Пространство Жизни

               


«Пространство Жизни - Вечность!»

                Вопрос природы времени один из важнейших для каждого! Что же такое « Время»? Оказалось, что для торгаша Время – деньги, но для влюблённого Время не существует, потому что счастливые часов не наблюдают, для романтика Время – птица, а для пессимиста Время не вернуть и не остановить, для него оно уходит безвозвратно. Думающего Человека Время учит уму-разуму! Для крестьянина упустить Время, значит потерять урожай, а у расчётливого Человека всему своё Время. Оптимиста Время красит, старит безвременье, у него Время всё излечит! Золотое Время у молодёжи. Пословица «Время за нами, Время перед нами, а при нас Времени нет» отсылает нас к философам, потому что она сама по себе полемична, и требует некоторого анализа. Итак, как трактуют понятие « Время» философы?
Аристотель утверждает: « Так как время скорее всего представляется каким – то движением и изменением, то это и следует рассмотреть. Изменение в движении каждого ( тела) происходит только в нём самом, или там, где случается быть самому движущемуся и изменяющемуся; время же равномерно везде и во всём».
И далее: « Однако время не существует без изменения. Ибо тогда не происходит никаких изменений в  нашем мышлении, или когда мы не замечаем изменений, нам не будет казаться, что протекло время, …». Вот эта фраза Аристотеля и заставляет задуматься: « … время не существует  без изменения. Ибо тогда не происходит никаких изменений в нашем мышлении, или когда мы не замечаем изменений, нам не будет казаться, что протекло время, …».  Следовательно, можно сделать вывод, что понятие « Время» - изобретение нашего мышления, и мы замечаем Время лишь в ситуации, если произошли какие либо изменения! Например, мы любовались сегодня грозой, поэтому в нашем мышлении отложился процесс зарождения, протекания и окончания этого природного явления, и это явление отложилось в нашей памяти, потому что оно протекало с утра и до определённого часа дня. Это природное явление, гроза, если сказать просто, продолжалось несколько часов. 
                Феноменальный вывод: ВРЕМЯ – плод излишней рациональности ума Человека, отравленного материалистическими представлениями о своей природе! А где же потеряна ВЕЧНОСТЬ, как КОНСТАНТА, присутствующая одновременно и в ПРОШЛОМ, и в НАСТОЯЩЕМ, и в БУДУЩЕМ? Видимо, не под силу Разуму решить задачку, что есть ПРОШЛОЕ, иначе не терзала бы ум наш загадка рождения МИРОЗДАНИЯ, и не было бы тайны в известной фразе: « … изменение происходит от времени, или время существует потому, что существует изменение?» ( Николай Бердяев. « Вечность и время».)
               
                Подвергнутые иллюзорному представлению о понятии «Время», мы убеждены в том, что оно нас старит, и ни одному Человеку не удалось и не удастся обратить вспять этот процесс.  Посудите сами! Считается, что каждому из нас уготована Судьба, значит, мы не в силах изменить события, предопределенные нам свыше. Родился Человек, и начинается обратный отсчёт Микроскопического  Отрезка от Вечности, отпущенного ему для Жизни в теле Человека, в которое, к великому счастью, его вселило Провидение!  И тогда Человек, поддаваясь ошибочному представлению о своей природе,   ввергает себя в хаос мыслей, лейтмотивом которых является рефрен о бренности и неминуемой смерти, и эта назойливая мысль всё глубже вгрызается  в воспалённый мозг  в течение всей  жизни. Представление о времени как о беспощадном Роке, как об обоюдоостром безжалостном мече, занесённом над только что родившемся младенцем типично для воспринимающих себя как материальное существо, лишённое духовного начала! Поддавшись очарованию и блеску материи, материалистически мыслящие люди  сталкиваются с тупиковыми ситуациями, разочаровываются, убеждаясь в том, в стремительном течении дней нет разумной альтернативы хаотическому переплетению событий.  Именно от разочарования многие уединяются  в четырёх стенах, предаваясь низменным  удовольствиям, а в отношениях друг с другом полагаются на инстинкты!
«Для каждого из нас важно время от времени задаваться вопросом: всегда ли то, что мы считаем реальностью, является действительно реальным?» (Дэвид Гудинг, Джон Леннокс. Мировззрение. Книга 1, том 2, стр. 14).
                Но если попытаться воспринять Время как субстанцию, не убавляющую годы нашей жизни, но напротив, воспринимать Время как феномен, предоставляющий возможность каждому  смотреть в Будущее с оптимизмом!  Мысль объяснить просто! Время вечно, Оно было, есть и будет, невозможно определить, или пытаться предсказать, когда Время иссякнет! Во Времени пребывает всё Мироздание, и Человек – частица этого гигантского живого Организма! Вселенная и Вечность – одно понятие, почему же Человек так немощен и жизнь его так коротка!  Человек, вместо того, чтобы думать об убывающем времени и неизбежной смерти, может изменить точку зрения на Микроскопический Отрезок от Вечности, подаренный ему Случаем для пребывания в человеческом теле, понять, что Время изобретено из практической целесообразности, чтобы ориентироваться в Пространстве, строить планы на Будущее и т.д. Поэтому, разумнее абстрагироваться от понятия «Время», пребывать в Пространстве как  Величина,  неотъемлемая от  Бесконечности и Вечности! Ведь движение Звёзд и Планет, физические и духовные Процессы не отторгают Человека, напротив, приглашают к Взаимопониманию и Сотрудничеству! Напрашивается вопрос: стоит ли Человеку отчаиваться лишь только потому, что он изобрёл Время и ужасается его неумолимости!? Ошибка в том и состоит, что мы дробим Время на Прошлое, Настоящее и Будущее! Конечно, это удобно в том плане, как о нём писал Ньютон, углубляя и уточняя мысль Аристотеля, который утверждал, что «время не существует без измерения».  Ньютон в научном труде «Математические начала натуральной философии» сделал вывод, что «абсолютное истинное математическое время само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему - либо внешнему, протекает равномерно, и иначе называется длительностью. Относительное, кажущееся или обыденное время есть или точная, или изменчивая, постигаемая чувствами, внешняя, совершаемая при посредстве какого – либо движения, мера продолжительности, углубляемая в обыденной жизни вместо истинного математического времени, как то: секунда, минута,
час, день, месяц, год».

                Вся проблема, на мой взгляд,  заключается в самом толковании понятия « Человек». Философский словарь объясняет:
« Человек – как субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо (представитель вида homo sapiens), генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием, нравственно – этическими качествами».
И далее: « Высшая ступень живых организмов на Земле. Телесно Человек принадлежит к млекопитающим, а именно к гоминидам, человекообразным существам. И гориллы и шимпанзе восходят к третичному периоду, они жили более полумиллиона лет назад. Они начали использовать огонь. О причинах, определивших становление собственно Человека, можно высказать только предположение. Путь этого становления раскрывается всё яснее благодаря филогенетической антропологии, сравнительной морфологии, физиологии и палеонтологии. Более высокий уровень развития человека по сравнению с животными проявляется в прямой походке, в совершенстве руки….» Ну и так далее, в ключе материалистического и социал – дарвинистического мировоззрения! 
                Закономерно возникновение полярного мнения о понятии « Человек». Шелер  пришёл к выводу, что «Человек  - это фундаментальная категория философии, являющаяся смысловым центром практически любой философской системы. Сложность философского определения Человек состоит в невозможности однозначного подведения его под какое – либо более широкое родовое понятие (например, природа, Бог, или общество), поскольку Человек – это всегда одновременно микрокосм, микротеос и микросоциум. Тем самым философское постижение Человек всегда разворачивается не просто через реконструкцию его сущностных характеристик, но через осмысление его бытия в мире, человеческого мира, где Человек – это в известном смысле всё». В рамках истории философии Человек традиционно понимался в единстве таких его основных модусов, как ТЕЛО, ДУША и Дух!»
                Очевидно, что в официальной философии утверждается, что Человек не может характеризоваться в отрыве от триединого понятия. Поэтому неприемлемо умозаключение, что Человек - высшая ступень живых организмов, млекопитающее, относящееся к гоминидам, это было бы слишком просто! Можно предположить, что исторический период оказался чрезмерно коротким и не дал шансов Человеку подняться над остальными видами высших млекопитающих, хотя он и научился, по мнению К. Маркса, благодаря совершенству руки, выполняющую хватательную и производящую функцию, изготовлять красивые вещи и наряжать в них тело!
                Мы пришли к выводу, что страх перед Будущим, которое неумолимо ведёт Человека к фатальному исходу, смерти, преследует Человека оттого, что он не научился осознавать себя как “ идеальное существо, воплотившее в себе телесно – чувственную субстанцию, одушевлённую разумом, духовностью». Да, в христианстве Человек рассматривается как центр и высшая цель мироздания! Человек создан по образу и подобию Божьему! И это под силу только Творцу! Обладает ли способностью высшее существо осознавать, « каким образом растёт прошлое, которого уже нет? Только потому, что это происходит в душе, и только в ней существуют три времени. Она и ждёт, и внимет, и помнит: то, чего она ждёт, проходит через то, чему она внимает, и уходит туда, о чём она вспоминает… В тебе, душа моя, измеряю я время… Мне кажется, что время  есть не что иное, как растяжение, но чего? Не знаю; может быть самой души. (Блаженный Августин. Из работы Николая Старорусского « Distentio animi».)Что из этого следует?  Возможности мозга Человека безграничны, и они распространяются на умение воспринимать Время во всех проявлениях, в Прошлом, Настоящем и Будущем,  пребывать в трехмерном Пространстве, охватывать события Разумом в их Рождении, Развитии и Окончании, ощущать «растяжение Души» в Вечности. Вот и возникает вопрос, нужно ли пребывать в состоянии Страха перед Будущим?! Из логики возникшего вопроса вытекают размышления над многими постулатами, которыми руководствуются те, кто воспринимает себя как существо, достигшее современного уровня развития в процессе эволюции. И заблуждения эти живучи оттого, что до настоящего времени социал-дарвинизм является официальной гипотезой.  Однако мало кто задумывается о том, на каком уровне развития его Душа!? Так где же Истина? Ведь «каждый ищет истину. Таков философский образ жизни». ( « Источник вечного наслаждения.» Стр.15.)

              Итак, «каждый ищет истину», и это естественно, и это закономерно, ибо невозможно Разуму, происхождение которого, несомненно, имеет духовное Начало, не задаться вопросом: что такое Истина?! Невозможно не согласиться с суждением, что Разум есть не что иное, как способность мыслить, а умение мыслить свойственно только Человеку, и этот феномен отличает Человека от других живых существ. ( Растений и животных). Спиноза был уверен в том, что каждый человек одержим страстью к познанию, и это страсть может подчинить себе все остальные устремления. Следовательно, процесс мышления  характерен  только для Человека, и только он ( процесс мышления) является дорогой к Совершенству, дорогой к Звёздам! Обладающий Разумом не может быть ни растением, ни животным, обладающий Разумом не может появиться как следствие случайных соединений элементов материального Мира, следовательно, теория эволюционного развития к нему не применима.
               Что же такое время для томящегося в невежестве,  и коротающего дни в неведении того, что в нём обретается бессмертная душа, и что такое время для отшельника, монаха, для личности, обладающей трансцендентными знаниями? Для большинства мирян время ассоциируется с безликим монстром, набросивши паутину тления на бренное тело и раскачивающим невидимую сеть над бездонной пропастью. В любой миг ячейка сети может лопнуть…! Вот и тщится мирянин испытать за миг существования все доступные удовольствия, и ради них он расстраивает города, изобретает всё новые возможности для утех, и уже не может он отличить грех от добродетели, и не стремиться он смотреть на Звёзды и осознать, что его Дом это Вселенная, и  разучилось его сердце чувствовать сострадание к бездомному, больному, увечному, печальному и грустному  ближнему, и спешит он в свой каменный мешок, жаждет предаться оргиям, в очередной раз как в последний!
                А что такое время для служителя Богу?! Для божьего служителя не существует времени! Он пребывает в праведных делах и отдаёт дань молитве, и не ощущает ни Прошлого, ни Настоящего, ни Будущего!  Служитель Всевышнего пребывает в безграничном Пространстве и Времени одновременно, и поэтому для него время во всех измерениях выступает как постоянная Величина, насыщенная духовной энергией Создателя! Именно поэтому служитель Богу пребывает в духовной самодостаточности, именно поэтому он не видит проку в излишней утвари, и он довольствуется лишь необходимой одеждой,  практичной и простой! И пища его служит поддержанию здоровья тела, потому что служитель Богу осознаёт, что умеренность в пище и молитва, а также праведный труд могут уберечь ум от материальных желаний и осознавать себя как индивидуальная, трансцендентная  личность!    
               
                «Что же такое время? Кто смог бы объяснить это просто и кратко?», пишет Августин. Мы говорим о времени постоянно, мы измеряем его, мы знаем, что существует время прошлое, настоящее и будущее. Прошлое время – это то, что уже прошло, а будущее – это то, что еще не наступило. Но то, что прошло, уже не существует, рассуждает Августин, а то, что в будущем – еще не существует. Реально только то, что существует в настоящем. Но если бы настоящее не уходило бы в прошлое, то оно бы стало вечностью, чего быть не может. Тем не менее, мы измеряем время. Какое время мы можем измерить? Оказывается, что мы можем измерять время прошлое и время будущее, а время настоящее мы измерить не можем. Время прошлое мы можем измерить, потому что оно уже прошло и мы знаем сколько оно длилось, а время будущее мы можем измерить предположительно, в качестве нашего ожидания. Настоящее же мы измерить не можем, потому что оно не имеет длительности. Настоящее – это неуловимая грань между будущим и прошлым. Августин доказывает это убедительным примером. Он задает вопрос: может ли быть некий выделенный промежуток времени, например в сто лет, в настоящем? Нет, говорит он, настоящим может быть лишь один из ста. А может этот один год быть весь в настоящем? Нет, сейчас может длиться только один месяц из двенадцати. А из всего месяца может длиться лишь один день. И так до бесконечности дробя текущий промежуток времени, Августин приходит к выводу, что настоящее – это бесконечно малое мгновение, не имеющее длительности.

Получается удивительная вещь: времени прошлого и будущего, как мы уже говорили, не существует, а настоящее бесконечно мало, т.е. практически равно нулю, а это значит, что времени в это мгновение не существует также.
Как же мы говорим о прошлом, которого не существует? И как мы говорим о будущем? Разве можем мы правдиво говорить о несуществующем? Значит, прошлое и будущее где-то все-таки существуют? Рассуждая таким образом, Августин приходит к мысли о том, что прошлое существует только как настоящее в нашей памяти. Да и будущее, о котором мы имеем смелость говорить, тоже существует как настоящее в нашем уме, как обдумывание того, что, по нашему мнению, должно произойти.
«Совершенно ясно теперь одно,- говорит Августин,- ни будущего, ни прошлого нет, и неправильно говорить о существовании трех времен: прошедшего, настоящего и будущего… есть три времени – настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего. Некие три времени эти существуют в нашей душе, и нигде в другом месте я их не вижу: настоящее прошедшего – это память; настоящее настоящего – это непосредственное созерцание; настоящее будущего – его ожидание».

Как же мы все-таки измеряем время? Ведь прошлого уже нет, будущего еще нет, а настоящее не имеет длительности. И, тем не менее, мы измеряем время, как утверждает Августин, именно в настоящем, пока оно идет, пока мы его чувствуем. Пока оно движется из будущего через настоящее в прошлое. Августин опровергает мнение, что время – это движение тел. Что движение может совершаться лишь во времени, Августин согласен, но не наоборот. Он кропотливо с разных сторон пытается разрешить вопрос о том, как мы измеряем время. Как мы можем сравнивать длительности и говорить: этот промежуток времени длиннее другого. Мы не можем измерить звук пока он длится, ибо он еще не закончился, но когда он закончился, его уже нет. Как же мы его измеряем? Мы это делаем, приходит к выводу Августин, в нашей душе. Так же, как он утверждал, что время существует лишь в нашей душе, так и измерять время мы можем только в ней же. «Внимание, существующее в настоящем, переправляет будущее в прошлое; уменьшается будущее – растет прошлое; исчезает совсем будущее – и все становится прошлым» . Только в душе существуют три времени. «Она и ждет, и внимает, и помнит: то, чего она ждет, проходит через то, чему она внимает, и уходит туда, о чем она вспоминает».
Волгоград, 2012 год.


Рецензии
Время имеет энергетическую структуру в нашем материальном мире. В высших
тонких мирах времени нет!!! Там есть понятие для людей - здесь и
сейчас. То есть всё происходит одновременно - в прошедшем, настоящем и
будущем. На основе этого даются предсказания, хотя всё находится в
развитии и могут быть отклонения от предсказаний.

Юрий Иванов 4   11.12.2017 17:33     Заявить о нарушении
Юрий, здравствуйте. Спасибо за отклик о моей работе. Согласен с Вашим замечанием. Материальный Мир имеет начало и имеет конец, именно поэтому его возможно измерить разнообразными способами, в том числе единицей Времени. Успехов Вам, с уважением.

Анатолий Кисельников   11.12.2017 19:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.