Двадцать шестой вопрос. Как помочь другим?
– Папа! – поднимает Сережа голову от книги. – А почему все-таки Прометей любил людей, служил для них покровителем и настоящим защитником, а Зевс и другие боги от людей только получить что-то хотели? Вроде защищали, а на самом деле требовали почести и жертвы. Зевс, он что, на своем Олимпе жил в мире нищеты?
– Непростой вопрос, Сережа, – задумчиво отвечаю я. – Если божество требует, чтобы ему служили и воздавали почести, то рано или поздно из маленького ребенка, который может смело крикнуть: «А король-то голый!» вырастет настоящий Прометей.
– Наверное, Прометей себе такое предназначение выбрал – создать людей, служить им и помогать. А потом за это поплатился.
– Но все равно люди и Зевсу, и другим богам поклонялись и боялись их. И даже целое сословие образовалось, в котором люди (разные жрецы и монахи) служат и поклоняются только богам, а не каким-нибудь другим людям, вроде королей, героев и вождей.
– Они себе такое предназначение сами выбрали.
– Но, может быть, в своей жизни эти самые монахи многим смогли помочь?
– Как же они могут помочь, если в монастырях живут?
– Своим примером. Как раз в монастырях и учились смирению, главному качеству жизни «изнутри наружу».
– Не понимаю!
– А чтобы ты понял, мы с тобой снова детективную загадку поразгадываем.
– Вот это я с удовольствием! Детективы мне понравились!
– Тогда слушай…
В древние времена высоко в горах был монастырь, в котором жили мудрые монахи. Вся их жизнь подчинялась строгим правилам. Главным из этих правил было смирение. Монахам не разрешалось никак общаться друг с другом: ни словами, ни знаками. Они молились в одиночестве в своих кельях, читали мудрые книги, копили и преумножали мудрость. И только один раз в день встречались за завтраком в трапезной. Кроме того, им не разрешалось умываться и вообще дотрагиваться до своего лица, если на нем не было грязи. Да вдобавок в монастыре не было ни одного зеркала, чтобы не отвлекать монахов от мудрых размышлений.
Больше сотни монахов жило в монастыре. Но одного монаха все время одолевала гордыня. Наконец он решил покинуть монастырь, но на прощанье задумал посрамить остальных.
И вот однажды ночью он смешал сажу с мягким маслом, зашел в одну за другой десять разных монашеских келий, где мирно спали десять монахов, и каждому из них испачкал черной сажей лоб. Его состав был таким мягким и так хорошо высыхал, что к утру никто из испачканных монахов не почувствовал никаких изменений в своей внешности.
А в трапезной гордый монах нарушил обет молчания и сказал:
«Я ухожу, но перед уходом посрамлю вашу хваленую мудрость и докажу, что вы все – обычные люди. Я кое-кого из вас испачкал сажей, но вы никогда не сможете ее смыть, потому что никогда не узнаете, кого именно. А ваши обеты не позволят никому из вас смыть грязь, если он точно не будет знать, что испачкан. И сказать друг другу об этом вы тоже не сможете. Оставайтесь же с черными лбами навсегда!»
И с этими словами гордец покинул монастырь.
А монахи молчали. И только каждое утро снова видели друг друга, встречаясь в трапезной…
– Так вот какую задачу тебе предстоит разрешить, Сережа: умоются ли испачканные монахи когда-нибудь, и если да, то когда?
– Ну, во-первых, ничего тут сложного нет. Каждый может себе потрогать лоб и посмотреть: испачкалась рука или нет. Если испачкалась, то тогда умыться.
– Ты забываешь, Сережа, что монахам нельзя дотрагиваться до лица, если нет точной уверенности, что на нем грязь. Обет такой. А кроме того, хитрец приготовил такую смесь, которая, высохнув, не пачкается и не ощущается на коже.
– Ладно, тогда надо в какую-нибудь бочку с водой заглянуть и увидеть свое отражение.
– Представь себе, не было у них ни в кельях, ни в трапезной никаких бочек, а пили они из кувшинов.
– Тогда надо как-нибудь кивком или пальцем указать: ты, дескать, грязный!
– Конечно, хорошо бы своим испачканным товарищам добрую службу сослужить, но ведь общаться им запрещено любым способом! Такой уж у них обет. И вообще: это не такая уж простая загадка. Подумай лучше!
И Сережа уходит думать…
Конечно, историческим наш детектив с монахами назвать можно только условно. Обычно действие исторического детектива разворачивается в глубоком прошлом. Но, если признать в нашем детективе, как говорил один «заграничный консультант» наличие «интересной истории», то детектив этот, конечно же, можно считать историческим. И для нетерпеливых читателей в Приложении в конце книги снова дается разгадка этой «истории». А любознательным читателям мы все-таки предлагаем получить удовольствие и поломать голову над поиском красивого решения.
– Оказывается, – говорит Сережа, все еще под впечатлением от найденного ответа, – для того, чтобы помочь и себе и другим, не обязательно что-то делать руками! Оказывается, даже просто мыслью можно людям помочь. Если, конечно, не лениться и не быть глупым.
– Оказывается, Сережа, в каких-то ситуациях просто думать головой – это тоже краткосрочное предназначение! Но для этого надо?..
– Для этого надо людей услышать и понять или догадаться, как я могу людям пригодиться и сослужить им службу.
– Иначе говоря, раз уж «существует причина, по которой ты здесь», надо узнать эту причину! Причину, почему тебя жизнь свела именно сейчас с этими людьми. И принять ее как свое предназначение на данный момент времени.
– Это как в гавайском методе «хо’опонопоно»! Раз уж меня жизнь свела с этим человеком, значит, я за него полностью отвечаю! И какие-то мои знания, таланты и умения могут ему помочь! И я сам могу это решить и выбрать как свое предназначение «на сегодня»!
– А на Востоке, и, в частности, в книгах Дипака Чопры, это локальное предназначение называется «Дхарма». И сам закон Предназначения называется Законом Дхармы. Так как помочь другим, Сережа?
– Надо понять причину, почему жизнь свела нас, и принять это как свое сегодняшнее предназначение!
– А зачем людям помогать?
– Чтобы мои знания, таланты и умения служили на пользу людям!
И мы записали ответ по Закону Дхармы в ответную тетрадь:
Двадцать шестой вопрос:
КАК ПОМОЧЬ ДРУГИМ?
Ответ:
НАДО ПОНЯТЬ ПРИЧИНУ, ПОЧЕМУ ЖИЗНЬ СВЕЛА НАС, И ПРИНЯТЬ ЭТО КАК СВОЕ СЕГОДНЯШНЕЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ!
А зачем людям помогать?
ЧТОБЫ МОИ ЗНАНИЯ, ТАЛАНТЫ И УМЕНИЯ СЛУЖИЛИ НА ПОЛЬЗУ ЛЮДЯМ!
Новая игра Как помочь другим?
Надо понять причину, почему жизнь свела нас, и принять это как свое сегодняшнее предназначение!
Но ведь жизнь нас сводит едва ли не ежеминутно с самыми разными людьми! И что, для каждого из этих людей надо искать причину, почему этот человек оказался на нашем пути и как ему сослужить службу? Сережа в растерянности.
– Папа, мне так никакого времени не хватит своей жизнью жить, если я буду таким внимательным ко всем без исключения.
– Нет, Сережа, внимание тебе необходимо только для тех, кто обращается к тебе с просьбой о помощи. Помнишь, как мы с тобой семь лет назад ходили на дорогу и прыгали там, чтобы помочь всем подряд?
– Помню, конечно… Теперь я понимаю, что значит «просите и получите». Ведь те, кто нам может помочь, не могут помогать всем подряд! А только тем, кто об этом попросит.
– Да, ты прав. А чтобы людям такую возможность дать, послушай одну притчу.
Три мудреца заспорили, как лучше помогать людям.
Первый сказал, что надо твердо знать дорогу к счастью и успеху и вести за собой всех без исключения.
Второй сказал, что нужно внимательно слушать людей и, когда узнаешь, чем можешь им помочь, уметь эту помощь оказать.
А третий сказал, что большинство людей даже не знают, чего именно они хотят, и помогать надо только тем, кто точно знает, какая помощь ему необходима.
И мудрецы решили свой спор разрешить делом. У кого будет больше благодарных учеников через год, тот и прав.
А для того, чтобы все были в равных условиях, договорились, что учеников себе можно брать только из протекавшей поблизости реки.
Первый мудрец сел под крутым берегом реки, где течение было быстрым.
Второй сел чуть поодаль на пологом берегу.
А третий поднялся к подножью горы, где река текла стремительно, слетая с горной кручи.
Много времени провели мудрецы над рекой.
Когда кто-нибудь оказывался рядом, первый мудрец выхватывал его из потока сильными руками и поднимал к себе на берег.
Второй мудрец, только завидев, что по реке к нему приближается человек, начинал расспрашивать, нужна ли помощь и чем он может помочь.
Третий же мудрец просто сидел в самом узком месте стремнины, почти погрузив в поток свои руки. И никого ни о чем не спрашивал. Но в потоке были и те, кто, по неосторожности попав в поток, попросту тонул и захлебывался в нем, мечтая о спасении! Стремительно несясь с горного склона, они в последней надежде хватались за сильные руки третьего мудреца и обретали жизнь.
Много людей прошло через берег первого мудреца, немало и тех, кто побывал на берегу второго. А через скалистый уступ третьего мудреца людей прошло совсем мало.
Но вот миновал год. Как и было условлено, трое мудрецов пришли в назначенное место с новыми учениками.
У первого мудреца их было только трое.
У второго их было тридцать три.
А у третьего мудреца пришло триста тридцать три ученика.
Да, не так-то просто это: служить людям своими знаниями, умениями и талантами и приносить им настоящую пользу! Но, когда Сережа находит причину, почему и зачем именно он оказался рядом с человеком, которому нужна помощь, достаточно просто протянуть этому человеку руку – и тогда сегодняшнее предназначение исполнится!
_________________
1. Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита»,
http://nashbulgakov.ru/books/mim_book.
2. Джо Витале, Ихалиакала Хью Лин, «Жизнь без ограничений»,
3. Дипак Чопра, «Семь духовных законов успеха»,
4. Александр Голубцов, «О лидерах, служителях и учителях»,
http://www.proza.ru/2010/04/13/68.
Приложение 1.
Развязки детективов
Двадцать шестой вопрос.
Исторический детектив
И Сережа уходит думать…
Думает он, думает, но ничего не придумывается. Приходится опять ему помогать. Мама и говорит:
– А как ты считаешь, Сережа, имеет значение, что этот гордец именно десять монахов сажей измазал?
– А какая разница, десять или двенадцать?
– Вот представь себе, что он бы испачкал лоб только у одного монаха. Что бы тогда было?
– Тогда бы… Тогда бы этот монах посмотрел вокруг утром в первый день и увидел, что никто больше не испачкан… А! Тогда бы он догадался, что это его одного испачкали! Пошел бы в этот день сразу, и умылся.
– А если бы гордец сказал, что испачкал именно десять монахов?
– Ну, тогда бы каждый из испачканных видел перед собой девять других и точно бы знал, что десятый – именно он! И в этот день все десять тоже умылись бы!
– Теперь тебе осталось применить индуктивное мышление: помнишь? От частного к общему. Помысли «по индукции»: что следует за единицей?
– Два… Так. Если бы он испачкал двоих, то каждый из них видел бы перед собой только одного испачканного… Ну и что?
– А что бы случилось на другой день?
– На другой день все так бы и осталось… Стоп! Раз оба не умылись, то каждый может сделать вывод, что, если бы он был чистый, то второй бы умылся еще вчера. А значит, испачканы оба! И тогда оба умоются на второй день! Класс!
– А дальше?
– Дальше, когда испачканных ровно трое, они увидят, что на второй день никто не умылся, и все трое умоются на третий день! Это просто не загадка, а красота какая-то!
– А когда их десять?
– Тогда… Все десять умоются на десятый день! Ура! Разгадка найдена!
Да, не получилось у гордеца посрамить ни мудрецов, ни Сережу… Потому что, когда в любой команде каждый готов сослужить другому службу, ни навредить такой команде, ни посрамить ее, ни унизить ни у кого не получится!
А тех, кто все-таки будет пытаться это сделать, участь ждет незавидная…
Но «это уже совсем другая история».
Свидетельство о публикации №214062200164