Мариуполь освобожденный. Что ждет Донбасс?

"Донбасс – это регион, который однозначно унаследовал ту ценностную систему, которая существовала в Советском Союзе: махровый патернализм, доминирование коллективистских ценностей, историческая память, преимущественно ориентирующаяся на советское наследие", – начинает наш разговор социолог культуры Дмитрий Миронович, возглавляющий социологическую лабораторию в одном из донецких вузов.

По мнению Мироновича, такие настроения были выгодны местной власти: экономика региона, создававшаяся при СССР, не изменилась. Следовательно, не поменялся и образ жизни жителей региона.

Все те же советские установки и мифы передавались из поколения в поколение. Доминирующим социальным запросом был запрос на стабильность, а не на перемены. Поэтому когда начался Майдан, жители восточных регионов просто не поняли и не приняли смысл этого протеста.

Ярослав Пасько – автор книги "Гражданское общество и национальная идея. Украина на фоне европейских процессов. Компаративные очерки". Он считает: новая власть оказалась чуждой жителям Восточного региона на ценностном уровне. Их картина мира пошатнулась. Срочно понадобилась идея-заменитель.

Так возникли так называемые Донецкая и Луганская народные республики, "правительства" которых формировались из низов.

"Формат "народной республики" был выбран не потому, что для этого были какие-то предпосылки, а потому что перед людьми уже был пример Крыма, – подтверждает Пасько. – Кроме того, все-таки ДНР и ЛНР – это, в общем-то, проект, поддержанный российскими властями и собственно Януковичем. Люди здесь особо не понимали, что означает формат "республики", они восприняли эти формирования просто как замену старой власти на новую, в которой нет олигархов, а все – "свои".

По мнению философа, Донбасс зашел в тупик, поскольку за весь период независимости в регионе не внедрялась практика самоуправления и не было оснований для развития низовых инициатив. Поэтому не появилось и базиса для модернизации, а вертикальная система, которую строила Партия регионов, развалилась как карточный домик.

"Власть долгое время не обращала никакого внимания на личность, индивида. Собственно, индивид возникает там, где есть основания для гражданского общества и свобод. А здесь не было ни свободы слова, ни свободы вероисповедания, ни приватной инициативы, – размышляет Ярослав Пасько. – Мы сравнивали ценности западной и восточной Украины: в целом, на востоке нет ни нормального индивидуализма, ни стремления к активному взаимодействию сообществ. Ценности людей фрагментарны, нет противодействия активному сегменту".

Тем не менее, для некоторых "народные республики" стали социальным лифтом.

Когда на востоке страны завершится война, начнется процесс поиска новой идеи, способной развить регион.

Философ Ярослав Пасько говорит, что создавая картину будущего, Донбассу обязательно придется учитывать советскую тематику.

"Жители Восточной Украины слишком долго находились в патерналистском положении, поэтому полностью разрушить ту картину мира, к которой они привыкли, опасно. Нужно действовать осторожно и не пытаться навязывать западные ценности. Но в любом случае, образ будущего для Донбасса не должен ассоциироваться с Россией как продолжателем Советского Союза", – считает Пасько.

Во многом этот процесс будет зависеть от того, насколько тепло Центральная и Западная Украина примут Восток страны, пытавшийся "уйти".

"В Украине до сих пор не было попытки выработать точки соприкосновения двух частей страны. Никто еще не занялся, например, созданием учебника истории, который устроил бы и Запад, и Восток."

В истории есть примеры, когда общество сознательно преодолевало поляризацию мнений.

Подходящий пример – Испания периода генерала Франциско Франко, – считает социолог Миронович. Тогда общество разделилось на два лагеря: один поддерживал республику, другой – режим диктатора Франко. После войны, общество заключило пакт: "Мы забываем прошлые противоречия, не вспоминаем их в общественном дискурсе и строим все по-новой. Надо жить дальше".

верхний регистр:
Мариуполь после зачистки: Сгоревшее здание управления МВД. Флипчат в одном из ВУЗов ещё довоенного Мариуполя.  Здание горсовета Мариуполя.

нижний регистр: Славянск.


Рецензии