Альфред Хейдок. Огонь у порога 34

   Часть 34

                Величайшее событие века

     Все чаще на страницы журналов и газет прорываются сообщения о проявлениях сверхнормальных или сверхчувственных способностей. Кто-то двигает предметами на расстоянии, кто-то вылечивает, направляя ток своих рук на больного, кто-то, не имея никаких физических ориентиров, безошибочно указывает местонахождения потерявшихся детей, кто-то читает текст, прикрытый от его физического зрения толстым слоем бумаги, кто-то ходит босыми ногами по горячим угольям безо всяких ожогов, точно по росе* и т. п.
 * См. газету "Неделя" № 13 (785) 1975 г., стр. 22 "Босиком по огню", перевод с чешского П. Антонова.

      Сведения о таких явлениях буквально "прорываются" на печатные страницы, так как официальная наука не хочет признать сверхнормальных явлений, которых она не может объяснить. В результате такого нежелания появляются попытки отрицать самые факты сверхнормальных явлений, или им даются никого не убеждающие и подчас самые нелепые объяснения. Но "факты – упрямая вещь", их становится все больше, и отрицателям приходится отступать.

      В человеке скрыты могучие силы и возможности, о которых официальная наука почти ничего не знает; анатомия раскрывает лишь малую часть человека, он по-прежнему – тайна. И эту тайну нельзя раскрыть методами современной физики.

      Консерваторы официальной науки приложат все усилия, чтобы опорочить, не допустить признания очевидных фактов, несмотря на неопровержимые свидетельства. Разве не назвала шарлатанством Французская Академия наук изобретенный Эдиссоном фонограф – первую звуковую запись? Разве не игнорирует официальная наука и не обходит молчанием две тысячи достоверных свидетельств явлений душ умерших, свидетельств, собранных французским астрономом-мыслителем Камиллом Фламмарионом? Но имеют ли такие представители науки право называться почетным званием ученых?

      Чтобы раскрыть тайну человека, его происхождение, его роль в мироздании, нужны высшие знания, хранительницей которых является Шамбала.

      Но знание - сила, и тем более Высшие знания. Сила дает власть. Власть нельзя вручить невежественным или злобным эгоистам, ибо употребят они ее во зло и разрушение. Только высокой нравственности может быть доверена мощь. Лишь степень нравственности и связанной с нею ответственности может определить степень мощи, доверенной человеку. Кто или что может возводить человечество на ту нравственную высоту, которая дает право на приобретение высших знаний, доныне именуемых сокровенными?

      Мы видим, что ныне существующие религии не в состоянии это сделать, так как утеряли убедительность и, следовательно, власть над умами ведущей части человечества и пришли в конфликт с наукой.

      Отжили и не могут удовлетворить современное мышление церковные концепции о сотворении мира семь тысяч лет тому назад, и о праве священнослужителей отпускать грехи и многое другое. Так же неприемлем современному мышлению антропоморфический бог церковных учений.
* Человекоподобный.

      Врагам эволюции нужно, и они будут прилагать все усилия, чтобы умалить значение Шамбалы и тем самым свести значение Агни-Йоги на уровень прочих книг по различным Йогам, каких развелось теперь множество. Их оружие - умаление. Уже теперь делаются попытки изобразить Махатм Гималаев Шамбалы как простую секту каких-то Гималайских отшельников, тогда как величие и масштабность Шамбалы не поддаются описанию и требуют расширенного сознания для вмещения. Поэтому понятие Шамбалы не может быть изложено в законченном виде, оно должно оставаться постоянно растущим по мере расширения сознания данного человека. Но вкратце значение Шамбалы может быть охарактеризовано как представительства Космического Разума, ответственного за нашу планету с ее человечеством, где вместо крылатых Ангелов, трудятся люди, неизмеримо раньше нас начавшие свою эволюцию и поэтому неизмеримо опередившие нас в своем духовном развитии.

      Такая концепция должна отразиться на сознании, напитанном церковными представлениями о мироздании. Но ломка старого неизбежна - иначе сознание не может наполниться новым содержанием. "Нет бога, который раньше не был бы человеком" - гласит восточный афоризм, утверждая эволюцию. Называют еще Шамбалу международным Правительством. Такое название в значительной степени отражает статус (если так можно выразиться) Шамбалы при условии, что Шамбала не прибегает к физическим мерам принуждения, давлению через дипломатию, но направляет мышление народов, насколько это позволяет космический Закон свободной воли, предоставляющий каждому человеку право самому избирать свой путь.

      Однако это не исключает прямого вмешательства Шамбалы в управление государством. Мы имеем исторические примеры, когда послы Шамбалы появлялись в различных странах и передавали ценные указания.

      Но когда меркнут и гаснут старые, отслужившие свой век светильники, тогда зажигаются новые, более мощные, более совершенные и яркие. И такой новый светильник теперь зажжен. Махатмы Шамбалы дали миру Агни-Йогу, иначе называемую Учение Живой Этики. Являясь кульминацией теософического учения, ранее данного Махатмами через Елену Петровну Блаватскую, Агни-Йога не отрицает общечеловеческих этических и моральных основ, присущих всем великим религиям, но очищает их от вековых наслоений и ведет к новому миропониманию, зовущему к беспредельности восхождения духа.

      Шамбала – источник великих религий, философий, лучших мыслей, научных открытий. Владыки Шамбалы являются обладателями космической мощи, границ разумов которой мы не знаем, и силы Природы Им повинуются. Но они Владыки любви и сострадания, прилагающие величайшие усилия на Благо человечества, приносящие величайшие жертвы во имя Общего Блага.

      Шамбала – гигантская лаборатория мысли, гигантская не по размерам занимаемой площади, а по силе ее Мыслителей. Но полное значение этого факта понятно лишь тем, кто удостоверился в истине передачи мысли на расстоянии. Будучи порождением человеческого сознания, мысль жива, как жив ее породитель. Она молниеносна и творит волю пославшего. Поэтому Шамбала может уподобиться мощнейшей радиостанции, с той лишь разницей, что она не подвергается помехам обычного радио, и посланные мысли большей частью воспринимаются людьми не как нечто внешнее, но как свои собственные.
Величие Шамбалы может быть постигнуто лишь на путях восхождения духа, предлагаемых Великими Учителями Шамбалы. Неизбежное умаление при первом знакомстве с этим высоким понятием при дальнейшем продвижении уступает место благоговению и радости. И понятие Шамбалы остается вечно растущим и зовущим.

      Всё, что было сказано выше, было сказано для того, чтобы человек, впервые взявший в руки один из четырнадцати томов Агни-Йоги знал, что держит в руках не просто книгу, каких миллиарды, но чудо века. Необычны и чудны пути ее появления на свет, как чуден путь и четы Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов, принесших миру Агни Йогу. Окутанная тайной, тысячелетиями оставаясь известной лишь Посвященным, Великая Шамбала приподняла край своего покрова и с небывалой щедростью изливает мудрость в том размере, в каком ее способно принимать человечество на данном этапе эволюции.

      Появление серии книг Агни-Йоги относится к первой половине нашего века, а ее началом следует считать 1924 год. То были годы становления и роста Советского государства. И не знаменательно ли, что первая Книга этой серии начинается словами: "В новую Россию Моя первая весть". Не кроется ли здесь прямое указание Великого Учителя Шамбалы, давшего Агни-Йогу, что именно России предназначено быть носителем и претворителем в жизнь тех новых идей, которые выдвигаются Агни-Йогой?

      Каковы же эти идеи? В отличие от старого капиталистического мира, построенного на принципах как личного, так и государственного эгоизма, Учение Агни-Йоги провозглашает принцип сотрудничества как между людьми, так и между государствами, что в конечном счете должно привести к образованию Всемирного Братства народов – к мировой Общине.

      "Пора личной торговли прошла – не быть малым хищникам! Общинное устройство – единственное спасение", – сказано в книге "Озарение" из серии Агни-Йога'. Остается ли здесь место сомнению, на чьей стороне стоит Шамбала со своею мощью, границ которой мы не знаем? 1982 г.

      "Эпоха личной торговли прошла. Не быть малым хищникам, лучше думать о пользе народа. Не люблю говорить о наградах за труды, но воздаяние не замедлит. Говорю о радости труда. Кооперативное устройство – единое спасение" ("Озарение", § 152).


                "Ваби-Саби"

      Каждый раз, когда я перелистываю альбом "Русский фарфор", мой взор натыкается на "Букет цветов", ощетинившийся разнородными лепестками, каждый раз я мучительно спрашиваю себя: "Чего в нем не хватает, чтобы быть красивым?" И тут же, перелестнув несколько страниц дальше, радостно, с чувством облегчения вглядываюсь в простые очертания вазы, единственным украшением которой является рисунок рослой ели. "Ваза с зимним пейзажем" – так она называется. И сколько в ней невыразимой прелести! Из нее исходит тихое волшебство привлекательности и ласково обволакивает мое сердце. И тогда я спрашиваю себя, как называется то, чего не хватает первому изображению и чего так много во втором?
* См. "Русский фарфор. Искусство первого в России фарфорового завода. Издательство "Художник РСФСР", Ленинград, составитель альбома А. К. Ланса.
** См. там же иллюстрации № 138, 139. "Букет цветов". Конец 1830 г. Работа П. Иванова.
*** См. там же иллюстрацию № 189 "Ваза с зимним пейзажем", 1915 г. Живопись Г. Зимина.

      Ответ я нашел в "Рассказах о японском искусстве" Х-го тома полного собрания сочинений Константина Симонова.

      Специалист по фарфору, большой любитель и знаток народного искусства Японии Кавасэ рассказал следующее.

      "Есть рассказ о старом учителе чайных церемоний Сео, которого однажды пригласил его ученик с тем, чтобы угостить чаем. Пригласил и сказал, что просит его полюбоваться при этом прекрасной вазой, которую он только что купил в лавке. Сео дал согласие, но когда пошел в гости к ученику на чайную церемонию, положил в рукав кимоно молоток. Он видел в лавке ту вазу, которую потом купил его ученик, и она ему не понравилась, потому что у нее было сделано для красоты две ручки, хотя по прямому назначению хватило бы одной. Сео взял молоток, чтобы, придя к ученику, отбить у вазы лишнюю ручку. Однако, когда он пришел к ученику, то увидел, что молоток не нужен - ученик сам отбил вторую, ненужную ручку...

- Ах, как много лишних ручек в искусстве, - хохочет Кавасэ, и как редко идя в гости, мы решаемся взять молоток.

       Мы оба смеемся его приправленной горечью шутке..."

     Оказывается, что японский народ, чуткий к обаянию красоты создал специальный термин "Ваби-Саби", призванный обозначать красоту простоты, рождающейся из изящества и целесообразности предмета.

      Но разве "Ваби-Саби" нужен только в искусстве?

      И не нужно ли внести его во весь обиход человеческий и первым делом ¬в речь, в которой так много вычурных, устаревших словообразований, заменив все это сердечной простотой?

      И не эту ли красоту имела в виду Агни-Йога, преподавая три основы Жизни: "ПРОСТОТУ, КРАСОТУ и БЕССТРАШИЕ!".

       "Прав восставший против грубых и двусмысленных выражений, ибо источник их невежество. Речь должна быть прекрасна, ясна и глубока значением" ("Знаки Агни-Йоги", § 106).
г. Змеиногорск. 06-07.11.85 г.


                Путь к Высшим Знаниям

      Накопление Высших знаний и нравственное совершенствование как две вещи, связанные между собой нерасторжимой связью: чтобы воспринимать Высшее Знание, необходимо быть достаточно нравственным для этого; и, чтобы быть нравственным на твердой основе, необходимо обладать достаточным знанием - для чего эта нравственность и необходима. Н. Уранов, 22.10.75 г.

      Сообщение, полученное из Шамбалы, гласит: "Накопление Высших Знаний и нравственное совершенствование как две вещи, связанные между собой нерасторжимой связью: чтобы воспринимать Высшие Знания, необходимо быть достаточно нравственным для этого; и, чтобы быть нравственным на твердой основе, необходимо обладать достаточным знанием - для чего эта нравственность и необходима".

      Обратимся к первой половине этого сообщения, а именно к словам: "Чтобы воспринимать Высшие Знания, необходимо быть достаточно нравственным для этого..."

      Казалось бы, при чем тут нравственность? Подлец и честный человек одинаково могут понимать излагаемые перед ними истины, если их умственный уровень достаточно высок. Но здесь речь идет не о понимании, а о восприятии знаний, то есть, об их усвоении, ассимиляции, способности поверить в предлагаемые истины. Воспринимаемая истина должна вызвать доверие, вернее, абсолютную веру в нее. Без этого ассимиляция невозможна. Безнравственный человек обычно немало слышал добрых наставлений, заключающих в себе многие истины, но он наплевал на них, ибо не верит в их эффективность.

      Сказано: "... необходимо быть достаточно нравственным", - а это означает, что степень высоты сообщаемых знаний должна соответствовать степени высоты нравственности того лица, кому знание сообщается, ибо закон соответствия гласит, что может быть дано и принято лишь то, что соответствует. Отсюда вытекает, что Высшие Знания должны сообщаться не сразу, а постепенно, по мере роста нравственности и сопутствующего ему расширения сознания данного лица.

      Последнее обстоятельство исключает сообщение великих знаний сборищам, состоящим из людей различного уровня нравственности.

      Обратимся теперь ко второй части сообщения: "... чтобы быть нравственным на твердой основе, необходимо обладать достаточным знанием – для чего эта нравственность и необходима".

      Два человека могут находиться на одинаковом и сравнительно высоком уровне нравственности, вполне соответствующем требованиям современного им общества. Но у одного нравственность может оказаться шаткой – лишь до первого сильного соблазна. У другого же она может быть устойчивой, не поддающейся никаким соблазнам. В чем тут дело? Как могла образоваться эта разница? Конечно, эту разницу, главным образом, создал жизненный опыт жизней того и другого. Но в данном воплощении разница образовалась от того, что первый не имел ясного, четкого представления о том, для чего ему эта нравственность нужна. Нравственные нормы были внушены ему воспитанием – ему сказали, что так надо. И поэтому без особых зазрений совести он легко заводит любовную интрижку с чужой женой. "Отчего же нет? Она мне нравится, я нравлюсь ей! – решает он, – лишь бы не узнали люди, лишь бы все оставалось шито-крыто!" И шаткая нравственность, не поддержанная убедительным знанием, летит в пропасть.

      Стойкость же нравственности другого объясняется тем, что ему были даны шаг за шагом знания, раскрывающие перед ним неизбежность возмездия за дурные поступки так же, как неизбежность вознаграждения за добрые деяния, другими словами, ему был объяснен Закон Кармы, то есть Закон причин и следствий, так метко отраженный в пословице: "Что посеешь, то пожнешь". Он осознал ответственность за каждое свое деяние, за каждое слово и мысль. Ему также были раскрыты некоторые тайны отношений между Мужским и Женским Началами, и вследствие этого он знал, как преступны прелюбодеяния и разврат, и как гибельно они отражаются на жизни планеты. Также он знал о великой красоте возвышенной любви – любви облагораживающей, самоотверженной, ведущей к вдохновенному, радостному творчеству во имя Всеобщего Блага и к радости несказуемой. Он знал еще многое другое, и все это придавало стойкость его нравственности –она покоилась на твердой основе.

      Владелец ее четко знает, что она ему нужна. Так неразрывно связаны между собой нравственность и накопление высших знаний. Кроме того, существует еще простая истина, что Высшие Знания не могут передаваться безнравственному человеку, ибо он употребит их во зло.

      Сделаем отсюда соответствующие выводы: Путь к Высшим Знаниям, дающим овладение силами Природы и великим могуществом, которое можно употребить только на Общее Благо, - этот путь начинается с нравственного самоусовершенствования.

      - Зачем Вы живете? - спрашивает Агни-Йога и тут же отвечает:

      - Чтобы познавать и совершенствоваться. Лицам, желающим стать на Путь познания Агни-Йоги, автор очерка предлагает в качестве первого шага отыскать в себе три порока или недостатка и избавиться от них путем трансмутации их в высшие энергии*.

* "Кто-то молодой спросит: "Как понимать Агни-Йогу?" Скажите - как распознание и применение к жизни всесвязующей стихии Огня, питающей зерно духа. Спросит: "Как же мне подойти к этому познанию?" "Очисти мышление и после познаний три наихудших свойства твои и предай их сожжению в огненной устремленности..." – "Знаки Агни-Йоги", § 185.

                Подвиг

      Очень ценны ... размышления на темы Учения. Хорошо бы взять темы "Простота" и "Подвиг". Эти два понятия в Учении особенно подчеркиваются.
   Письма Е. И. Рерих, 26.04.34 г.

      Мы произносим это знаменательное слово – Подвиг – и вслед за ним должно в нашем сознании возникнуть другое слово Подвижник, ибо без одного нет и другого. Что такое Подвиг? Каким должен быть Подвижник? В ответ на это в нашем сознании, может быть, молниеносными видениями промелькнут - Александр Матросов, бросивший свое животрепещущее тело, как заслонку, на изрыгающую огонь амбразуру пулеметного гнезда... Пройдет морозным утром по пути к фашистской виселице истерзанная русская девушка Зоя, чтобы превратиться в легенду в веках... Упадет у заснеженной ели зарубленный саблями Иван Сусанин... Закачается летом высокая трава, а зимой засеребрится снег на холмиках братских могил, где похоронены безвестные теперь подвижники - защитники Родины...
   * Подвиг. Героический, самоотверженный поступок. Ожегов С. И. Словарь русского языка.

      Да разве они подвижники? Было время, когда понятие подвига и подвижника ассоциировалось с тихой монашеской келью, с шелестом монастырских дубов за окном. Лампады, иконы, гроб вместо кровати. Тихие речи, рясы, скуфьи и персты, сложенные для крестного знамения; представлялся подвижник в дыму ладана с поднятой благословляющей рукой... Да, разные бывают подвиги и подвижники - и по своей внешности, и по обстоятельствам. Но всех истинных подвижников объединяет и роднит одна всем им присущая черта – самоотверженность. Без самоотверженности нет ни подвига, ни подвижника. Ведь не назовете же вы подвижником человека, храбро заглянувшего в глаза смерти ради личной выгоды? Иначе многие преступники стали бы применять к себе это высокое звание. Но самоотверженность может быть выявлена не только принятием смерти, в более или менее кратковременном деянии, она может выразиться и в продолжительной деятельности на Общее благо ¬деятельности, иногда охватывающей всю жизнь, как это было у четы Рерихов, супругов Кюри, и других. И остается под вопросом, что выше – умереть за человечество или же всю жизнь служить человечеству? Новый век приносит нам и новый тип подвижников. Тип, требуемый нашей эпохой, – это подвижник, строитель новой, более счастливой жизни. Он не прячется от жизни за монастырскими стенами. Нет. Он любит жизнь и стремится быть в самом водовороте ее, в самом кипении. Он весь в действии и, прежде всего, он творец и творчество ¬его удел, будь то творчество новых технических методов, будь то любая из областей науки, искусства и социального устройства, будь то творчество добрых отношений между людьми и помощь в любой форме тому, кто в ней нуждается. Чуткие и бережные к боли другого рыцари мечты о Всеобщем благе часто проходят жизнь неузнанными - в спецовке рабочего, в мундире воина, в костюме служащего.

      Для того, чтобы иметь ясное представление о том, каков подвижник нашего времени и что от него требуется, надо иметь ясное представление о содержании подвига современности. Для этого вновь обращаюсь к книге Александра Клизовского "Основы Миропонимания Новой эпохи".

      Делаю это потому, что упомянутый автор писал свою книгу под наблюдением Е. И. Рерих, которая при надобности вносила свои поправки. Кроме того, этот труд в последнее время стал библиографической редкостью, недоступной массовому читателю. Считаю, что последнее обстоятельство оправдает обширную цитату.

      "Постоянный труд как молитва есть подвиг, но подвиг, как говорит Учение, есть самое практичное действие, ибо лишь совершая подвиг, лишенный эгоистических стремлений и личных исканий, мы растем гигантам подобно, лишь таким подвигом движемся вперед и совершенствуемся. Все подвижники, все святые брали на себя какой-нибудь лишенный личных исканий трудовой подвиг и совершенным исполнением его достигали и совершенства, и святости.

      Учение говорит: "Подвиг не есть отказ, но есть "мщение и движение.

      Искания, лишенные личного начала, называются подвигом. Подвиг есть осознание необходимости. Учитель смелость называет подвигом". Таким образом, подвижником, в современном значении этого слова, будет всякий, осознавший необходимость эволюционного движения, обладающий смелостью, чтобы отказаться от ветхих предрассудков и устарелых понятий, и в своих исканиях не преследующий никаких личных выгод, он будет совершать необходимый в наше время подвиг.

      Всякое время требует своих подвигов. Учитель говорит: "Разве далек подвиг?" Не надо диких зверей, не надо суда и войн, подвиг близок. В наше время не нужны дикие звери, которые растерзывали христиан на аренах римских цирков в первые века христианства, не нужны суды и пытки, которыми пытали во времена "святой инквизиции", не нужны войны, где жизнь каждого честного воина есть подвиг, но нужно нечто другое. В наше время подвиг близок каждому из нас и должен войти в нашу жизнь каждого дня как сознательное и непреложное стремление к эволюции. Помогая Эволюции, помогая плану Владык, помогая Учителю строить Новую Страну, мы тем самым совершаем наибольший подвиг, какой мы в это переходное время можем совершить и какой от нас может ожидаться. В таком подвиге будет молитва наша, и такой подвиг дает нам высокое и почетное звание помощников и сотрудников Светлых Сил.

      Подвиг нужен, первым делом, каждому из нас, ибо, "являя лик подвига, растете гигантам подобно", – сказано в Учении. Во вторых, подвиг необходим, чтобы продвинуть вперед всех малых, слабых, стоящих на низкой ступени развития. "Гордость духа есть ступень к подвигу" сказано еще. Не та низшая гордость, которая заставляет относиться свысока и с пренебрежением к стоящему ниже, но возвышающая и положительная гордость – гордость духа высокоразвитой сущности, которая из чувства сострадания к неразвитому человеку берет на себя труд и подвиг поднять его до своего уровня.

      В наше время тусклая, бессознательная жизнь обывателя, который не предпринимал ничего ни для собственного совершенствования, ни для совершенствования жизни, возлагая все свои упования на Бога, Который должен был о нем заботиться, кончилась. Началась заря подвига, как говорит Учение. Каждый может стать подвижником, для чего нужно лишь сознательно принять участие в строительстве новой жизни. "Предпочтителен подвиг, выросший сознательно. Подвиг, выросший из непреложности, сияет как солнце дающее. Пока дух стремится к подвигу, значит он жизнеспособен. Мы не очень верим подвигам случайным. Со страху можно совершить подвиг мужества" – так говорит о подвиге Учение.

      Подвиг дает удачу жизни, ибо неудача есть результат неправильно взятого направления. "Удача жизни укрепляется лишь электричеством молитвы подвига", - говорится в Учении. Человек, сознательно взявший на себя исполнение какого-нибудь имеющего эволюционное значение задания, что по условиям требований переходной эпохи квалифицируется как подвиг, привлекает на свою сторону все космические силы. Все они становятся его сотрудниками и помощниками, и неудач в его начинаниях не может быть. Грядущий Учитель про таких говорит: "Искатели подвига, сохраню вас на гребне волны и поставлю над пропастью, как на башне неприступной". Обещание утешительное и многозначительное.

      Понятие подвига вообще не чуждо человечеству. Всегда были на разных путях жизненного поприща разного значения подвижники, но подвиг как молитва редко когда и кем был понимаем правильно. Исполнение и проведение в жизнь подвига требует известной духовной зрелости, ибо когда желанием подвига воодушевлен человек малоразвитый и некультурный, то вместо подвига он часто совершает преступления, которое людьми такого же развития рассматривается как подвиг. К числу таких мнимых подвижников можно отнести террористов, жертвующих своею жизнью ради убийства неугодных им высоких носителей власти. Многие не освободились от неправильной оценки подобных "подвигов" и по сей день. Живая Этика дает меру для правильной оценки поступков, именуемых подвигами. "Чем утвердите качество дел ваших? Если дела полезны всему человечеству, то и сущность их хороша. Чем утвердите меру дел ваших? Если дела шлют полезность для всего мира, то и мера хороша".

      Апостол Павел сравнивает Создателя Вселенной с горшечником, который из одной и той же глины лепит посуду, как для высокого, так и для низкого употребления. Конечно, не все люди предназначаются для исполнения высоких ролей, не все могут быть вождями и руководителями других. Нужны люди и для черной работы, и в таком большом деле, как жизнь, и глупость квартиру найдет, но не в верхнем этаже", - сказано про таких подвижников в Учении Живой Этики. Таких подвижников, совершающих подобные "подвиги", можно лишь пожалеть. Они стоят на столь низкой ступени развития, что годятся лишь для черной работы.

      Величайшим образцом подвига, никем никогда не превзойденным, был и до настоящего времени остается подвиг Христа. Лишь такой гигант духа, каким был Христос, мог взять на себя непомерную ношу жертвы для лучшего будущего всего человечества. Он, чистейший и совершеннейший из сынов человеческих, безропотно и кротко переносил поругания и насмешки грубых солдат. Он молился за своих распинателей и мучителей, прося Отца Небесного простить их. Обладая сверхчеловеческим знанием и могуществом, он отказался хоть чем-нибудь облегчить свои крестные страдания. Не понятый никем, в свой смертный час покинутый всеми, даже своими учениками, какую твердость и мужество Он должен был проявить! Но Его страдания с Его смертью на кресте не кончились. Он ведет своих последователей дальше и страдает теперь от их неразумения, ибо исказив Его заветы и извратив Его учение, они причиняют Ему не меньшую муку, чем Его преследователи и гонители. Так Он будет страдать до тех пор, пока все Его последователи не достигнут, как говорит апостол Павел, "полного возраста Христа", пока все они не будут подняты Им до Его уровня. Такие, продолжающиеся многие века подвиги берут на себя, для нашего спасения, наши Высокие Водители и Руководители" (А. Клизовский. "Основы Миропонимания Новой Эпохи", т. 2. гл. 5, "О молитве и подвиге").

      Но самые ценные определения понятию подвиг, я считаю, дала величайшая Подвижница нашего времени - Елена Ивановна Рерих. "...Слово "подвиг" так прекрасно! В нем соединены самоусовершенствование, самопожертвование, результатом чего является и сдвиг сознания, не только личного, но и сознания народа и страны.

      Именно сейчас время призывать к подвигу. Все страны, весь мир вовлечены в страшную борьбу, в которой победят лишь сильные духом. Не будем обманывать себя, что все как-то уляжется. Нет, каждая страна должна понять, что она может устоять, лишь пробудив в сознании лучших своих представителей неотложность борьбы с силами невежества, с силами разрушения. Все страны проходят великий экзамен, многие ли выдержат его. Карта будущего уже сложилась в Тонких мирах, но многие облегчения могут еще быть внесены

      Итак, вдохновитесь и пишите зажигательные статьи в защиту культуры духа, прославляйте героизм и подвиг! Как сказано в Учении, там. где понятие героя является чем-то смешным и даже неприличным, там разложение. По этому признаку можно судить о дряхлости нации. Завет Величайшего Духа, покидавшего нашу планету, своим оставшимся Братьям был – "Творите героев!"

      Пришло время, когда мы все должны стать героями и творить героев".

      "... Для принятия в ученики, прежде всего, нужно понимание и принятие и несение подвига в жизнь. Именно над этим понятием несения подвига как непременным условием следует очень задуматься. Но большинство даже не задается мыслью, какими качествами должен обладать человек, чтобы стать принятым учеником и какие качества закрывают перед ним эту возможность?" 11.08.1934 г.

"... Да, путь несения света всегда был и есть путь подвига, потому он так и прекрасен. Нет в нем самости, нет и страха, но лишь высокая радость служения великому". 14.01.1937 г.
      "...Работайте на объединение сотрудников. Нам дан Завет - Единение, Мужество и Подвиг - этими огненными качествами строится Новый мир и зарабатывается право на вход в Твердыню Великого Знания". 19.11.1937 г.

      "...Мало кто задумывается над ужасным моральным состоянием человечества, и сколько имеется людей, добрых и милых, но которые совершенно не в состоянии принять на себя ношу действенного подвига или даже хотя бы помочь такому подвигу. Страх, боязнь показаться смешными, парализуют лучшие намерения их. Ярых во зле много, но ярых в добре очень мало". 05.07.1938 г.

      "...Многие мечтают о подвиге и пытаются найти его где-то вне дома и часто даже вне жизненности, тогда как наибольший подвиг часто именно там и в тех условиях, в которые мы поставлены судьбою. Мы знаем многих подвижниц, и они тем более велики, что лишь в редчайших случаях люди скажут о них доброе слово. Люди всегда верны себе и даже в оценке подвига они отдадут предпочтение блеску и шумихе. Потому, избрав путь семейной жизни, примите его с легким сердцем, и многое облегчится..." 01.02.1939 г.

      "Слова подвиг почему-то иногда боятся и иногда избегают. "Подвиг не для современной жизни", – так говорят боязливые и колеблющиеся, но подвиг добра во всем всеоружии заповедан во всех веках. Не может быть такого века, такого года и даже такого часа, в течение которого подвиг не мог бы быть уместен. Добротворчество настолько необозримо, что во всех видах своих может быть выполняемо ежечасно. В своем неукротимом течении это благотворчество заполнит все время, воспламенит все помыслы, избавит от утомления. Заметив темные пятна, вы всегда будете знать, что "и это пройдет". Чем сильнее будет водворено в сердце добротворчество, тем легче скажется мудрый завет о всякой тьме: "и это пройдет". Н. К. Рерих. 10.06.1935 г.

      Гимн такого подвижника являет собою Николай Константинович Рерих. О нем Елена Ивановна говорит: "Для меня, постоянной свидетельницы его творчества, источником непрестанного изумления остается, именно, неисчерпаемость его мысли в соединении со смелостью и неожиданностью красочных комбинаций. Не менее замечательной является и та легкость и уверенность, с которой он вызывает образы на холсте. Они точно бы живут в нем, и редко, когда ему приходится нечто изменять или отходить от первого начертания. Истинно, наблюдая за процессом этого творчества, не знаешь, чему больше удивляться - красоте ли произведения или же виртуозности выполнения его". 10.05.1933 г.

      "Вот этот подвиг жизни, во всей его суровой красоте, и проводит Н. К. Жизнь его есть жизнь полного самоотречения, он живет для великого служения человечеству. Ничто не принадлежит ему, и сам он не принадлежит себе. Терпимость великая - природа его, и как магнит притягивает она самых различных людей и группирует их вокруг имени его. Мудрость Учителя есть мудрость его. Если было бы иначе, разве мог бы он быть таким провидцем и так преуспевать в порученных ему делах при таких чудовищных препятствиях, которые воздвигаются темными при конце Кали Юги, во время грозно свирепствующего Армагеддона?" 17.02.1934 г.

      Подвижник нужен, даже более – крайне необходим для жизни, "как маяк света в опасном проливе". Он – двигатель истинной культуры, живой зовущий пример, воочию убеждающий, что пороки победимы; что праведная жизнь не есть удел каких-то небожителей, а вполне осуществима здесь, в окружающих нас обстоятельствах; что подвиг очищения, другими словами – самоусовершенствования - влечет за собой раскрытие в подвижнике новых сил...

      И, наконец, подвижник больше всего нужен ради его огромного оздоровляющего воздействия на все окружающее, воздействия, иногда распространяющегося на целую страну, как это было в случае Святого Сергия Радонежского, воодушевившего русский народ и поднявшего его на борьбу и победу над татарами.

      Недаром обитатели Индии по сей день радуются, когда поблизости их селений избрал себе приют настоящий подвижник. "Его присутствие сохранит наши поля от неурожая и нас самих от эпидемий",  –говорят они.

       Приведем слова Е. И. Рерих в подтверждение сказанному: "Так, в Индии очень сильно поверие, что селение, вблизи которого поселился садху, будет ограждено от эпидемий, землетрясений, наводнений и прочих бедствий. Так оно на самом деле и есть. Если такой садху действительно святой жизни отшельник, он своей аурой подымает окружающие вибрации и приводит их в гармоническое состояние, недопускающее вторжения хаоса..." 25.06.1936 г.

      "Без праведника несть граду стояния", - гласит древнее изречение на Руси, тем самым признавая благость, незримо исходящую от подвижника.
И в годы смятения, ломки и переоценки ценностей, когда рушатся царства и миллионы трупов покрыли поля, когда перед человечеством встала' угроза полного уничтожения ядерными взрывами - в эти нами переживаемые годы переходного периода из Века Мрака в Век Светлый - подвижники нужны, как никогда.
г. Балхаш-г. Змеиногорск, 12.06.1989 г.


                Красота

      ...Гармония есть следствие красоты. Чем выше красота, тем сильнее магнетизм. Красота есть наисильнейший магнит в сфере сознания. Именно красота рождает силу притяжения или любви. Красота Космического Магнита может собрать прекрасные свойства "элементов", подлежащих одной и той же стихии.
   Н. Уранов, 10.06.76 г.

      Никто не станет отрицать, что все люди (а можно сказать, все живое), стремятся к радости. Синонимы радости - блаженство, наслаждение, счастье. Наибольшую радость, счастье, блаженство дает любовь, слияние двух любящих.

      Что такое любовь? Любовь есть притяжение. Притяжение к чему? К Красоте. Чем больше красоты, тем сильнее любовное влечение. Любовь движущая сила Мира. Шедевры мирового искусства созданы силою любви. А где же источник этой силы? В красоте, и поэтому Красота есть источник любви.

      Могут возразить – как это так: Красота и Любовь породители движения? А вода в реке течет, то есть устремляется к морю разве по любви, а не по гравитационному притяжению? На это мы ответим, что гравитационное притяжение и любовь являются проявлениями одного и того же притяжения, которое возникает в процессе возникновения Вселенной, когда в Абсолюте, то есть в Единой Духо-материи, происходит разделение на Мужское и Женское Начала.

      Абсолютное состояние материи следует рассматривать как состояние величайшего блаженства, и поэтому разделение его на два Начала, Дух и Материю, нельзя рассматривать иначе, как потерю этого блаженства и порождение стремления снова соединиться. Значит, Красота есть породительница сил и всякого движения, она их исток, она – Бог. Красота выявляется процессом совершенствования всего сущего, поэтому самоусовершенствование к совершенствованию всего окружающего есть путь к Красоте, то есть путь к Богу, и служение красоте путем созидания прекрасного есть богослужение. Истинные священнослужители - мастера, созидающие возвышающий дух шедевры во всех областях искусства, в науке и в каждом творческом явлении.

       Роль Красоты как всёобъединяющей и всёпроникающей силы в мироздании лучше всего изложена в ментограмме Н. Уранова, содержащейся в §47 "Беспредельности".

"... Оперение птиц, распускание хвостов, цветы, наличники на избах, часто такие уродливые и вырезанные с таким трудом и старанием, дома, города, оформление вещей – везде, везде можно наблюдать это стремление к прекрасному. А стихи, а симфонии, а песни, а красивые речи, письма, одежда - везде, везде в равной степени совершенства проявляется устремление к Красоте.

      Стремление к красивой женщине, стремление к красивому, мужественному мужчине как стремление к красивому потомству, особенно в период ухаживания, когда напрягается желание не только казаться красивым внешне, но и совершать красивые поступки, окружать все обстоятельства встречи красотой, как и все творимое, есть отражение стремления к Красоте противоположного Начала. Чтобы вызвать любовь понравившегося, человек стремится понравиться объекту увлечения, стремится делать все, что нравится последнему, что ему приятно. Если кто-то добивается успеха, это выражается в том, что он вызывает восхищение собою. Нетрудно увидеть везде стремление вызвать восхищение собою. А если это нечестное стремление, то - попытка выдать безобразное за красивое. Повсеместно можно наблюдать эту попытку перевернуть, приукрасить себя, свои поступки не только в глазах окружающих, но даже в своих собственных. Можно легко и повсеместно наблюдать страх показаться безобразным и вызвать отвращение. Одним словом, стремление к красоте пронизывает всю жизнь сверху донизу.

      Отметим еще стремление к безобразию. Это происходит оттого, что представление о прекрасном различно. Если парижанки для усиления своей привлекательности пользуются изысканными духами, то некоторые негритянки с той же целью употребляют коровий навоз. Есть и стремление к безобразию по своей сущности. Но во всех случаях стремление к безобразию есть то же, но только перевернутое, стремление к Красоте, или еще очень несовершенное представление о прекрасном.

     Реже можно наблюдать стремление к красивым поступкам, к красивому поведению. В этой области чаще всего отмечается лицемерное желание замаскировать отрицательные поступки положительной маской, выдавая расточительность за щедрость, скупость за бережливость, трусость за осторожность, жестокость за суровость, сентиментальность за сострадание и так далее.

      Всё же в этой маскировке тоже имеется стремление к красивому поведению, но слабость, испорченность не позволяют действовать красиво. Во всяком случае, это уступка общественному мнению, которое всегда утверждает нечто положительное, целесообразное, в конечном итоге, прекрасное.

      Красота форм и отношений является источником радости, в каких бы масштабах ни шло строительство жизни космической, в особом преломлении. Этот закон аналогии помогает постичь многие космические законы. Обратная сторона медали - опасность антропоморфизма,
извращенное желание самости представить космическую жизнь как подобие земной жизни, а не наоборот.

      Божеством мужчины является прекрасная женщина. Символическая Венера. Но в жизнь каждого мужчины приходит его личная Венера, носящая в себе признаки безличного абстрактного божества.

      На балах выбирали царицу или королеву бала – самую прекрасную из присутствующих на балу женщин. Сейчас еще выбирают Королеву красоты той или иной страны и даже Мисс Вселенную, женщину с самым прекрасным лицом и телом. Возможно, что в будущем представление о прекрасном будет расширено и красота излучений ауры заменит или, по крайней мере, дополнит физическую красоту. Может быть, по такой лестнице можно будет подняться к самой прекрасной женщине на Земле. Она будет истинная царица Земли, а после нее возникнет представление о Царице Небесной, где свет и огонь составляют основу неизреченной красоты сияния.

      Каждый творит самое важное произведение; что бы он ни творил - каждый творит красоту своей ауры и вместе с этим красоту окружающего мира. Этот мир состоит из собрания других аур и потому, творя красоту своего дома, каждый должен помогать всем окружающим его творить их основные произведения, имеющие все возможности непрестанно хорошеть, расширяться и существовать всегда.

      Каждый сооружаемый мир имеет свой центр, свое сердце, которое несет ответственность за этот мир. В стремлении совершенствовать свою ауру, свое излучение, при наличии стремления умело помогать всем окружающим, мы приближаемся к сотрудничеству с Сердцем Мира, с Матерью нашей планеты".

      И еще: "... Мы не вольны существенно изменять нашу внешность, но свой внутренний облик изменять не только можем, но и обязаны, с каждым днем надо развивать в себе сильные прекрасные чувства и изгонять все, что безобразит ауру. Люди мало понимают, что украшает и что обезображивает ауру. Думают, что если тело можно украшать фальшивыми камнями, золотом и шелками, то и душу можно украсить фальшивыми, притворными измышлениями. Конечно, украшают ауру искренними самоотверженными чувствами, а обезображивают чувствами эгоистическими. Красота тела подобна фейерверку: не успеет вспыхнуть его ослепительный блеск, как огни его уже погасли. Быстро проходит телесная красота, редко она приводит к хорошему. Во всяком случае, она обречена на разрушение и гибель. Но не так с красотою истинного человека: пока человек восходит - она не только не увядает, но с каждым годом нарастает сильней, а восходить человек может всегда. Лишь только злая, эгоистическая воля толкает его в бездну. Красота притягивает, прекрасных любят, прекрасными гордятся. Не надо думать, что призыв к красоте ¬новогодняя отвлеченность; кто не стремится стать красивее, тот будет выброшен из потока эволюции и после длительных и тяжких страданий попадет в космические отбросы на переработку. Страшна участь отвернувшихся от красоты".

      "...Когда придет день снятия ауры, многие будут пытаться подменить обычные мысли чем-то надуманно прекрасным. Ведь люди умеют проливать притворные слезы. Малые хитрецы будут пробовать скрыть свою сущность, но фильм окажется прозорливее. Произойдет знаменательный опыт. Мысль притворная лишь ухудшит снимок, как бы забрызгает его темными крупинками. Так новая хитрость не удастся. Мысль искренняя, присущая порождает лучи ясные. У нужных сокровенных устремлений будут четкие цвета. Уже скоро произойдет движение в снятии ауры" ("Мир Огненный", ч. 3, 498).

______________
* Первая часть – размещена в Стихи.ру 22 июня 2014 г.
   Владислав Стадольник http://www.stihi.ru/avtor/vladislav3


Рецензии