Тотемизм сегодня

Современный человек при всём его снобизме и высокотехнологичности языкового аппарата остаётся по сути глубинным тотемистом. Первобытное мышление, особенности которого так замечательно были описаны Люви-Брюлем, неизменно сопровождает человечество вплоть до сегодняшних дней. Разрушение могильных памятников или оскорбительная надпись с присовокуплением имени задевает глубинно, а не поверхностно. Люви-Брюль пишет о том, что для первобытного мышления имя или изображение - это и есть суть человека, часть тела, наравне с рукой или головой. И оттого повреждение или оскорбление их - это вред, наносимый самому человеку. Мы не в силах объяснить того негодования, которое поднимается из глубин души, когда разрушаются памятники, поставленные героям или предкам, лишь оттого, что никогда не анализировали свой гнев и не пытались понять самих себя. Лишь приняв и осознав свой глубинный тотемизм, можно понять и ту привязанность к священным предметам, местам и ритуалам, которая есть в любой религии до сих пор, и ту мифологическую ассоциативность мышления, которая проявляется в выбираемых тотемных животных (лев - смелость, волк - верность, баран - глупое упрямство), которые наделяются определёнными качествами-характеристиками так, словно бы эти создания являлись хранителями каких-либо черт характера человека, или повышенному вниманию, которое обращается на случайные слова, брошенные в спину проклятьем. Первобытное магическое мышление, где связи между случайными предметами не поддаются логическому обоснованию - это данность повседневности и сегодняшней жизни. И лишь в одном преуспел современный человек - в потери осмысленности собственных поступков и отрицании собственной сути.


Рецензии