Визит Калле в Москву
Визит в наш интернат был назначен на 11 сентября 2013 года, на среду. Мы очень волновались. Я хочу поблагодарить Романа Колпакова (директора некоммерческой организации «Инватакси») за то, что он предоставил в распоряжение делегации отлично оборудованный микроавтобус на три дня. Группа финнов прибыла в наш интернат даже раньше, чем мы ожидали — ровно в 16 часов. Мы все их встречали на улице около порога ФОКа (физкультурно-оздоровительного комплекса).
Все — это директор нашего интерната Леонид Иванович Мусатов, главврач Елена Михайловна Ершова, заместитель директора Марина Германовна Куропова, воспитатели Валентина Ивановна Борисенкова, Любовь Николаевна Проскура, Татьяна Александровна Усикова. Из проживающих в нашем интернате были – художник Андрей Щекутьев, поэтесса Ирина Мовчан, художницы Ольга Шафранова и Юля Туманова, Володя Бондарев, Сергей Стрельников, Маргарита Давыдова, Мария Сиротинина. Нам также помогала на встрече наш близкий друг Татьяна Сергеевна Грачева, которая в прошлом году ездила с нами в Финляндию.
Первым ко мне подошел Томас Тууре — правая рука и ближайший помощник Калле Кёнккёля. Я с ним давно познакомился в интернете на фейс-буке. Когда мы были в Хельсинки, Томаса на встрече не было. Он вышел из машины, сделал пару шагов и по-фински начал спрашивать: «Где Алексей Карлов?». Мы обменялись рукопожатием. Я был очень рад встретить его в реальности, а не в интернете. Он тоже, как и Калле, очень деятельный. Я рад, что Калле повезло с таким другом.
Потом на электроколяске стремительно выкатился Калле и начал пожимать всем руки. Дальше мы все пошли на ФОК чай пить. Мне понравилось, как наш тренер Алексей Геннадьевич Объедков играл на аккордеоне русские народные песни. Мы расселись за столом, выступил наш директор и переводчица. Директор нашего интерната Леонид Иванович Мусатов посадил меня рядом с Калле.
Затем Леонид Иванович рассказал финнам про интернат, про ФОК.
Снимки встречи делала фотограф организации «Порог» Шарлотта Боукт. Чуть позже подошла моя подруга Лена (она в этот день работала). Ира Мовчан в другой комнате на ФОКе давала интервью. Калле, Андрей Щекутьев и я стали общаться с помощью переводчика. Разговор шел об истории, о политике.
Я задавал Калле вопрос об НКО. Он ответил, что у них тоже есть некоммерческие организации. Их государство тоже держит под контролем. Я подарил ему свою книгу «Записки человека с ДЦП» с автографом. Калле спросил меня о моих дальнейших планах. Я смутился и сказал, что далеко не загадываю, но буду писать дальше и хочу еще поехать в Хельсинки.
Андрей подарил свои картины. Он задал вопрос: «Кто содержит дома инвалидов в Хельсинки?». Калле ответил, что у них все эти дома частные. Инвалиды оплачивают свое содержание из пенсии. Наконец приехал мой друг Алексей Курочкин. Он сразу познакомился с Калле и начал с ним беседовать по-английски. Я был очень рад их знакомству. Может, Алексей в дальнейшем будет помогать нашему сотрудничеству. Андрей Щекутьев вспомнил про женщину-инвалида из Швейцарии Нину Дориццы-Малер, она русского происхождения. Нина активно боролась за права инвалидов.
Одновременно все пили чай и фотографировались. Калле немного рассказал об истории организации «Порог». Вначале это было объединение около десяти человек. Постепенно она разрослась. «Когда я говорил о своих мечтах, что мы сможем спокойно ездить по улицам, как все люди, надо мной все смеялись» — говорил Калле. «Насмешки придавали нам еще больше упорства, прибавляли сил». Нам с Леной врезалась в память одна фраза: «Я вижу в нас, инвалидах, таких же людей. Мы любим, мы чувствуем боль, мы боимся смерти так же как все. НЕ НАДО НАС ОТДЕЛЯТЬ ОТ ОСТАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА». И не надо уничтожать, как предлагают некоторые, в частности журналист Никонов, написавший скандальную статью «Добей, чтоб не мучился». Калле — противник эвтаназии.
Щекутьев спросил: «Финляндия несколько столетий входила в состав России. Осталось ли в ней что-то русское?». Калле ответил: «Остались названия улиц». Во время разговора Калле с директором было достигнуто соглашение-проект, по которому небольшая группа жителей интерната с сопровождающими в 2014 году поедет в Финляндию, а затем, в 2015 году финская группа во главе с Калле, снова приедет в Москву. Я слышал, Калле также предложил хорошую идею: учить проживающих в интернате с сохранным интеллектом английскому (у кого есть желание).
Время поджимало, мы решили пойти в жилой корпус интерната. Когда мы проезжали по территории нашего парка, Калле сказал: «Какое прекрасное место!». По дороге в интернат Калле подарил моему другу Алексею Курочкину свою книгу «И стал моим домом весь мир» на русском языке. Мы сфотографировались в огромном холле под картиной Андрея «Времена года». Потом поехали осматривать второй этаж, женский. Калле заехал в комнату к Ире Мовчан, побыл там четверть часа.
В это время мне удалось переговорить с его помощником Томасом. Я попросил его делать сайт «Порога» на русском языке. Он пообещал мне это, сказав, что в редакции несколько человек знают русский язык. Я с ним хорошо пообщался.
Потом мы поехали все на третий этаж, мужской. Там я дал интервью финским журналистам, среди них оказалась «левая рука» Калле Хейни Саарасте. А Калле на несколько минут заехал посмотреть нашу комнату. Интервью мы с Леной давали около сорока минут. Они спрашивали меня про мою биографию, про мою жизнь. Затем мы с Леной поехали на ФОК попрощаться с Калле. Я вернулся в свою комнату очень довольный и снова стал все вспоминать.
Встреча произвела на меня большое впечатление. Я очень рад, что Калле смог к нам приехать. Я весьма надеюсь на сотрудничество с «Порогом», организация мне очень нравится.
Я хочу поблагодарить за организацию встречи администрацию нашего интерната: директора Леонида Ивановича, главврача Елену Михайловну, и заместителя директора Марину Германовну, а также всех друзей, которые пришли нам помогать.
Свидетельство о публикации №214062201612