турок легли в первую очередь на плечи маленькой Албании и Венгрии, где в 1456 году был коронован и признан законным монархом сын регента, Матьяш Корвин, друг, союзник, соперник и враг господаря православной Валахии Влада Дракула.

Франция еще не оправилась от Столетней войны, купеческая Венеция дорожила торговлей с Турцией, поэтому вмешиваться в крестовый поход и ставить под удар свои коммерческие интересы не желала. Не отозвались ни Флоренция, ни Генуя, несмотря на угрозы понтифика применить мощное средство воздействия – тотальный интердикт.*


*Интердикт, от лат. Interdictum — запрещение. Одна из форм церковного воздействия и наказания в католицизме, заключающаяся во временном запрете папой (иногда епископом) совершать богослужение и религиозные обряды (без отлучения от церкви) в пределах той или иной территории (интердикт локальный); иногда налагался на определенных лиц (интердикт персональный). Интердикт являлся мощным средством давления на государей и феодалов, использовался для борьбы с ересями. (Источник: http://slovari.yandex.ru).
Каликст III скончался в 1458 году. В мир иной он уходил с чувством выполненного долга, 80-летним старцем, достигшим в жизни всего, чего только мог, выгодно пристроив всех своих родственников и союзников, и обеспечив будущее своему сыну, Родриго Ланцолю, которого видел в качестве своего преемника.


Рецензии